Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ОТКРЫТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-ИНТЕГРАЦИИ

Теория

Построение архитектуры корпоративной информационной системы (КИС) вокруг Web-технологий позволяет получить доступ ко всей корпоративной информации, базам данных, приложениям (в том числе и унаследованным), а также другим источникам через единый настраиваемый Web-интерфейс. При этом возможно ведение работы как со структурированными данными (производственные и финансовые показатели деятельности компании и т. д.), так и с неструктурированными (ленты информационных агентств, организационные регламенты и т. д.). Это позволяет в короткие сроки и с невысоким уровнем затрат значительно повысить отдачу от использования всех компонентов КИС: бухгалтерских и учетных программ, систем управления знаниями, баз данных и т. д. Web-интеграция помогает более эффективно использовать КИС, расширяет ее возможности за счет создания инструментов групповой работы (например, над крупными проектами, в которые вовлечено сразу несколько функциональных подразделений организации), повышает ее управляемость и снижает издержки на поддержку и дальнейшее развитие.

Потенциально Web-интеграционные решения обладают рядом ключевых преимуществ перед традиционными, в частности, базирующимися на ERP-системах. Это относительно невысокая стоимость и малые сроки разработки и внедрения, широкие возможности расширения и масштабирования системы, тогда как процесс внедрения ERP-системы на крупном предприятии порой занимает не один год, а стоимость системы может исчисляться миллионами долларов. Кроме того, ERP-система предъявляет достаточно жесткие требования к формализации бизнес-процессов и к наличию долгосрочной стратегической программы развития информационной инфраструктуры предприятия.

Поэтому решения класса ERP более применимы на Западе, где компании отвечают названным стандартам. Российские же деловые структуры, даже самые успешные, редко готовы затратить на интеграцию данных и приложений суммы, превышающие 100–200 тысяч долларов. К тому же сроки внедрения здесь жестче, так как бизнес-процессы чаще подвержены изменениям. Зачастую ERP-системы на российских предприятиях к концу построения оказываются абсолютно неадекватны и в итоге остаются невостребованными. Решения в области Web-интеграции лишены всех этих недостатков и поэтому представляются более подходящими, нежели системы класса ERP.

В основе концепции Web-интеграции лежат открытые технологии и стандарты, такие, как Java и XML (eXtensible Markup Language). Использование Интернет-технологий обеспечивает переносимость и независимость приложений и данных от открытых стандартов как сервера, так и клиента. Использование принципа модульности системы придает Web-интеграционному решению гибкость, его функционал легко модифицируется и расширяется в соответствии с изменяющимися требованиями предприятия-заказчика. Кроме того, оно делает возможной интеграцию КИС различных компаний путем внедрения единых систем business-to-business (B2B). По мнению ряда аналитиков, на данный момент Web-интеграция счз наиболее современных и эффективных платформ для построения интегрированной корпоративной информационной среды.

Web-интеграция на практике

На практике концепция Web-интеграции реализуется, в частности, в корпоративном информационном портале (КИП). Портал – это ядро Web-интеграционного решения, единый интерфейс к структурированным и неструктурированным данным, обеспечивающий единую точку входа и регистрации пользователей для работы с корпоративными приложениями и данными. Его основная задача – создание и поддержка единой интегрированной информационной среды для ежедневной работы сотрудников компании, не зависящей от программной и аппаратной платформы пользователей. В портал могут быть интегрированы различные приложения, применяемые на предприятии: системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), финансовые и бухгалтерские программы, специализированное и унаследованное ПО.

Архитектура корпоративного информационного портала строится в соответствии с концепцией распределения функций информационной системы по трем логическим уровням.

• Первый уровень – осуществление взаимодействия пользователей со всеми прикладными сервисами портала.

• Второй уровень – интеграция всех прикладных сервисов портала и обеспечение среды для их выполнения.

• Третий уровень – организация установки и поддержания соединения с внешними источниками и потребителями данных (пользователями).

Среда для корректного выполнения и взаимодействия всех сервисов портала обеспечивается ядром – сервером приложений (Application Server). В ядро системы интегрированы функции поддержки авторизации и персональной настройки сервисов портала. Логика работы всех сервисов портала реализуется на основе портлетов – специализированных программных модулей на языке Java (преимущество которого – многоплатформенность). Портлетами могут являться как самостоятельные компоненты портала, реализующие конкретный сервис, так и интерфейсы (коннекторы) к интегрированным в портал приложениям и источникам данных.

В основе портала лежит концепция разделения внутренних и внешних функций системы по блокам и модулям. Любой запрос пользователя к порталу проходит через блок, ответственный за авторизацию, аутентификацию и персонализацию. Далее он поступает в блок маршрутизации, где определяется, с какими параметрами должен быть вызван соответствующий функциональный модуль (портлет). Портлет интерпретирует запрос пользователя и выполняет его, обращаясь к программным подсистемам, базам данных, внешним приложениям и другим источникам через DCOM, JDBC, API, CORBA, HTTP и т. д. Так как в качестве входных данных портлет использует информацию о клиенте и его правах доступа, работа происходит с учетом разделения прав доступа.

