Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Пригодится - пива напиться

Нынешний учебный год - снова особенный. Сколько раз первый после летних каникул школьный звонок оповещал о старте очередной образовательной реформы. Ныне ребятня усаживается за парты под фанфары национального приоритетного проекта, целью которого заявлено «ускорение модернизации российского образования».

Иллюстрация - Евгений Русин

К счастью, дождалось. Ведь ясно как божий день: не поднимем престиж учительского труда и быта, не отблагодарим энтузиастовбессребреников, не оснастим классы и аудитории современным оборудованием - не получим здоровых и полноценно развитых граждан. А без этого будущее страны представляется более чем туманным.

Хорошего помаленьку
В чем суть нацпроекта? Это «выявление и поддержка лидеров, точек роста нового качественного образования, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов» (подробнее см. http://mon.gov.ru/proekt/ideology/). Постепенно повышаются зарплаты педагогов. Вводится подушевой принцип финансирования учебных заведений, призванный простимулировать конкуренцию среди них и появление образовательных новаций. Проведены конкурсы талантливой молодежи и инноваторов - учителей, школ, вузов. Победители получили гранты: по 30 - 60 тыс. рублей на единицу талантливой молодежи, по 100 тыс. рублей - прогрессивным педагогам, по 1 млн рублей - школам, до 1 мдрд рублей - вузам. Один лишь Санкт-Петербургский университет, альма-матер президента, распоряжением правительства получил полмиллиарда рублей на создание в Петродворце Высшей школы менеджмента. В общероссийских масштабах инвестиции в образование под вывеской нацпроекта составили десятки миллиардов, только в УрФО при участии региональных и муниципальных бюджетов на модернизацию учебных заведений направлено более 1 млрд рублей. Таких массированных вливаний, столь акцентированного внимания властей всех уровней российское просвещение не знало полтора десятка лет.

Ни по одному из перечисленных пунктов концепция национального проекта внятного ответа пока не дает. Не потому ли наряду с отчетами о миллиардных бюджетных ассигнованиях уральскому полпредству президента приходится сообщать о 2 тысячах незанятых вакансий учителей начальных классов, математики, информатики, иняза, музыки, физкультуры?

Сами педагоги признают: курс реформирования системы образования взят верно. Однако, во-первых, важно обойтись без крайностей, ради соблюдения рыночной доктрины не пожертвовать целесообразностью. Например, сохранить малокомплектные сельские или спецшколы (см. «Расклад по душам»). Во-вторых, нужно не бояться и дальше инвестировать в образование: полумеры не дадут реанимационного эффекта. Но обязательно - на основе прозрачных, гласных конкурсных процедур. Иначе не избежать повсеместного фаворитизма, а тут уж не до «выявления и поддержки лидеров». Втретьих, следует ответить на самые главные вопросы: какие выпускники ради какой экономики, обладающие какими знаниями и навыками нам нужны? Соответственно - какого содержания и качества учебные программы, какого склада педагоги востребованы?

Деньги к деньгам
Школа № 13, расположена в центре города, участвовала в конкурсе и победила. Разговариваем с директором Галиной Хакимовой.


…Как встречают 1 сентября в состоянии национального проекта небольшие провинциальные школы, а их в России подавляющее большинство? Чтобы оценить ситуацию, мы отправились в город Полевской (Свердловская область), что находится в 52 км от Екатеринбурга. Здесь 72 тыс. жителей и 17 школ. Из них две - заняли в этом году призовые места по итогам первого конкурса среди общеобразовательных учреждений в рамках национального приоритетного проекта «Образование» и получили денежные премии по 1 млн рублей. Чем отличаются школы-призеры от остальных?

- Традиционными методами этого не сделать. Новыми техническими, в частности с помощью компьютеров, - трудно, но можно. Именно для этого мы создаем школьную локальную сеть, оборудуем мультимедиаклассы. Даже за счет того, что учитель может не рисовать таблицу на доске, а просто выведет ее на экран монитора, экономится время.

- Галина Николаевна, объемы преподавания в старших классах естественно-научных дисциплин сокращены вдвое: до часа в неделю. Как вашим педагогам удается уложить в этот час программный материал, да еще и с творческим подходом?

