Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

– Как бы Вы обозначили круг потребителей современных навигационных комплексов по отраслям?

Современное бурное развитие систем сотовой и спутниковой связи, а также заметное снижение стоимости на услуги этих видов связи позволяют говорить о зарождении и развитии массового рынка систем мониторинга за подвижными и стационарными объектами.

Круг потребителей современных навигационных систем можно обрисовать следующим образом.

Наиболее крупным сегментом в области мониторинга и управления подвижными объектами является наземный транспорт. Потребителями таких систем выступают как юридические, так и физические лица.

Среди юридических лиц – это авто- и железнодорожные грузоперевозчики (прежде всего перевозчики особо ценных и опасных грузов); владельцы транспортных парков (таксопарки, аренда автомобилей, автобусные парки и др.); инкассаторы; скорая помощь; технологический транспорт по обслуживанию аэродромов; горно-обогатительные и металлургические комбинаты и многие другие компании, где получение оперативной и достоверной информации о местоположении и состоянии подвижных объектов и перевозимых грузов, возможность оперативного управления этими объектами имеют первостепенное значение.

Вторая категория – физические лица: частные автовладельцы и индивидуальные пользователи.

Среди прочих областей применения таких систем можно выделить службы быстрого реагирования МЧС, МВД, скорую помощь, экологический мониторинг, мониторинг и навигацию речных и морских судов, мониторинг местоположения физических лиц в интересах безопасности и контроля и др.

– Где открываются наиболее интересные перспективы применения спутниковых навигационных систем?

Как я уже сказал, самым крупным сегментом в области систем мониторинга является наземный транспорт. Наиболее перспективный сегмент – грузоперевозчики. По некоторым оценкам, едва ли 0,5% из них оснащены системами мониторинга, контроля и диспетчеризации, несмотря на то что количество грузовых автомобилей, занимающихся автоперевозками, насчитывает сотни тысяч. Определяющее значение здесь имеют повышение безопасности перевозок и сохранности груза, оптимизация транспортных маршрутов и, как следствие, сокращение расходов и возрастание эффективности работы, поэтому компании-перевозчики и грузовладельцы, несомненно, заинтересованы в применении навигационных технологий на базе спутниковой связи.

Другая категория – владельцы дорогих, престижных иномарок. Благодаря развитию систем мониторинга

автовладелец получает не только возможность автономной навигации автомобиля, но и преимущество оперативного противодействия угону транспортного средства, получения достоверной информации о своем автомобиле через сети Интернет и Интранет в любой точке мира.

Среди перспективных областей применения систем мониторинга и диспетчеризации можно отметить дорожно-строительную технику, вывоз и утилизацию мусора, контроль ресурсов и технологических процессов.

– Какие конкрмплексы? Как можно реально оценить их эффективность?

Несмотря на то что основной задачей подобных навигационных комплексов является контроль за местоположением и состоянием подвижных объектов, в зависимости от области использования они позволяют решать целый ряд специфических задач, в частности:

• получение оперативной информации о местоположении и состоянии транспортных средств, отображение движения транспортных средств на электронных картах в режиме реального времени;

• автоматизация контроля за движением автотранспорта и действиями водителя;

• повышение функции оперативного реагирования;

• повышение безопасности перевозок и личной безопасности водителя, а также судовождения за счет предоставления информации о местоположении судов и границ фарватера;

• оптимизация транспортных маршрутов;

• противодействие угонам транспортных средств и др.

Эффективность, достигаемая за счет решения этих задач, выражается в сокращении холостого пробега и времени простоев; экономии топлива и моторесурсов (как минимум на 10–20%); повышении дисциплины водителей; снижении страховых взносов на 15–50% при страховании автотранспорта грузов; экономии трафика

(до 50%); предоставлении дополнительных телематических услуг грузо- и автовладельцам.

