Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Великая сила объединения

На пороге нового тысячелетия, хочешь - не хочешь, а приходится задумываться о вечном. Тем более что умные люди настоятельно рекомендуют избавиться от всего ненужного, не способного к развитию и взять с собой в будущее только то, что может оказать благотворное воздействие на прогресс человечества. Логично будет задать вопрос: "Какова связь между высокопарным суждением и конкретным фактом из жизни российского IT-рынка?".

Связь самая прямая, поскольку за прошедшие пять лет компания CompТek стала главной движущей силой, сумевшей объединить интересы и разноплановую деятельность множества компаний таким образом, чтобы, во-первых, создать полнокровный цивилизованный сегмент российского IT-рынка, а во-вторых, стимулировать всех участников этого рынка работать, как говорилось раньше в официальной прессе, с огоньком. Этот феномен невозможно объяснить исключительно достоинствами конкретных технологий или действием рыночных механизмов. Основа успеха - пресловутый человеческий фактор.

"Вначале было слово" - информация о появлении в недрах компании Dialogic инновационной технологи компьютерной телефонии. Затем "сработало" природное человеческое любопытство (кого-то из "отцов" компании Comptek, вполне вероятно, что Аркадия Воложа, в то время генерального директора), заставляющее исследовать окружающий мир и пускаться в рискованные путешествия, исход которых неизвестен. Ставка на инновационную технологию - яркий пример такого опасного путешествия. В условиях диковатого российского рынка технология может остаться забавной игрушкой для изощренного интеллекта, опустошающей попутно его карман. А может стать носителем важной социальной функции по удовлетворению реального спроса, формированию цивилизованного сегмента рынка и пополнить при этом финансовые закрома любопытствующего субъекта. Вся проблема заключается в тончайшем исследовании алхимии процесса: в каких долях и в какой последовательности "смешивать в реторте" любопытство и рыночные реалии, когда и до какой температуры подогревать смесь и доводить ли ее до кипения.

В таком случае человеческое любопытство, не ограничиваемое жесткими рамками рынка, но организуемое ими, превращается в великую движущую силу, объединяющую деятельность множества людей в направлении поступательного эволюционного развития общества.

Судите сами. Конференции, проводимые CompTek, демонстрируют возможность объединения стран, искусственно разобщенных методами политических игр: они являются площадкой для делового взаимодействия разработчиков, поставщиков и потребителей технологий компьютерной и IP-телефонии (КТ и IPT) России, Украины, Армении, Беларуси, Казахстана, Латвии, Азербайджана.

Зарубежным поставщикам (Intel/Dialogic, VocalTec, Clarent, iBasis, Cisco Systems, Avaya, Novavox, Cable&Wireless, Sun Microsystems) на этих конференциях не удается ограничиться ролью "свадебных генералов". Приезжая в командировку в заснеженную страну бурых медведей, они привозят с собой предложения по адаптации свским условиям. А увозят отсюда договоры о совместных разработках с российскими специалистами.

Обратите внимание на диаграммы, демонстрирующие качественные изменения в характере потребления оборудования и ПО КТ. В последнее время здесь превалируют отечественные разработчики. Этот факт свидетельствует о том, что на нашем рынке наступает период изобилия разнообразных готовых решений. Вот почему через пять лет после появления на российских просторах технологий КТ и IPT технический директор CompTek Петр Кочегаров смог с полным правом заявить следующее: "2000-й год стал годом зрелости рынков КТ и IPT".

По оценкам CompTek, на конец 2000 года объем рынка КТ в России составлял 2,5 млн. долл. (12 000 портов), рынка IPT - 4 - 6 млн. долл. (5 000 - 10 000 портов). Объем международного трафика VoIP в России оценивается сегодня на уровне 30 млн. минут в месяц. В списке российских провайдеров IP-телефонии, который ведется на сайте www.comptek.ru, значатся 77 компаний. Темпы продаж оборудования для IP-телефонии по аналоговым и цифровым шлюзам выросли в I квартале 2000 года (по сравнению с I кварталом 1999 года) на 2 500 и 1 511%, соответственно.

В 2000 году произошло еще одно знаковое событие, свидетельствующее о выходе российского сообщества КТ и IPT на уровень значительного сегмента рынка. IP-телефония получила официальное определение как разновидность телематических служб, а провайдеры таких услуг - легальное основание для своей деятельности. Сегодня, по словам Аркадия Кремера, исполнительного директора Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), этой организации в соответствии с планом НИОКР Минсвязи России на 2000-2001 годы поручена работа по согласованию технического задания на разработку норм на качественные показатели IP-телефонии и методики проведения их оценочных испытаний. Выступая на конференции, он отметил, что "благодаря многим из присутствующих в этом зале ... была разработана "Концепция создания системы речевой информации с использованием технологий пакетной коммутации". Думаю, что под флагом технологической интеграции IP-сетей и ТфОП новые предложения по созданию необходимых нормативных документов будут и впредь формироваться с участием ведущих специалистов".

Российские провайдеры IP-телефонии используют конференции, проводимые CompTek, для выработки оптимальных стратегий взаимодействия с международными поставщиками аналогичных услуг и операторами традиционной телефонии. К счастью, наш рынок уже прошел этап, на котором IP-телефония представлялась неким аналогом call back и маршрутизации только по гораздо меньшей стоимости, что приводило к ее антагонизму с операторами традиционной телефонии. Построение IP-сети исключительно для предоставления услуг по передаче голоса во множестве ситуаций оказывается гораздо более дорогостоящим решением, чем использование ТфОП. Сегодня сообщество российских операторов телефонии всех мастей пришло к пониманию того факта, что при хорошо продуманной маркетинговой стратегии предоставление пакетти может стать видом деятельности, приносящим высокую прибыль.

Вот еще один параметр, характеризующий этап зрелости российского рынка КТ и IPT, -- смещение акцентов в выступлениях и дискуссиях в сторону интересов операторов. С одной стороны, это означает потенциальную возможность массового привлечения населения к новым услугам, с другой стороны, стимулирует растущий интерес российских операторов связи к интеллектульным сетям и платформам для предоставления услуг.

Потребностям большого количества российских операторов адекватны соответствующие решения на базе средств КТ, большинство которых "принадлежат перу" отечественных специалистов. Вот почему обсуждение докладов, связанных с построением интеллектуальных сетей операторов связи на базе КТ, оказалось одним из самых ярких событий конференции. (Подробное обсуждение этой темы см. в следующем номере "CONNECT! Мир связи").

Вот теперь можно задать себе вопрос: "Пять лет - это много или мало?". Это легкий вздох вечности, мгновенно тающий в беспредельности космоса. Это каждодневный напряженный труд, преобразующий энергию любопытствующего разума в поступки, полезные обществу.

Главная страница / Архитектура отрасли