Прямо за школой - перекопанное футбольное поле. Хакимова объясняет: дело не в том, что не успели подготовиться к учебному году. На поле (на деньги, выделенные под нацпроект) будет возведен стадион, ведется подготовка к строительству.

Именно проект создания внутришкольной компьютерной сети выдвинул 13ю школу в призеры конкурса. На его реализацию и пойдет миллион. Однако славится школа не только этим. Галина Николаевна обстоятельно рассказывает, что образование должно быть выстроено на любви к детям: в коридоре на первом этаже висит огромный стенд «Ключик к детской душе» - здесь стихи, картинки, аппликации, сделанные детскими руками. И про то, что школа должна быть домом для каждого ребенка: на подоконниках цветы, на окнах - новые шторы, в коридоре - диваны.

- Сдаем помещение под магазин, - объясняет директор.

- А что за яркая вывеска на складе на территории стадиона?

- Мы объединяем усилия родителей, шефов (в Полевском отработана система шефства крупных предприятий над школами на уровне школа - цех, смена - класс. - Ред.), выпускников. Предоставляем платные образовательные услуги: готовим детей к первому классу на дому. Преподаватели вместе со школьниками собирают макулатуру и металлолом, - рассказывает о материальном Хакимова.

Проект проектом, а деньги не лишние… Старой деревянной школе 47 лет. Капитальный ремонт не проводили ни разу. Но усилиями учителей, школьников и родителей удается создавать видимость приличной подготовки к новому учебному году. На протяжении всей парадной лестницы - детские рисунки в рамках, подобранные под цвет стен: на втором этаже - от нежно-розовых до бордо, на третьем - от ярко-желтого до насыщенного коричневого, на четвертом… пока картин нет, но обязательно будет чем порадовать глаз!

Директор отмечает, что в этом году деньги стали поступать и от муниципалитета: «Город выделил около 350 тыс. рублей на установку пожарной сигнализации, около 400 тыс. рублей - на замену электропроводки».

На собранные деньги (около 300 тыс. руб. ежегодно) в школе модернизируют спортивно-оздоровительный комплекс (собственные лыжную и военноспортивную базу, тренажерный зал) и культурно-досуговый центр с музыкальной аппаратурой, инструментами и видеокамерой.

- Каков средний возраст учителей?

За два с лишним часа, проведенные в школе, нам не встретился ни один молодой преподаватель. Интересуемся у директора:

- Но без притока молодых кадров не будет новых идей…

- Сорок лет. Стаж работы до пяти лет имеют шесть человек, от 5 до 10 - семь, от 10 и выше - 3

В этом году в школу приехали трое выпускников Челябинского пединститута. Им предоставили комнаты в общежитии, из областного бюджета выплатили подъемные - по 20 тыс. рублей. Директора школ и учителя надеются, что власти будут и дальше поддерживать молодые кадры. Однако зарплата в 4,5 тыс. рублей вряд ли способна удержать толковых и амбициозных.

- Наши преподаватели занимаются самообразованием: 70% учителей овладели компьютерными технологиями. Это уже о чем-то говорит.

- Почему школа не вступила в конкурс? Неужели миллион лишний?

Старость не радость
Школа № В конкурсе не участвовала, миллиона не получала, дополнительными дотациями не распоряжается. Нас встречает директор Нина Назарова.

И надеемся участвовать в последующих. Но нас подвели короткие сроки подачи документов и отсутствие информации о том, как правильно подготовить заявку на участие. Только в самое последнее время в «Учебной книге» стала появляться литература, которая может помочь советом, а не содержит лишь нормативноправовые акты.

- Что вы, мы бы с удовольствием!

- Школа работает в две смены, оборудование очень быстро приходит в негодность. Так вот, за 26 лет, что я работаю здесь, массовая замена мебели производится только второй раз. В этом году школа наконец получила средства и на покупку новых пособий.

Школа более чем заинтересована в деньгах: материально-техническая база крайне устарела. Хотя подвижки есть.

