Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Ораторами рождаются или становятся?

Перспектива выступать перед аудиторией чаще всего вызывает приступ дрожи в коленях. Представьте себе, что вам предложили сделать доклад или презентацию. Вы соглашаетесь и записываете дату выступления в ежедневнике. Этот день представляется бесконечно далеким, и вы втайне надеетесь, что он, может быть, вообще никогда не наступит. Чем ближе «время Ч», тем больше беспокоит вопрос: «Во что я ввязался?» И напрасно. Вопреки распространенному мнению хорошим оратором может стать каждый. Достичь мастерства помогут постоянная практика и соблюдение ряда рекомендаций, усвоить которые под силу и новичку, и профессионалу.

Подготовку к выступлению стоит начать со сбора информации об аудитории. Важно составить впечатление о тех, перед кем предстоит выступать, поэтому постарайтесь найти ответы на вопросы: кто ваша аудитория? что она знает о теме выступления? каково ее отношение к оратору?

Готовясь произносить речь перед публикой, многие сначала пишут текст, а потом учат его наизусть. Это типичная ошибка, потому что письменная речь и публичное выступление – принципиально разные способы коммуникации. И даже если выучить текст наизусть, будет понятно, что вы говорите по написанному. Лучше готовиться устно, выступая перед воображаемой аудиторией несколько раз, чтобы постепенно выкристаллизовалась структура доклада или презентации.

Главный секрет успешного выступления заключается в наличии четкой цели, которая подразумевает призыв к действию и содержит указание на то, что слушатели должны сделать – записаться в вашу партию, купить предлагаемый товар, вложить средства в вашу компанию.

Любое произведение – музыкальное, художественное, поэтическое – строится по законам композиции и состоит из вступления, основной части, заканчивающейся кульминацией, и заключения. Публичное выступление подчиняется тем же принципам: 60% занимает основная часть, на вступление и заключение отводится примерно по 20%.

Начиная выступление, не стоит тут же выкладывать его главную идею. Публика не сразу включается в процесс активного слушания и не готова с первых минут воспринимать информацию, поэтому важно создать нужный эмоциональный фон, расположить аудиторию к себе. Для начала можно сделать комплимент, например, такой: «Для меня большая честь выступать перед теми, кого заслуженно считают лучшими в своей области». Прекрасная возможность начать выступление – рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент: «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но сейчас чувствую себя как школьник на экзамене». Еще один возможный прием называется «когда я ехал к вам на встречу»: «Только что я столкнулся с одним человеком и подумал…» Словом, нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Здесь поможет и к месту рассказанный анекдот. Аудитория оживилась – и на этом позитивном эмоциональном фоне можно переходить к основной части.

Принято считать, что публику следует ограждать от негатива, и в основной части выступления говорить только о хорошем. Как это ни парадоксально, но можно завести речь и о трудностях, проблемах, а затем предложить их решение. Завершаться основная часть должна кульминацией, выраженной в виде предложения аудитории: «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!», «Вкладывайте средства в нашу компанию!» Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, как призыв к действию. Разумеется, формулировка может быть более мягкой и звучать менее прямолинейно.

Как и вступление, заключение служит для создания положительного эмоционального фона. Это задел на будущее, который поможет при последующих встречах с аудиторией: к вам заранее отнесутся благосклонно. Кроме того, хорошее заключение подтолкнет слушателей к принятию нужного вам решения, которое аудитория принимает не в процессе выступления, а после него. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой – чужой»: «Рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, какой вывод сделала аудитория, он только предполагает. Можно описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга».

Бывает так, что во время выступления оратор забывает, о чем собирался сказать дальше. Главное в такой ситуации – не подавать виду и продолжать говорить. Никто в зале не будет сверять вашу речь с текстом, а вот если вы внезапно замолчите, то это обязательно заметят. Кстати, если с первой мысли сразу перейти к третьей, то, не исключено, вспомните и вторую. Возможный вариант – вернуться к началу того, о чем только что рассказали, и изложить то же самое другими словами. Публика наверняка подумает, что повторение – мать учения. Еще один способ поймать утраченную нить выступления называется «порожняк»: возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать тему. Такой прием поможет выбраться из любой безвыходной ситуации.