– Какие тенденции в развитии навигационных систем в России вы могли бы отметить? Насколько востребованны сейчас подобные системы на базе спутниковой связи? Каков прогноз на ближайшее будущее?

Основная тенденция заключается в том, что из категории товаров для крупных и богатых компаний навигационные системы переходят в категорию товаров массового спроса, которые может позволить себе не только небольшая компания, но и частный автовладелец, правда, на данный момент достаточно состоятельный.

К другим тенденциям можно отнести следующие.

1. Снижение стоимости терминалов абонентского оборудования и стоимости сервисного обслуживания. Например, стоимость абонентского оборудования в НПФ «Гейзер» около 500 долл.

2. Установка систем на новые автомобили. В ФРГ около 70% систем поставляются с новыми автомобилями (прежде всего более дорогими), а треть – устанавливается по желанию автовладельцев.

3. Будущее внутригородских систем позиционирования – не за GPS/GLONASS-навигацией, а за распределенными системами на основе технологии bluetooth. На Западе уже широко применяются альтернативные способы местоопределения: чипы, обменивающиеся сигналами с проезжающим автомобилем, монтируются в светофоры, на стены домов и даже закатываются в асфальт. Причем таким образом можно одновременно решить и многие другие задачи: это и организация дорожного движения, и управление муниципальным транспортом, и поиск угнанных авто, и навигация для слепых.

4. Создание операторских центров для оказания сервисных услуг в области телематики.

Особенно остро проблема связи стоит в тех регионах, где нет сотовых операторов. В России это Дальний Восток, Сибирь, Забайкалье.

По некотор объектов только в московском регионе достигает 300–600 тыс.

На сегодняшний день наиболее динамично развиваются три сегмента рынка:

• диспетчерские системы для дальних перевозок;

• управление городским пассажирским транспортом;

• охранные и противоугонные системы.

Суммарные капиталовложения в первый сегмент можно оценить примерно в 3–5 млн долл. В обозримом будущем, вероятно, можно ожидать десятикратного увеличения. «Стоимость» второго сегмента приблизительно такая же, но в настоящее время он освоен намного хуже. Что касается третьего сегмента, то здесь суммы на порядок больше. Примерно 10–15 тыс. оснащенных поисковыми противоугонными системами личных автомобилей позволяют говорить о сумме капиталовложений порядка 20–30 млн долл., и следует ожидать ее десятикратного увеличения.

Развитие рынка навигационных систем напрямую связано с экономической ситуацией в России. При повышении уровня благосостояния населения увеличится спрос на навигационные системы среди индивидуальных пользователей, частных автовладельцев.

– Кто и что (госорганы, интеграторы, специальная пресса и др.), на ваш взгляд, может реально сделать для популяризации подобных решений?

Развитие рынка мониторинга местоположения и состояния грузов и подвижных объектов зависит от следующих факторов:

• снижение стоимости бортового оборудования и эксплуатационных затрат;

• эффективная реклама производителей оборудования и операторов по предоставлению услуг телематики (повышение безопасности перевозок, снижение вероятности угона и т. д.);

• обеспечение оперативного реагирования при сигналах тревоги применительно к задачам перевозчиков грузов и противодействия угонам транспортных средств;

• оперативное оказание технической, медицинской и иной помощи.

Обеспечение оперативного реагирования при сигналах тревоги может быть реализовано только с участием государственных структур (МВД, МЧС и т. д.) на законодательной и (или) коммерческой основе.

Популяризация навигационных систем зависит и от других участников рынка, в первую очередь от грузовладельцев. Если подобные компании будут отдавать предпочтение тем грузоперевозчикам, которые оснастили свои транспортные средства навигационными терминалами, ситуация на рынке изменится. Еще одна группа – страховые компании, которые путем увеличения скидки при страховании автомобиля с установленным абонентским оборудованием привлекут к установке подобных систем большое количество автомобилистов.

Материал подготовил Андрей Янчицкий

Главная страница / Архитектура отрасли