Дополнительные материалы:

Главная беда рядовой 4-й школы та же, что новационной 13-й: средний возраст преподавателей - 43 года. Самое печальное: кроме как на своих бывших учеников, ныне студентов пединститутов, директор не рассчитывает. Как привлечь иногороднего молодого специалиста и удержать его в школе, Нина Назарова не знает: система мотивации в федеральном министерстве образования и науки не разработана. Директор надеется на естественную смену поколений, на то, что пединституты не прекратят выпускать специалистов… Но ее глаза обращаются в пол, а речь становится все абстрактнее. Вопросов гораздо больше, чем ответов.

В соревновании педагогов на Среднем Урале участвовали 565 человек, отобраны 241 (они получат премию в размере 100 тыс. рублей минус подоходный налог). Наиболее активный возраст участников - 40 - 50 лет. Следующая категория - учителя с десятилетним стажем. Неопытных, как и очень опытных, - меньшинство. Мужчины освоили свои 8% (в общем количестве работающих в школе их столько же). Большинство среди победителей - учителя русского языка и литературы, затем - педагоги начальных классов и математики. Есть даже преподаватель такой дисциплины, как «театр».

Уроки статистики
По положению о конкурсе средних образовательных учреждений, Свердловская область выбирала 72 показательные школы (они получат национальные гранты в размере 1 млн рублей). Результаты удивили. Среди победителей только 16 прописаны в областном центре. Вряд ли это означает, что в Екатеринбурге учат хуже. Просто районные школы оказались мобильнее, в областном же центре господствовали апатия и неверие.

Подготовила Марина Романова

По мнению и участвовавших в конкурсе, так и игнорировавших его, выборка получилась не совсем репрезентативной. Дело в том, что в целом отношение к национальному проекту было вялым. Если на следующий год конкурс повторится, ситуация может измениться. В министерстве общего и профессионального образования Свердловской области объяснили: разговоры о втором конкурсе ведутся, но нормативные документы пока отсутствуют.

Из 16 екатеринбургских школ-лидеров конкурсов большинство - гимназии и лицеи. «Простых» общеобразовательных школ только четыре. Школа № 168 привлекла наше внимание еще и тем, что отмечено не только образовательное учреждение, но и несколько его педагогов. Одно время 168-я имела исторический уклон в обучении, но затем от него отказалась: школа по месту жительства должна быть широкого профиля. Почему же в равных условиях получаются разные результаты?

Иллюстрация - Андрей Порубов

Преподаватель русского языка и литературы Евгений Жуков - «толстовец»: региональный представитель музея-усадьбы «Ясная поляна», где побывали уже многие старшеклассники. Учитель иностранного языка Елена Беляева даже книгу написала на английском. А недавно возила в Великобританию группу школьников. Коллеги удивляются: она не производит впечатления человека, который «пашет и пашет», работает легко и с улыбкой, а на экзаменах и олимпиадах дети показывают свободное владение языком. У Надежды Пасынковой учится резерв спортклуба «Уралочка»: девушки приезжают сюда из Верхней Пышмы, разных районов Екатеринбурга. Нечастый факт: учитель физкультуры «воспитывает» не только тело, но и ум. Кандидат наук Ирина Серикова создала собственную методику преподавания изобразительного искусства, по которой сегодня обучаются дети примерно в 40 школах города и области.

Если во внутришкольной политике 168-й и есть какой-то «уклон», приоритет, так это - кадровая политика. Директор Ольга Фадеева тщательно отбирает педагогов даже в ситуации дефицита кадров. В школе сформировалась целая плеяда педагогов-новаторов.

- Как вы оцениваете результат педагогической деятельности? По количеству отличников, числу поступивших в вузы?

Ирина Серикова из династийной педагогической семьи: дочь учителя, внучка учителя, правнучка учителя и, похоже, вскоре станет мамой сразу двух учителей.


