Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

НОВОЕ КАЧЕСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

– Как Вы могли бы охарактеризовать современное состояние российского рынка связи, динамику происходящих в отрасли процессов?

Отрасль связи относится к тем важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Поэтому развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны рассматривается как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны на международной арене.

В настоящее время предприятия электросвязи работают прибыльно и имеют удовлетворительные финансовые показатели. По сравнению с компаниями других секторов экономики они характеризуются достаточно высокой долей наличных денег в доходах, что обуславливает возможность не слишком интенсивного, но все же роста за счет собственных средств.

Даже в периоды общего спада в национальном хозяйстве наша отрасль продолжала динамично развиваться. Компании быстро оправились от финансового кризиса 98-го года, сумели поддержать репутацию надежного заемщика и остались привлекательными для инвесторов.

Потребность населения в услугах связи растет из года в год, но, к сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяются не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонии. К примеру, уровень телефонизации – один из показателей экономического развития страны – составляет в России в среднем 20,5 стационарных телефонов на 100 человек (для сельского населения – вдвое меньше). Сегодня порядка

6 млн. человек стоят в очереди на установку стационарного телефона, а наибольшее число потенциальных абонентов (более 500 тыс.) проживает в Московской области.

Впрочем если будут реализованы меры, обозначенные в "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ", то к 2010 году Россия сможет достичь нынешнего уровня развития телекоммуникаций ведущих стран Восточной Европы.

– Расскажите, пожалуйста, о результатах реорганизации холдинга "Связьинвест". Какие выводы можно сделать из опыта реорганизации в российских регионах?

В прошлом и первой половине текущего года был практически завершен этап укрупнения компаний – объединение операторов, работающих в одном регионе. В Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Свердловской и Новосибирской областях и Москве (где к "Ростелекому" присоединен ММТ) этот процесс полностью завершен. Нам удалось выработать условия объединения, устроившие и государство, и иностранных и российских инвесторов, и менеджмент, и трудовые коллективы. В итоге на собраниях акционеров объединяемых компаний за эти решения было отдано более 90% голосов держателей акций.

Сейчас идет следующий этап реорганизации – межрегиональный, логическим завершением которого станет создание семи крупных компаний: Центр, Северо-Запад, Юг, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Деятельность операторов в этих регионах, как предполагается, будет характвысокими конкурентными преимуществами и маркетинговыми возможностями. Прямые экономические эффекты объединения – усиление стратегических позиций холдинга в сочетании с радикальным увеличением ликвидности акций обеспечат резкий (по нашим подсчетам, в несколько раз) рост стоимости акций компаний, входящих в "Связьинвест". Объединенные компании смогут более активно включиться в борьбу на новых, наиболее прибыльных и быстрорастущих сегментах рынка телекоммуникационных услуг.

Сейчас во всех регионах работают финансовые консультанты по реорганизации: "Ренессанс-Капитал" на Северо-Западе и Юге, "ЛВ Финанс" на Урале и в Центре, "Альфа Банк" на Дальнем Востоке и Сибири, деятельность "Гамма Капитал" охватывает Волжский регион. Глобальным координатором взаимодействия финансовых консультантов и реорганизуемых компаний является Arthur Andersen. Все компании, на базе которых будет идти объединение, уже подписали агентские договоры с присоединяемыми обществами и информационно-консультационные договоры с консультантами по сделкам.

Конечно, гладко все бывает только на бумаге. Зачастую местные власти (особенно власти тех регионов, компании которых не избраны в качестве базовых) выражают опасения по поводу будущего своих операторов электросвязи. "Связьинвест" ведет серьезную разъяснительную работу в регионах. В результате в большинстве случаев удается найти компромиссное решение. Подтверждением тому сформированная карта укрупненных компаний.

– Сегодня все большее внимание уделяется вопросам маркетинга, находит ли отражение эта тенденция в деятельности ОАО "Связьинвест"?