Это не единственный способ привлечения и удержания внимания. Общеизвестно, что человек забывает примерно 90% того, что слышит, 60% того, что видит, и лишь 10% того, что делает. Именно поэтому профессиональный оратор старается заинтересовать зал:

задает вопросы;

как бы ошибаясь, просит его поправить;

просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, читает деловые издания, занимается спортом (в зависимости от темы выступления). При этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования и рассчитывая на цепную реакцию;

просит пересесть поближе;

спрашивает, удобно ли читать с доски, не нужно ли включить свет поярче, не открыть ли окно – так аудитория вовлекается в принятие решений (а это еще и льстит ей);

просит помощи: дать знак, когда истекут 10 минут, закрыть форточку, выключить свет, пригласить опаздывающих. Неважно, что помощь оказывает один человек: аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает ситуацию, как «мы помогли»;

предлагает совершить простое действие: «Возьмите тезисы моего доклада и откройте на странице 20. Открыли? Так, вижу. А у Вас что, нет тезисов? Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так… начнем…» А дальше произносит речь, никакого отношения к странице 20 не имеющую. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

Предел мечтаний любого оратора – ситуация, когда зрители не замечают ничего, кроме происходящего на сцене. Такого эффекта можно достичь действием контрастных раздражителей: оратор говорил тихо, потом почти выкрикнул несколько фраз, а затем снова заговорил едва ли не шепотом. Либо он ходил по сцене, затем на время остановился. Сделал паузу. Снова заговорил, сначала медленно, потом быстро. Подошел ближе. Отошел. Впрочем, ничего нового: мы учились в вузах и хорошо помним, что лучший способ усыпить даже такую стойкую аудиторию, как студенческая – неподвижно стоять за трибуной и говорить, не меняя темпа, громкости и высоты тона.

Во время выступления оратору крайне важно поддерживать зрительный контакт с аудиторией. Некоторые авторы пособий по ораторскому искусству предлагают выбрать в зале одного или нескольких человек и смотреть только на них. Такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать и пропускают информацию. Поэтому важно установить зрительный контакт с каждым. Каким образом? Когда займете исходную позицию для выступления, не спешите переходить к делу. Медленно и основательно оглядите зал. Скользните взглядом по лицам, задерживаясь на мгновение на каждом (или почти на каждом). Если поймали доброжелательный взгляд или улыбку, едва заметно улыбнитесь в ответ. Вы как будто протягиваете от глаз слушателей к своим глазам незримые ниточки, чтобы потом держать их натянутыми все время, пока будете говорить. Начинать выступление можно, когда установлен зрительный контакт с каждым сидящим в зале.

Типичная ошибка состоит в том, что некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. Не стоит пренебрегать установлением такого контакта со слушателями на галерке и флангах. Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы, именно там шелестят, кашляют, разговаривают и щелкают замками портфелей. Почему? Не хватает зрительного контакта с выступающим. Сектор обзора начинающего оратора составляет 35–40 градусов, опытного – 40–45. Получается, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой и общаемся, сохраняя прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. У радара тоже маленький сектор обзора, но картинка на экране видна полностью, потому что радар вращается. Так поступает и хороший оратор – поворачивается и по очереди направляет свое внимание к разным секторам зала, потом к галерке, указывая рукой, что обращается именно к ним. Однако не стоит превращать выступление в сеанс массового гипноза: старайтесь на мгновение переводить взгляд в пол, на слайды, которые демонстрируете, на свои руки.

Держитесь уверенно. Если чувствуете, что забыли текст, бегающий взгляд влево и вверх тут же выдаст прокол. И наоборот, если будете продолжать смотреть в аудиторию, это создаст впечатление запланированной паузы. А значение того, о чем скажете после паузы, возрастет.

Постарайтесь не стоять на месте, ведь движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но жестикуляцию оратора нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он жестикулирует в малом диапазоне, но для выступления такая амплитуда слишком мала и публикой не фиксируется. На сцене рекомендуется делать жесты, сравнимые с ростом оратора, то есть разворачивать их до максимума.

И самое главное – научитесь получать удовольствие от выступления. Пробуйте, тренируйтесь, используйте любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, и у вас все получится!

Главная страница / Архитектура отрасли