- Конечно, я радуюсь, когда мои выпускники поступают в художественное училище, архитектурную академию или на строительный факультет УГТУупи. Но я не готовлю профессионалов. Главное - сформировать умение вычленить проблему и творчески решить ее. В этом моя задача как преподавателя изобразительного искусства и черчения. Вот вы помните школьные уроки рисования? И большинство не помнят. Когда я изучила существовавшие программы, то увидела: они или не интересны детям и учителям, или рассчитаны на индивидуальное обучение, то есть не годятся для общеобразовательной школы. Давайте посмотрим, сколько продуктивного времени мы имеем. Урок длится 40 минут. Ктото опоздал, кто-то сел на жвачку, тут завуч вошел - осталось минут 3 Умножаем на 30 уроков - это 15 астрономических часов, делим их на количество учеников в классе, и каждому достается полчаса, за которые и нужно научить человека рисовать. Задачу для себя я поставила так: вернуть ребенку утерянное время, а для этого коллективное обучение приблизить к индивидуальному.

Ирина Серикова

- Еще моя мама говорила: если после урока остались исписанные парты, урок прошел бездарно. Дети должны быть заняты все время. Не капризничать, не отвлекаться позволяет ситуация выбора. Она должна быть и у ученика, и у учителя. Каждый год дети получают специальные тетрадки. Работать могут в них - или в альбоме, карандашом - или красками, повторить за учителем - или придумать свое. За урок дети успевают сделать и узнать очень многое.

- Как это возможно?

- В вашей методике ощущается инженерный подход: вы получили проблему, разложили ее на составляющие и нашли неординарное решение. А если я поставлю вопрос не частный, а глобальный: что, повашему, необходимо изменить в российской школе?

Обучение строго систематизировано. Визуальное мышление можно разложить на три основных компонента. Сначала объект нужно увидеть, рассмотреть, проанализировать - работает мысль. Затем - преобразовать, задействуется воображение. Наконец, создать новый визуальный образ - здесь важна зрительно-моторная координация. На этих уровнях мы и работаем. Моя задача в начальной школе - научить всех детей, независимо от способностей, используя простейшие элементы, рисовать кошку так, чтобы она была похожа на кошку, а лицо человека - на лицо человека. Программа в средних классах построена на цельных образах, на воображении, собственном видении, чувствовании пространства, она связана с изучением истории на параллельных уроках.



Образование реформируется все последние пятнадцать лет, рассказывает ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Геннадий Романцев: «На моей памяти это уже пятая реформа, написано три образовательные доктрины, сменились восемь министров, три поколения государственных стандартов. Знакомая в министерстве образования говорила, что за эти годы получила восемь предписаний, что должна быть уволена. Ну и чем могут закончиться такие опыты? Тем более что во многом реформации предпринимались в интересах коллективов разработчиков и иностранных экспертов».

Геннадий Романцев

- Не спорю: новые подходы сыграли положительную роль. Школа отказалась от доктринерства в области литературы, истории, информатики, во внедрении технических новшеств. Больше внимания стало уделяться наукам о жизни, например экологии.

А трамваи - лучше
- Геннадий Михайлович, неужели реформы не принесли хоть какогото позитивного эффекта?

Так попытки модернизации превращаются в бессмыслицу. Тот же ЕГЭ был введен по причине якобы высокой коррумпированности вузовских приемных комиссий. Теперь проблему перенесли в школы, где педагоги беднее. В результате для 450 абитуриентов-выпускников школ прошлых лет и выпускников этого года, не сдававших в школе единый госэкзамен по математике, проведение ЕГЭ поручено нам. И к чему было огород городить?

Но если пристально посмотреть на остальное, выяснится, что реформирование носит организационно-бюрократический характер. Например, как может изменить качество образования единый госэкзамен (ЕГЭ)? Это ведь только система оценки знаний. В первую же сессию все, кто случайно угодил в вуз по ЕГЭ, будут отчислены. Осторожно спрашиваю одного чиновника: «А вдруг эксперимент с единым госэкзаменом окажется отрицательным?». «Да что вы, - говорит. - В него столько денег вбухано!». Вот вам и критерии эффективности.

- Вы работаете с выпускниками школ. Каково качество этого «материала»?

Или взять стремление федерального правительства ввести Россию в Болонский процесс. Его замысел - в переносе к нам европейских стандартов образования, чтоб наши дипломы признавались на Западе и наоборот: для обмена кадровыми потоками. Фактически же речь идет о демонтаже прежней системы подготовки кадров и монтаже европейской, совершенно для нас непонятной. Кто такой бакалавр? К чему его приспособить? Неясно. А вот в какую сторону пойдет утечка кадров: из Европы к нам или из России в Европу - абсолютно очевидно. Даже «продвинутая» Германия взяла таймаут до 2010 года, а мы легкомысленно идем в пасть ко льву.