Департамент маркетинга акционерного общества уделяет серьезное внимание укреплению маркетинговых подходов в управлении производством региональных предприятий и ОАО "Ростелеком". В структурах управления предприятий организованы службы и отделы маркетинга, в ряде компаний введены должности заместителей генеральных директоров, ответственных за разработку и реализацию маркетинговых программ. По состоянию на начало года отделы маркетинга работали в 57 региональных обществах электросвязи.

Маркетинговая деятельность компаний направлена прежде всего на реализацию "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг РФ". Этим базовым для отрасли документом предусматривается, что к 2010 году количество основных телефонных аппаратов достигнет 47,7 млн., число пользователей Интернета вырастет до 26,1 млн. человек, а количество мобильных телефонов – до 22,2 млн.

Качественные изменения на телекоммуникационном рынке должны позволить полностью удовлетворить потребность населения в домашних телефонных аппаратах и обеспечить доступ к телефонной сети общего пользования каждой семье, проживающей в отдельной квартире или доме.

В рамках мероприятий по реорганизации зависимых обществ Департамент маркетинга при поддержке региональных служб этого профиля планирует осуществить разработку маркетинговых стратегий и прогноз возможностей и основных показателей бизнес-планов межрегионапланируется принять для поддержки отечественных производителей систем и средств связи? Реальна ли перспектива выхода отечественного оборудования на международный рынок?

Проанализировав предложения поставщиков, правление ОАО "Связьинвест" утвердило перечень производителей коммутационных систем, в который включены как отечественные, так и иностранные производители, имеющие статус "отечественных" (к ним относятся Alcatel, NEC, Siemens, IskraTel). Утвержден также перечень разработок для местных телефонных сетей зависимых обществ, а этим обществам рекомендовано осуществлять закупку оборудования на конкурсной основе.

Кроме того, ОАО "Связьинвест" обратилось к зарубежным партнерам с предложением о дополнительной комплектации их оборудования кроссами, электропитающими устройствами, кондиционерами, производимыми только российскими предприятиями.

Что касается качества коммутационного оборудования наших производителей, то, думаю, продукция некоторых из них может пользоваться спросом не только в России.

– Телекоммуникации для инвесторов сегодня один из самых привлекательных секторов экономики. Какие шаги предпринимает для привлечения инвестиций ОАО "Связьинвест"?

Во-первых, "Связьинвест" проводит постоянную работу по повышению ликвидности акций и капитализации региональных компаний. Так, в конце 2000 года было принято решение о создании Программ американских депозитарных расписок на акции четырех базовых

компаний межрегиональных объединений: ПТС, "Электросвязь" Новосибирской области, "Электросвязь" Московской области и "Электросвязь" Приморского края. Мы рассчитываем, что Программы АДР будут зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и

биржам США через полтора-два месяца. С целью унификации обслуживания инвесторов существующие Программы АДР региональных компаний будут переведены в банк-депозитарий JP Morgan. В рамках этого же направления мы переходим на качественно новый уровень взаимоотношений с инвесторами: в базовых компаниях реализуются Программы по связям с инвесторами и развитию вторичного рынка акций. В конце мая в рамках Road show руководство ОАО "Связьинвест" провело ряд встреч с крупными институциональными инвесторами Европы и США.

Во-вторых, мы стремимся получить доступ к рынку капитала. Поэтому холдинг ведет активную работу по обеспечению полной прозрачности компаний и в первую очередь – процесса реорганизации. Семь крупных межрегиональных компаний призваны создать достойную конкуренцию мировым телекоммуникационным операторам на рынках капитала. Инициированное "Связьинвестом" получение кредитных рейтингов базовыми компаниями (за исключением "Уралсвязьинформ", которому рейтинг уже присвоен) должно привести к понижению издержек заимствования для компаний.

Третье направление работы – улучшение управляемости компаний, то есть создание системы стратегического планирования, усиление контроля над дочерними компаниями, проведение единой инвестиционной политики и реформа работы с персоналом.

Чики, обеспечения экономии на масштабе и качестве услуг: экономия издержек, непроизводственных затрат, экспансия на рынки новых услуг.

