Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" был принят Государственной Думой 13 июля и подписан 8 августа Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Среди прочих видов деятельности, подлежащих лицензированию, согласно новому закону такие, как распространение шифровальных (криптографических) средств, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, предоставление услуг в области шифрования информации, а кроме того и принципиально новый вид – деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей (ЭЦП), регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказание услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей и подтверждение подлинности электронных цифровых подписей. Лицензирование перечисленных видов деятельности относится к ведению ФАПСИ.

Что касается деятельности Государственной технической комиссии, то в ее компетенцию также внесены изменения. Согласно новому закону лицензированию подлежит деятельность по разработке и/или производству средств защиты конфиденциальной информации, а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Новый закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, то есть с начала 2002 года.

Включение в перечень лицензируемой деятельности работ, связанных с обеспечением защиты конфиденциальной информации, приведет к серьезному пересмотру подходов к этой проблеме как в ряде государственных министерств и ведомств, так и на предприятиях частной формы собственности.

К сведениям конфиденциального

характера Указом Президента РФ от

6 марта 1997 года № 188 отнесены:

• сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

• сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

• служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

• сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

• сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

• сведения о сущн образца до официальной публикации информации о них.

Таким образом, в соответствии с указом № 1888 от 6 марта 1997 г. в категорию конфиденциальной информации попадает более 60% всей информации, циркулирующей в информационных системах предприятий разной формы собственности.

Согласно Федеральному закону РФ от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" обеспечение защиты конфиденциальной информации по требованиям российского законодательства возлагается на ее собственника. С

вводом в действие нового закона о лицензировании вся деятельность по обеспечению технической защиты конфиденциальной информации должна лицензироваться. Следовательно, каждый из тех, в чьих информационных системах обрабатывается, хранится или передается конфиденциальная информация, относимая к одному из пунктов приведенного выше перечня, должен также обладать лицензией на проведение работ по технической защите информации этой категории либо привлекать для проведения подобных работ сторонние фирмы, обладающие такой лицензией.

Можно предположить, что к соискателю лицензии будут применяться

требования, изложенные в недавно принятом документе Гостехкомиссии "Специальные требования и рекомендации по защите конфиденциальной информации" (СТР-К).

Что же касается лицензирования деятельности по выдаче цифровых сертификатов ЭЦП, то это продолжение борьбы за новую сферу бизнеса, которая разгорелась еще при подготовке проекта закона "Об электронной цифровой подписи". В подобных условиях формирование сети частных доверенных центров по выдаче сертификатов ЭЦП становится невозможным, и данная сфера будет целиком монополизирована ФАПСИ, создав дополнительные трудности для развития электронного бизнеса в России подобно тому, как это случилось со средствами шифрования. Учитывая же трудности бюджетного финансирования, перспективы формирования работоспособной национальной инфраструктуры открытых ключей весьма туманны.

Главная страница / Архитектура отрасли