Закон об образовании, принятый в 1992 году, был одним из лучших в мире. Он гарантировал: учительская зарплата не может быть меньше средней зарплаты по стране. С принятием ФЗ-122 о «монетизации льгот» от этого закона ничего не осталось. Сегодня зарплата не то что учителя, профессора - 5,8 тыс. рублей. А на его воспитание и образование понадобилось более 20 лет. Гораздо выгоднее идти в водители трамвая: учишься четыре месяца, а зарплата в три раза больше.

- В целом подготовка абитуриентов стала хуже, особенно в естественных дисциплинах: физике, химии, математике, биологии, географии. Причина в том, что раньше школьные учителя занимали куда более достойное место в обществе, получали достойную зарплату и не бегали, как сейчас, сразу по нескольким работам.

- На следующий год, обещает федеральное правительство, расходы на образование вырастут на 40%.

Еще один убийственный пример: мастера производственного обучения в профтех-училищах. Каждый год на ярмарке вакансий мы собираем работодателей - представителей заводов, ПТУ, колледжей (отличие наших выпускников в том, что они могут и преподавать, и трудиться по рабочим специальностям). Предложение ПТУ: малый город вдали от цивилизации, зарплата 2,6 тыс. рублей, койка в трехместной комнате в общаге с удобствами в конце коридора. Кто из толковых выпускников пойдет на такие условия? Чему можно научить за такие деньги? Тут же поднимается представитель промышленного предприятия: зарплата 12 тысяч, 25 тысяч подъемных, миллион кредита на квартиру, а пока - двухкомнатный номер в общежитии. В банках нашим выпускникам кладут зарплату в 20 тысяч, а в крупном холдинге - в 3 И что они, повашему, выберут? ПТУ или банк? А ведь станочников днем с огнем не отыскать, директора заводов собирают их по всей стране, по всему СНГ. В Санкт-Петербурге корабли сваривают уже польские рабочие.

После выступления в середине 80х годов Рональда Рейгана в Совете национальной безопасности с докладом «Нация в опасности» государственные дотации Америки в образование достигли уровня десяти советских государственных бюджетов на высшее образование, американские эмиссары отправились изучать наш опыт. Мы же поставили образование на самую низкую ступень. Я всякий раз прислушиваюсь, когда объявляют состав нашего правительства. Кто на первых местах? Министр финансов, министр обороны. А вот министр образования - на последнем.

- Ну будет профессор получать не шесть тысяч, а восемь. Это нормально? Он должен получать пятьдесят тысяч, а школьный учитель - двадцать пять. Финансирование образования нужно увеличивать в десятки раз. Образование должно быть объявлено национальным приоритетом не в декларациях, а на деле.

Связи решают все
- Неужели рецепт оздоровления настолько прост: вкачать в образование деньги?


Скоро в русле развивающего бюрократического социализма у вузов отнимут право заниматься коммерческой деятельностью. И тогда я вообще не представляю, как мы будем выживать.

- Но ведь национальный проект в области образования как раз предусматривает проведение конкурсов лучших учителей, школ, вузов.

- Дело не только в деньгах. Сегодня мастер профтехучилища сидит на трех ставках, получает 7,5 тыс. рублей и никого рядом не пускает. Будет получать 75 - и также никого не пустит. Необходимы аттестация и адресные дотации. Но по существующим нормам, Гражданскому и Трудовому кодексам, - все наоборот: если повышаем зарплату, то всем поголовно. То есть государство мне как руководителю не доверяет. А еще вернее: конкретные чиновники не желают передавать функцию распределения денег.