– Насколько велика инвестиционная привлекательность российских предприятий традиционной электросвязи? Какие шаги предпринимает "Связьинвест" для координации инвестиционной политики региональных "Электросвязей"?

Инвестиционная привлекательность операторов определяется целым рядом факторов. Она зависит не только от уровня социально-экономического развития региона, потенциала роста услуг связи, уровня жизни населения, но и от технического состояния сетей связи, географии предоставления услуг, наличия высокопрофессионального менеджмента, способного решать сложные задачи управления, и, наконец, от размеров компании. Безусловно, важный фактор – уровень тарифов на услуги местной телефонной связи. Сегодня наиболее привлекательны для инвестиций предприятия Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа и др.

Понимая, что сравнительно небольшие по мировым меркам компании не могут привлекать значительные финансовые ресурсы для решения своих стратегических задач развития, Правительство Российской Федерации и ОАО "Связьинвест" инициировали работу по реорганизации холдинга. Крупные телекоммуникационные компании, которые будут сформированы в ближайшие полтора-два года, обретут потенциал устойчивого роста. Именно возможность роста служит решающим фактором при принятии инвестором решения о вложении средств.

Говоря о координации инвестиционной деятельности региональных компаний электросвязи ОАО "Связьинвест", стоит отметить некоторые сделанные в этом направлении шаги. Разработаны текущая, среднесрочная и долгосрочная программы холдинга в области капиталовложений. Компания участвует в подготовке методических указаний, инструкций, рекомендаций по составлению инвестиционных бизнес-планов и определения эффективности капитальных вложений. Сделан комплексный анализ бизнес-планов зависимых обществ в части строительства, выработаны предложения по корректировке планов капитального строительства, проанализированы источники финансирования строек. Кроме того, согласованы бизнес-планы важнейших объектов строительства и объектов, сооружение которых требует значительных капитальных вложений. Проведены экспертиза программ и концепций развития сетей электросвязи региональных компаний.

"Связьинвест" участвует в работе по определению перспективных направлений развития средств связи в области капитальных вложений (цель – выявить наиболее эффективное направление для использования инвестиционных ресурсов). Нами проанализированы инвестиционные программы зависимых обществ, выработаны рекомендации и предложения по способам их реализации. И, наконец, холдинг проводит политику оптимизации закупок оборудования и его гарантийного обслуживания. С этой целью была проведена экспертиза проектов контрактов и договоров на поставку– Каким направлениям работ, по Вашему мнению, необходимо уделить особое внимание в нынешних условиях? Каковы основные цели и задачи ОАО "Связьинвест" на ближайшее время?

Предприятиям "Связьинвеста" отводится главная роль в реализации таких важных государственных задач, как обеспечение опережающего развития телекоммуникационной инфраструктуры страны, реализация социальной функции связи, обеспечение прав граждан на доступ к мировым информационным ресурсам, интеграция России в глобальную информационную инфраструктуру и обеспечение государственной безопасности.

Для решения этих глобальных задач "Связьинвесту" необходимо работать в двух стратегических направлениях. Первое – это проведение реорганизации компаний холдинга, о которой говорилось выше. Второе направление предполагает активное участие компании в тарифной политике государства с целью формирования новой системы тарифного регулирования в отрасли. Без радикальных изменений в тарифной политике сегодня не только невозможно удовлетворить спрос населения на услуги связи, но и нельзя уменьшить срок окупаемости капитальных вложений, достичь увеличения прибыльности компаний холдинга, сделать их привлекательными для инвесторов. Одно из эффективных направлений совершенствования тарифной политики – введение повременной оплаты разговоров на местных телефонных сетях.

– Расскажите о накопленном опыте по введению повременной оплаты за телефон. Как можно оценить ее перспективность в нынешних условиях применительно к Москве, Санкт-Петербургу, различным

регионам?