Результаты работы портлета представляют собой описание сведений на расширяемом языке разметки данных XML, которое передается блоку, ответственному за их предоставление. Последний форматирует результаты работы портлета с использованием XSL-трансформацииом персональных предпочтений и типа используемого им клиента: Web-браузер, карманный компьютер, мобильный телефон с поддержкой WAP или какое-либо другое устройство.

Каждый портлет помимо модуля, отвечающего за взаимодействие с пользователями, содержит также административную компоненту, которая позволяет администратору системы определять режимы работы, информационное наполнение и права доступа на работу с конкретным сервисом.

Физически различные портлеты могут выполняться на разных серверах в единой программной среде. Это позволяет балансировать нагрузку и обеспечить высокий уровень безопасности. "Открытые" сервисы портала, к защищенности которых не предъявляются высокие требования, выделяются в одну группу и размещаются на сервере, включенном в общую корпоративную сеть. Сервисы, которые нуждаются в большей защищенности от несанкционированного доступа, устанавливаются на выделенном сервере со специальными мерами безопасности на нем.

Аутентификация пользователей при входе в систему и их авторизация при доступе к различным ресурсам выполняется отдельными компонентами портала, служащими элементами системы безопасности. Аутентификация основывается на информации LDAP-сервера. Для обеспечения доступа через Web-интерфейс к корпоративной Интранет-сети может учитываться информация о правах доступа домена Windows NT.

Одним из ключевых преимуществ технологии корпоративного информационного портала следует назвать использование XML в качестве стандарта для передачи и хранения данных. Так как XML – платформонезависимый язык, определяющий структуру данных и семантику ее разбора, он позволяет привести разнородные данные (генерируемые различными приложениями) к единому, удобному для хранения формату. В дальнейшем любые данные в формате XML легко преобразуются в любой другой формат, применяемый для анализа или отображения информации. Таким образом решается проблема хранения данных. Кроме того, при задействовании формата XML в портал интегрируются модули передачи данных из XML во все необходимые пользователям форматы: будь то HTML, WML, PDF, DOC и т. д. Эти модули осуществляют трансформацию данных "на лету", по запросу и в зависимости от клиентского оборудования и ПО.

Тенденции КИП в России

и в мире

В настоящий момент решения в области Web-интеграции вызывают заметный интерес как в России, так и во всем мире. Аналитики Meta Group считают, что к 2003 году 85% компаний из Global 2000 будут рассматривать КИП в качестве инструмента поддержки принятия решений, совершенствования информационных потоков и развития электронного бизнеса.

В России рынок Web-интеграционных решений только начинает формироваться. Тем не менее интерес к ним высок. Некоторое количество крупных государственных и частных организаций внедрили у себя специализированные отраслевые решения на базе Web-технологий. Еще несколько заявили о начале работ по разработке и внедрению у себя КИП. По мнению специалистов компании "Город-Инфо", объеых решений к 2002 году составит около 25 миллионов долларов и будет продолжать расти в среднем на 50% в год. О большом потенциале рынка свидетельствует также и тот факт, что помимо компаний, изначально занимающихся Web-интеграцией, на этот рынок начинают выходить и поставщики решений в области традиционной системной интеграции.

Особенность развития рынка Web-интеграции в России состоит в том, что в большинстве компаний информационные технологии имеют сравнительно небольшую историю развития. Значительное число систем построено на базе клиент-серверной архитектуры, что упрощает реализацию интеграционных задач.

Вместе с тем крупные компании, особенно работающие в финансовом, телекоммуникационном секторах рынка, уже накопили у себя значительные объемы информации, обрабатываемые разными приложениями, поэтому проблема ее использования и организации доступа к ней может стоять достаточно остро. Крайне актуальной для российских предприятий, особенно крупных вертикально-интегрированных компаний, является проблема отсутствия единых стандартов во всех дочерних структурах. Во многом Web-интеграция может стать для них эффективным решением, поскольку создаваемые системы, в первую очередь корпоративный портал, позволяют пользователю "не замечать" сложной и разнородной инфраструктуры, взаимодействуя при этом с каждым компонентом КИС.

Идея Web-интеграции сейчас претерпевает очередной этап эволюции. Компании, оценившие преимущества корпоративных порталов, подходят к новой модели построения информационных систем – на базе так называемых Web-служб (Web-services), представляющих своего рода приложения для тонкого клиента и построенные по неким единым стандартам. Портал при этом становится идеальной платформой для организации работы Web-служб. Портальная технология, предполагающая единую точку входа и знакомый для пользователей и удобный в работе Web-интерфейс, может предоставить доступ к множеству Web-служб, выполняющих определенные бизнес-функции (управление проектами, документооборот, автоматизация рутинных операций, получение отчетности, прямое взаимодействие с поставщиками и клиентами и др.).

Компании, работающие в области Web-интеграции и сделавшие ставку на разработку переносимых Java- и XML- приложений, уже сейчас предлагают широкий набор Web-служб. Достаточно добавить к Интернет-приложениям соответствующее описание и зарегистрировать их в каталоге UDDI (Universal Description, Discovery and Integration), где прописываются функции и способы взаимодействия данной Web-службы с другими приложениями. Доступ может происходить по протоколу SOAP и по обычному Интернет-каналу. Использовать эти Web-службы можно как в рамках компании, так и за ними, например для построения Web-сайтов и автоматизации взаимоотношений с партнерами и клиентами.

Главная страница / Архитектура отрасли