Накануне проведения конкурсов среди вузов (государство выделило победителям 10 млрд рублей) я набросал 15 претендентов в победители. Угадал тринадцать: Москва, СанктПетербург, Томск… Безусловно, это очень сильные вузы. Но поддерживая только их, мы углубляем пропасть между сильными и слабыми. Излишнее финансирование развращает. Москва и Питер съедят по миллиарду и не заметят, а их выпускники утекут в Европу. Тогда почему на студента МГУ в год приходится 200 тыс. рублей госдотаций, а на моего - только 30? А вы дайте, скажем, Тобольску, хоть 100 миллионов - они так напашутся, так шагнут вперед, что, может быть, обгонят всех! А пока у нас за инициативу бьют, а не проявишь инициативы - ничего не дадут. Безвыходное положение.

- Конкурсы, конечно, лучше, чем приказное распределение. Но составы конкурсных комиссий формируются чиновниками. Какой быть конкурсной процедуре, решает министерство образования и науки. Поэтому побеждают, как правило, те, у кого есть устойчивые связи во власти.

- В их проведении нужна гласность, но это самое страшное для бюрократии. Все процедуры, начиная со вскрытия конверта с условиями конкурса, должны транслироваться в прямом эфире по телевидению.

- Разве профессиональное сообщество способно объективно подводить итоги конкурсов?

- Раньше мы готовили узкого специалиста, «винтик», пичкали его избыточными знаниями, но не прививали критического отношения к ним. В современном мире скорость изменений настолько высока, что приходится бежать в два раза быстрее, чтобы не отстать. Поэтому сегодня главный багаж - не первоначальный набор знаний, а быстро усвоенные новые знания, главный навык - способность к самообразованию, саморазвитию личности, готовность постоянно учиться.

А у нас они максимально закрыты.
- Предположим, в рамках нацпроекта финансирование образования увеличилось в разы, отработаны конкурсные процедуры. Но ради чего? С нашей точки зрения, нацпроект не говорит о главном: какого качества выпускник школы и вуза нам нужен? Каким знаниями и навыками он должен обладать, чтоб быть конкурентоспособным в будущем? Чтобы вместе с ним конкурентоспособной была и страна.

Дополнительные материалы:

Если бы мне в детстве сказали, что я застану цветное телевидение, сотовую связь, интернет, я бы вряд ли поверил. Помню, 12 лет назад в США я впервые увидел мобильный телефон. Тогда он был массивным, тяжелым, на четырех батарейках, а их мощности хватало на полчаса разговоров. Поэтому в сумке надо было постоянно носить еще четыре батарейки. Сравните с сегодняшними технологиями. А где эти технологии производятся? В Китае: недавно в Гуанджоу построили колоссальный университет на 200 тысяч студентов. А преподают там, кстати, российские профессора: зарплата - 7 тыс. долларов, проживание - в коттеджах. Поэтому мы им экспортируем медь, а они нам - гвозди из нашей же меди. Боюсь, совершенно не вкладывая все эти годы в образование, мы безнадежно отстали.

- Предпосылки к изменению образовательной системы появились еще в 1944 году. Тогда американское государство обязало все вузы принимать солдат, вернувшихся со Второй мировой войны, на очень льготных условиях, практически без экзаменов. А революция в американском образовании произошла в 1957 году, когда СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Правительство США решило направить большие ассигнования на финансирование школ и университетов. Благо, налогоплательщики были полностью солидарны с решением руководства страны. Население жило одной мыслью: необходимо перегнать Советский Союз и первыми попасть на Луну, соблюсти оборонный паритет. Департамент образования популярно разъяснил американцам: корень научного прогресса - в образовании. Ставка тогда была сделана на развитие физики, математики, химии. Попытка вывести биологию в число приоритетных наук провалилась: главным было достижение лидерства в авиакосмической отрасли. Только в начале XXI века биология выходит на первый план.

Конкуренция двигает образование
- убежден вицеконсул США по вопросам образования и культуры в Екатеринбурге Вирджил Стромайер

Вторая проблема - кадры. Квалифицированные специалисты не хотят преподавать в школе. Выпускники университетов со средним баллом в аттестате 4,0 предпочитают работать на IBM, с баллом 3,8 - в Microsoft, и только с баллом 2,8 - идут в школу. Для повышения уровня преподавания правительство США разработало в 2005 году программу, по которой предполагается выделять деньги на обучение учителей. Программа принята еще и из-за того, что США вновь хотят обогнать весь мир и первыми отправить астронавтов на Марс.