Действительно, в данный момент уже можно говорить о накоплении определенного опыта по внедрению "повременки". Сегодня система повременного учета стоимости услуг местной телефонной связи с выставлением счетов населению действует примерно в 168 населенных пунктах страны, в том числе в 15 крупных городах (Нижнем Новгороде, Ярославле, Рыбинске, Кемерове, Новокузнецке, Перми, Саранске, Чебоксарах, Пскове и др.), причем во многих из них система ПУС работает 3–4–5 лет.

Очевидно, распространение этого опыта на всю территорию России было бы не только эффективным шагом с точки зрения развития телекоммуникаций в целом, но и отвечало бы социальным запросам граждан. Для повсеместного внедрения ПУС необходимо решение Государственной Думы РФ, и при положительном решении этого вопроса география "повременки" будет постепенно расширяться.

С технической точки зрения к введению новой системы полностью готовы городские сети 10 областных центров. На городских телефонных сетях России аппаратурой повременного учета стоимости оснащено 66% всей номерной емкости, на сельских – 10,3%. По предварительным данным к концу 2001 года телефонные станции всех областных, краевых и республиканских центров России будут оснащены функцией ПУС. После этого очередь дойдет и до крупных городов областного подчинения и райцентров, а затем и до АТС на селе.

– Как складываются отношения ОАО "Связьинвест" с Министерством РФ по связи и информатихватывает всю территорию России. Это компания, на которой держится инфраструктура электросвязи. Поэтому холдинг активно сотрудничает с отраслевым министерством. Сотрудничество заключается не только в информационном обмене, подготовке и проведении совместных конференций по актуальным проблемам развития связи, выработке программ повышения квалификации специалистов, но и взаимодействии в таких глобальных вопросах, как определение стратегии развития телекоммуникаций в стране. В частности, "Связьинвест" принимал самое непосредственное участие в разработке упомянутой "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг". К приоритетным совместным проектам сегодня относятся развитие сельской связи и таксофонной системы, а в будущем планируется организовать работу в области информатизации.

Как показывает практика, если бы Министерство связи и "Связьинвест" действовали каждый по отдельности, параллельно, эффект от такой деятельности был бы меньший. Именно совместные усилия привели к позитивным сдвигам в работе комиссии МАП РФ по тарифам в отрасли. Общими усилиями удалось сократить дебиторскую задолженность федерального бюджета перед нашими предприятиями, разработать механизм адресной компенсации льгот на услуги связи различным категориям потребителей (эту работу в Правительстве

курирует Валентина Матвиенко).

Мы понимаем, что Минсвязи как орган, осуществляющий государственное администрирование нашей динамичной сферы, должен учитывать интересы и традиционных, и альтернативных операторов. Поэтому мы признательны главному ведомству отрасли за то, что оно понимает, какая ответственность и социальная нагрузка лежит на плечах операторов "Связьинвеста", и со своей стороны уделяет много внимания развитию наших операторов.

– В чем заключается участие ОАО "Связьинвест" в подготовке законодательных актов в области связи?

К деятельности в данном направлении холдинг приступил сравнительно недавно. Безусловно, "Связьинвест" всегда принимал участие в заседаниях рабочих групп Минсвязи или комиссий по тарифной политике. Однако ситуация изменилась. Сегодняшний день характеризуется усилением роли регионов, ростом активности местных властей в решении вопросов законодательной инициативы. К сожалению, и губернаторы, и депутаты зачастую не стремятся вникать в проблемы нашей отрасли – при принятии тех или иных решений их больше волнуют проблемы краткосрочные, носящие порой популистский характер, а законодательные инициативы генерируются, исходя из интересов отдельно взятых регионов. К сожалению, механизм взаимодействия компании с государственными органами власти еще не отлажен должным образом. Есть над чем работать.

В рамках Департамента общественных связей ОАО "Связьинвест" создан отдел, осуществляющий взаимодействие с органами государственной власти. На нынешнем этапе развития холдинга, когда возросла конкуренция на телекоммуникационном рынке, идет серьезная реформа внутри "Связьинвеста", готовится введение системы повременного учета стоитот участок особенно важен.

