Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Кирилл Корнильев: «На CIO все в большей степени замыкаются вопросы повышения доходности компании»



– Не скажу, что открыл в исследовании для себя что-то парадоксальное. Нам было важно понять, насколько быстро меняется роль и статус CIO, какой процент предприятий воспринимают ИТ как средство для достижения конкурентных преимуществ, происходит ли рост вовлеченности CIO в процесс принятия стратегических бизнес-решений и как это отражается на продуктивности его работы. IBM занимается бизнесом по обеспечению предприятий информационными технологиями, и нам необходимо знать, куда движется рынок, кому и зачем эти технологии нужны, а также иметь возможность ориентироваться, что будет требоваться от нас как от поставщика подобных решений в будущем.

Некоторые факты и цифры в исследовании очень любопытны и являются, на мой взгляд, хорошей иллюстрацией в целом понятных процессов, происходящих в мире. Например, компании, где мнение CIO учитывается на высшем уровне, как правило, более интенсивно применяют информационные технологии для создания инновационных продуктов и услуг, они также более эффективно используют корпоративные ИТ-ресурсы в масштабах всей организации. Но особенно важно – цифры этого исследования дают количественную оценку, позволяющую лучше понять, насколько можно верить тому, что CIO будет играть новую роль. Пожалуй, самое страшное, что может произойти, – это когда кто-то начинает верить в несуществующий и придуманный им самим мир. Результаты проведенного исследования показали, что наши представления не расходятся с реальностью.

– Если мы посмотрим, что представлял собой бизнес сто лет назад и чем он является сейчас, то во все времена он определялся известной формулой: Д – Т – Д` (деньги – товар – деньги с приращением). Однако бизнес меняется, и постепенно меняется сущность товара. Сначала существовало индустриальное общество, ему на смену пришло постиндустриальное. Что на очереди? Теоретики утверждают, что информационное общество, в котором одним из наиболее востребованных и доходных товаров будет информация. Само развитие общества приводит к изменению роли информации, а, следовательно, меняется и роль тех людей, которые этой информацией управляют. Увеличивается доля сервисной составляющей в валовом национальном продукте, а большинство современных услуг напрямую связано с информационными технологиями.

История развития человеческого общества, связанная с глобализацией и конкуренцией, приводит к изменению бизнеса и тех структур и моделей функционирования предприятия, которые были сформированы во второй половине прошлого века. Все шире начинают использоваться аутсорсинг и методы дистанционной работы. Сейчас вполне успешно работают компании, у которых физически может не быть ничего кроме учредителей и бренда. А вместе с бизнесом меняется структура управления, в которой на CIO все в большей степени замыкаются вопросы повышения доходности компании, а сам департамент информационных технологий из «затратной» структуры превращается в подразделение, стимулирующее рост бизнес-показателей.

– Прежде всего, возрастет статус CIO. Руководитель службы информационных технологий будет входить, а во многих компаниях уже входит, в совет директоров и нести ответственность за принятие или, по крайней мере, за выработку стратегических решений. CIO должен играть свою роль и находиться рядом с теми руководителями, которые отвечают за другие аспекты бизнеса, чтобы они могли четко понимать, что позволяют сделать ИТ и главное – в какие сроки и какой отдачей. Для этого CIO должен вести равноправный диалог с другими топ-менеджерами компании. И неважно, как он будет называться, – CIO или, как в других индустриях, CTO. Так возникает еще одна линейка управления – управления информацией, являющаяся столь же важной, как управление продажами или производством. Поэтому, скорее всего, на предприятии ближайшего будущего управление информацией займет такое же значимое место в сфере управления предприятием, как сейчас управление финансами и кадрами.

– Безусловно, должна измениться сама структура бизнеса. Недостаточно просто пригласить CIO в кабинет и сказать, что ему с завтрашнего дня разрешается приходить на заседания совета директоров, поднимать руку и спрашивать о том-то и том-то. Должны произойти качественные изменения, и не потому, что кто-то из руководителей волюнтаристски решит – все, теперь пора. Чаще всего это будет иметь место, после того как бизнес пару раз «обожжется» и придет понимание того, что без вовлечения CIO в бизнес-процессы эффективной работы не получится. Некоторые предприятия проводят изменения заблаговременно и в силу этого получают преимущества несколько раньше, чем другие.

Наше исследование показало, что 53% опрошенных CIO относят укрепление взаимодействия между ИТ-службой и бизнес-подразделениями к задаче с самым высоким приоритетом. Но только 15% уже преуспели в этом, а 23% пока постигла неудача.

Когда ИТ начинают рассматривать не как средство автоматизации или способ сокращения издержек на персонал, а с точки зрения их использования для получения конкурентного преимущества, так сразу же изменяются роль и значение ИТ и CIO. Особенно ярко это проявляется в технологически емких отраслях. Например, в банковском секторе, где от того, как удастся обеспечить информационную поддержку и доступ к информации о кредитной истории, платежах заемщиков и т. д., зависит эффективность работы банковского учреждения. И это гораздо более серьезный вопрос, нежели просто решение проблемы автоматизации процессов, например бухгалтерского учета. – Мы видим, что развитие рынка информационных технологий в России еще отстает от западного. На сколько лет – на три, на пять, на десять? Понимаю наивность этого вопроса, но, тем не менее, если знать на него ответ, было бы легче предсказать, что будет через год. Для бизнеса это очень важно. Но по мере того как технологическое отставание постепенно сокращается, чему способствует благоприятная экономическая и политическая ситуация в стране, на первый план выходит кадровый вопрос. Все острее ощущается нехватка грамотных управленцев, в том числе в информационной сфере. 78% опрошенных CIO считают задачу выявления и подготовки персонала крайне важной. На кадровую перестройку нужно время. Не думаю, что следует вводить отдельное обучение по специальности CIO, но курсы по управлению информационными процессами и инновациями в школах бизнеса необходимы, и они уже начинают появляться. Думаю, в дальнейшем подготовке грамотных управленцев, кадровой политике и развитию общественных структур, которые бы позволяли такие кадры готовить, будет уделяться больше внимания.

– Если говорить о России, то здесь в свое время была создана хорошая система подготовки технических специалистов. Неслучайно многие современные лидеры бизнеса – технократы. Поэтому сочетание базового технического образования с дополнительным управленческим – весьма перспективная комбинация. Учитывая, что наша высшая школа продолжает выпускать грамотных специалистов именно в технической области, то, скорее всего, имеет смысл отталкиваться от того, что есть, а не пытаться навязывать что-то иное. Кстати, уже сейчас прослеживается интересная тенденция – во многих технических вузах стали появляться факультеты, дающие образование в области менеджмента. Наверное, это отчасти связано с пониманием потребности рынка в квалифицированных менеджерах, включая CIO. Ведь CIO, обладающие правом влиять на корпоративную стратегию, должны уметь убеждать, мотивировать и привлекать других руководителей к более широкому использованию информационных технологий, обладать лидерскими качествами, уметь стратегически мыслить и планировать, эффективно управлять людьми. Подготовил Александр Ломов

Главная страница / Архитектура отрасли