Сегодня в системе американского образования есть три ключевые проблемы, которыми правительство активно занимается. Первая - обеспечение равных возможностей для всех (недопустимость расовых, половых, религиозных противоречий). Опираясь на индивидуальность каждого ребенка, необходимо предоставить ему твердую почву для развития. Для этого в 2001 году разработана несколько идеалистичная программа «Ни один ребенок не отстает» («No child left behind»), согласно которой школы должны разработать тесты для проверки знаний и возможностей учеников. Это позволяет подтянуть неуспевающих, помочь им определить ту сферу, в которой они наиболее сильны. Штаты могут отказаться от реализации программы (как это уже сделала, например, Юта), но лишатся государственного финансирования образования. Поэтому на такой шаг способны только богатые регионы.

Средняя зарплата учителя в США - 30 тыс. долларов в год, начинающего преподавателя вуза - 45 - 50 тыс. долларов. Это довольно скромно. На каждого ученика из бюджета штата выделяется в среднем 700 долларов в месяц. Если ученику не нравится школа, он может перейти в другую, но вместе с ним в новое учебное заведение уходят и бюджетные деньги. Таким образом, у детей и их родителей появляется выбор, а следовательно, возрастает конкуренция среди школ. Что также способствует повышению уровня образования.

Исходя из последнего тезиса выделяется третья проблема: необходимо учить детей так, чтобы они стали первыми в мире в своей сфере. А для этого нужны сильные университеты, школы, педагогический состав, техническая оснащенность. (Отмечу, что школы в Соединенных Штатах подчинены муниципалитету, а университеты - штату. Федеральный департамент не разрабатывает учебных программ, это делают департаменты штатов и городов. Его участие в контроле за учебным процессом сведено к минимуму. Он следит только за недопущением ущемлений прав учеников по половому, расовому, религиозному признакам, за целевым использованием федеральных средств и является статистическим центром.)

Расклад по душам
Артем Коваленко


Записал Сергей Ермак

В концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года заложен новый финансово-экономический механизм. Он предусматривает, что размер заработной платы учителей зависит не от количества классов, а от числа обучаемых учеников; 70% бюджетных средств направляется на оплату объема оказания бюджетной услуги по нормативу, а 30% - на премирование и стимулирование качества. Заявленная цель изменений - прозрачность расходования бюджетных средств, поддержание градуса соперничества между образовательными учреждениями за учеников.

Нормативно-подушевой принцип финансирования школ (больше учеников - больше денег) задумывался для обострения конкуренции в образовательной сфере. На деле он может привести к снижению качества обучения

- Нормативно-подушевые механизмы позволяют прояснить источники и «расчистить каналы» финансирования школьного образования, обеспечить гарантированное качественное образование каждому учащемуся независимо от места проживания и возможностей бюджета, застраховать учреждения от субъективизма при распределении денежных средств. При переходе на подушевое финансирование, как, впрочем, при внедрении любого новшества, возникали определенные трудности. Объяснить это можно низкой готовностью самой отрасли к каким-либо преобразованиям и недостаточной компетентностью руководителей образовательных учреждений. Но все эти проблемы оказались решаемы.

С 2007 года такая практика будет применяться повсеместно, а пока ее обкатывают в некоторых субъектах РФ. В Тюменской области, например, систему поэтапно вводят с 2003 года. Первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер считает:

- В конкурентной среде денег у школы будет столько, сколько в ней учится детей: каждый из них как бы приносит в школу определенную сумму. Понятно, что при минимальном количестве учащихся денег в школе не будет хватать даже на зарплату педагогам. А значит, ее можно посчитать нерентабельной и закрыть. Конечно, предусматривается доплата за качество оказания услуг, но пока критерии его оценки не выработаны.

В десяти муниципальных образованиях Пермского края подушевое финансирование школ экспериментально введено с 1 января этого года. Начальник отдела экономического анализа, планирования и финансирования краевого министерства образования Наталья Суслопарова оценивает предварительные итоги не столь однозначно, как ее тюменский коллега:

А как быть малокомплектным сельским школам? На территории УрФО уже есть примеры, когда их закрыли, а учеников из малых деревень на автобусах возят теперь в соседние села. Возможно, условия там лучше, но где гарантия, что успеваемость детей в переполненных классах поднимется или хотя бы сохранится?