– Как Вы планируете строить взаимоотношения с операторами ведомственных и корпоративных сетей?

Мы выступаем за то, чтобы всем участникам телекоммуникационного рынка были обеспечены равные условия. Сегодня этого нет. Предприятия "Связьинвеста" несут на себе основное бремя социальной ответственности, их тарифы регулируются государством, существует перекрестное субсидирование. Несовершенство законодательной базы отрасли приводит к тому, что операторы традиционной связи оказываются по сравнению с альтернативными и ведомственными операторами в заведомо проигрышном положении. Главные рыночные преимущества так называемых новых операторов связи заключаются в том, что тарифы на их услуги не регулируются государством, и они избавлены от бремени социальной нагрузки.

– Расскажите о возможных путях практической реализации идеи сельской телефонизации, высказанной министром связи и информатизации Леонидом Рейманом на совещании в Воронеже.

Развитие средств связи на селе необходимо рассматривать как важную государственную задачу. В то время когда технологии в области телекоммуникаций развиваются буквально семимильными шагами, жители сельской местности – а это фактически треть россиян! – имеют возможность пользоваться лишь базовыми услугами электросвязи. Больше чем в четверти сельских населенных пунктов телефонная связь и вовсе отсутствует.

На форуме в Воронеже впервые за много лет вопрос сельских телекоммуникаций обсуждался на уровне министров связи и сельского хозяйства. Там же был четко сформулирован вывод: изменить положение дел можно только при наличии серьезной государственной поддержки сельской связи.

К сожалению, пока ситуация в этом сегменте отрасли не претерпела серьезных изменений. Из-за убыточности и низкой инвестиционной привлекательности развитие сельской телефонной связи в стране по-прежнему осуществляется за счет собственных ресурсов предприятий электросвязи. Этих средств недостаточно даже для замены старого оборудования и строительства объектов. Нагрузку по поддержанию и развитию сетей СТС сегодня несут фактически только предприятия ОАО "Связьинвест" (за последние четыре года наши зависимые общества ввели на СТС 469,8 тыс. номеров). Для альтернативных операторов сельская связь не представляет никакого интереса, поскольку их внимание сосредоточено на прибыльных сегментах телекоммуникационного рынка.

Однако опыт показывает, что уже сейчас вполне реально снизить убытки СТС. В частности, это доказали связисты республик Мордовии и Марий Эл, Воронежской и Томской областей, Алтайского и Краснодарского краев и некоторых других регионов, которые провели работу по модернизации СТС и внедрению цифровых технологий. Эффект достигается за счет роста исходящего и входящего трафика по междугородной и международной связи; улучшения качества связи, что повышает ее привлекательность для потребителя; предоставления дополнительных услуг связи (Интернет, охранная сигнализация ISDN); сокращения рить модернизацию сетей сельской телефонной связи и улучшить качество предоставляемых услуг можно следующим образом: дооснастить все аналоговые АТС оборудованием АОН, наладить производство малономерных концентраторов, координатные станции обеспечить дополнительными функциями (заменить их электронными в ближайшие годы не представляется возможным), субсидировать сельскую связь за счет повышения тарифов на междугородную телефонную связь.

В бизнес-плане ОАО "Связьинвест" в 2001 году намечен ввод около 120 тыс. номеров сельской связи. Предприятия электросвязи планируют направить на развитие СТС около 350 млн. рублей капитальных вложений. Однако для качественной модернизации сельской связи этого мало. Нужна целевая федеральная программа по развитию средств связи в сельской местности на период до 2010 года. В этой программе должны быть отражены такие вопросы, как льготы по налогу на прибыль с целевым использованием средств на развитие СТС, предоставление долгосрочных льготных целевых кредитов, целевое бюджетное финансирование проектов СТС, целевые отчисления на развитие сельской телефонной связи альтернативными операторами в фонд универсальных услуг; помощь местных органов власти.

Главная страница / Архитектура отрасли