Ясно, что новый механизм выгоден в первую очередь городским школам с большим количеством учащихся, работающим в две смены, с классами, укомплектованными «под завязку». Повышает ли это конкурентоспособность школ, увеличивает доступность и улучшает качество обучения - вопрос дискуссионный.

Словом, неоспоримых подтверждений того, что новый экономический механизм действительно сможет включить школу в капиталистическое соревнование без ущерба качеству образования, мы пока не увидели.

Нормативное финансирование - индикатор социально-экономической ситуации в образовании. Когда известна сумма затрат на одного ученика, на образовательной карте региона сразу видны места, где обучение школьников заведомо дороже норматива. Вопрос в том, как управленцы от образования распорядятся этими данными. Региональные власти вправе не ликвидировать «проблемные» учреждения, а, напротив, повысить финансовые нормативы (хотя бы для коррекционных школ: их нельзя закрывать только изза небольшого количества учащихся). Однако в опрошенных нами Тюменской области и Пермском крае чиновники такой возможностью не воспользовались. Коррекционные школы закрывались и в Свердловской области.

В конце августа британская компания Rexam (один из лидеров мирового рынка потребительской упаковки) объявила о намерении построить в Челябинске завод алюминиевых банок для напитков. Запланированная мощность - 800 млн шт. в год. Завод станет вторым в России предприятием Rexam (первое расположено в Подмосковье и в 2005 году выпустило 1,1 млрд банок). Помимо Rexam на российском рынке присутствует всего один игрок - входящая в «Русал» компания «Ростар». Она владеет двумя заводами: в Московской области (мощность 1,3 млрд шт.) и в Ленинградской (мощность 1,7 млрд шт.).

- SXC

Основными потребителями алюминиевой банки являются производители пива, а также газированных напитков и слабоалкогольных коктейлей. По итогам первого полугодия 2006 года в нее разливалось 13,5% всего пива. При этом доля россиян, предпочитающих банку как основной вид пивной тары, составляет, по данным исследовательского агентства «Комкон», 23%. PR-менеджер исполнительного комитета Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции Владимир Кузнецов считает, что рост доходов населения создает предпосылки для увеличения спроса на баночное пиво.

Стоимость проекта - 73 млн долларов. Учитывая объемы производства и цену алюминиевой тары (125 - 140 долларов за тысячу) ежегодная выручка предприятия при полной загрузке может составить свыше 100 млн долларов. Завод заработает в начале 2008 года. Руководитель группы коммуникаций компании Rеxam Джонатан Торнтон объяснил «Э-У», почему новое предприятие будет расположено на Урале: «Исторически увеличение потребления банки происходило в основном в западной части России вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Мы ожидаем, что в дальнейшем потребление банки будет более динамично расти в центральной и восточной частях страны, включая Волгу, Урал и Сибирь».

Банки будут особенно востребованы еще и потому, что производители пива на Урале реализуют ряд инвестиционных проектов, направленных на увеличение производства. Так, челябинский завод «Вена» в этом году увеличил мощности с 2,5 до 4,5 млн гектолитров в год. Если раньше ему требовалось около 75 млн банок ежегодно, теперь около 150 миллионов, причем в банку разливается только около 17% продукции. Идет модернизация производства на екатеринбургском заводе «Патра» (в 2005 году его приобрела в собственность группа компаний Heineken). Подробности до официального окончания (оно намечено на 6 сентября) не разглашаются, но PR-менеджер «Патры» Виктория Липнина сообщила: открытие линий баночного пива предусмотрено. Осенью в Тюмени откроется завод «Очаково» мощностью 120 млн литров пива и 40 млн безалкогольных напитков. Часть продукции также будет разливаться в банку.

Сейчас банка завозится на уральские предприятия из европейской части России. Если компания Rexam построит завод в Челябинской области, это решит многие логистические проблемы, считает менеджер по связям с общественностью ОАО «Вена» в Уральском регионе Анна Бушляковa: «Сокращение затрат на логистику при закупке алюминиевой банки составит около 8% от цены».



Главная страница / Опережения рынка