Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ БИЗНЕСА: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

– Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию? Действительно ли сегодня можно говорить о кризисе?

Есть определенная закономерность в том, как любая новая технология выходит на рынок. Первый, кто проявляет к ней интерес, – это наиболее продвинутые специалисты-энтузиасты, готовые тестировать все новое. Однако всерьез говорить о выходе технологии на рынок можно, только когда массовый пользователь будет готов приобретать и применять ее. Оказывается, между двумя этими этапами интерес общества к данной технологии испытывает большой спад, что хорошо видно на графике (рис.1), который обычно включают в бизнес-обзоры. Если технология продвигается успешно, она преодолевает этот провал. После того как ее оценят энтузиасты, разработку нужно довести до такого уровня, чтобы широкий круг пользователей почувствовал, что технология уже опробована и заслуживает доверия. Только потом начинается массовое производство, сбыт и тогда действительно можно говорить об успешном продвижении продукта.

В большинстве случаев преодолеть провал не удается. В силу разных причин интерес энтузиастов не означает и тем более не гарантирует такого же интереса со стороны массового пользователя. Очень много технологий и новых идей в стадию массового применения так никогда и не перешли.

Интернет-технологии подчиняются этому общему правилу. В 1999–2000 годах они вызвали явный всплеск энтузиазма (особенно на Западе) среди узкого круга специалистов, работавших в области Интернета, что подогрело интерес бизнес-сообщества и обеспечило крупные инвестиции в этот сектор. Однако затем начался период спада, который, естественно, сопровождается оттоком капитала. Инвесторы стали изымать свои деньги, и произошел так называемый кризис Интернета. Несмотря на это, я уверен, что переживаемый сейчас характерный спад общественного интереса – нормальный этап в развитии технологий, а вовсе не кризис. И если бы не повышенные ожидания, этот провал, может быть, не оказался бы столь заметным. Кстати, в России не было такого всплеска избыточного оптимизма, как на Западе, поэтому и спад здесь проявляется не столь наглядно.

– Все ли Интернет-проекты находятся в одинаковом положении? Есть ли среди них избежавшие спада интереса?

Большинство негативных тенденций связано с Интернет-проектами, рассчитанными на частных клиентов, на массовое использование. Это решения типа B2C (business to consumer), то есть от бизнеса к потребителю. А если посмотреть на прогнозы таких компаний, как Gartner Dataquest, то наибольший рост оборота денег следует ожидать вовсе не в B2C, а в области B2B (business to business), то есть там, где электронная коммерция осуществляется на уровне от предприятия к предприятию. При этом B2C – очень видные, яркие проекты, о них писали все средства массовой информации, а проекты B2B зачастую вообще не на слуху. Им уделяют значительно меньше внимания, тогда как оборот денег там намного больше. Это гораздо более спокойный и стабильный бизнес, который развивается без резких поворо в отношении огромного количества Интернет-проектов (прежде всего B2C-проектов) произошло переосмысление ценностей, развитие и внедрение технологий на уровне B2B продолжается достаточно стабильно.

В качестве примера сошлюсь на нашу компанию. Intel успешно применяет Интернет-технологии для ведения своего бизнеса. Наши взаимоотношения с подавляющим большинством партнеров, в том числе в России, строятся с использованием преимуществ Глобальной сети: прием и размещение заказов, контроль, взаимодействие, проверка финансового состояния – все эти операции осуществляются через Интернет. Сегодня 95% средств от продажи продукции Intel зарабатывает, прибегая к услугам Интернета. Если говорить о закупках сырья у наших поставщиков, то этот показатель чуть ниже: через Интернет совершается 75–80% сделок.

Одна из особенностей Интернет-проектов В2В состоит в том, что это не какой-то новый бизнес, а новый способ ведения уже существующего. В этом его большое отличие от проектов, которые возникали в сфере В2С: большинство из них как раз и представляли собой новые бизнес-модели. Во многих случаях они не стали успешными не потому, что технология была неудачной, а по той причине, что сама модель бизнеса была нежизнеспособна. А в сфере В2В мы имеем дело с уже отработанной моделью бизнеса и просто оптимизируем способ его ведения. Здесь новые технологии позволяют увеличить производительность, снизить издержки, повысить рентабельность в целом и улучшить обслуживание клиентов.

– Как обычно происходит внедрение этих технологий?

Первый шаг – это создание простейшей информационной системы, связанной с заказами. Цель большинства обращений на Web-сайты компаний – получение информации. В Intel, например, работает полноценная система Интернет-коммерции, предоставляющая пользователю очень много возможностей. Но в 70% случаев взаимодействие с системой сводится к получению справок о расценках, ходе выполнения заключенных договоров, отгрузке товаров, состоянии кредитных линий и т. п. Прежде такой информационный сервис можно было получить только с помощью звонка по телефону или обмена факсами в течение рабочего дня, а теперь система предоставляет его круглые сутки семь дней в неделю, что очень удобно для наших заказчиков в любой точке мира.

Такие простейшие информационные системы – мы называем их системами первого уровня – это по сути "Интернет-брошюры", которые можно полистать и ознакомиться с размещенной на их страницах информацией или воспользоваться программой поиска по сайту.

Второй уровень – система, которая позволяет принимать заказы и предоставлять пользователю более конкретную информацию, важную именно для него. Вот почему система должна быть защищенной, а доступ к этим функциям – авторизованным. После ввода идентификационных данных и пароля зарегистрированный пользователь сможет оформить заказ, проследить ход выполнения предшествующих заказов, динамику финансовых отношений с фирмой-владельцем сайта. Такой шаг легко осуществим благодаря сенно в сфере B2B, где у большинства предприятий сформировался свой круг покупателей. При этом в принципе не возникает проблем проведения платежей через Интернет: кредитные условия давно определены, а расчеты осуществляются традиционным путем через банки. Новый покупатель продукции заключает с поставщиком обычный договор о сотрудничестве, а дальнейшая работа строится на основе использования Интернета. Такой бизнес вполне может быть реализован в условиях России в рамках действующего законодательства.

Отмечу, что автоматизация размещения заказов обеспечивает значительную экономию времени, необходимого для обработки заказа, и кроме того способствует эффективному использованию складских помещений. К примеру, внедрение Интернет-технологий позволило нам сократить время пребывания продукции на складе (для своевременной ее отгрузки) с четырех до одной-двух недель. Механизм поставок стал более отлаженным, одновременно получена существенная экономия.

– В каком направлении, на ваш взгляд, будут развиваться Интернет-технологии для бизнеса?

Очевидно, что у Интернет-систем третьего уровня появятся дополнительные возможности. Системы

второго уровня при всех своих положительных качествах оставляют нерешенными целый ряд проблем. Скажем, фирмы, которые занимаются сборкой компьютеров, охотно работают с системами электронного бизнеса и заказывают через Интернет корпуса системных блоков, материнские платы, процессоры и многие другие комплектующие. У сотрудника отдела закупок такой компании, как правило, есть список из десяти, а то и более Web-сайтов с соответствующими логинами и паролями. Чтобы сделать все необходимые заказы, он должен поочередно посещать один сайт за другим. Кроме того, ему приходится координировать сроки поставок с планами своего предприятия, для чего он вынужден периодически заглядывать на сайт собственной фирмы. Это довольно сложная работа. Но ведь все необходимые данные есть в электронном виде, и компьютер вполне мог бы свести их вместе, оставив за человеком право принятия

решений в сложных случаях, когда наблюдаются отклонения от традиционных значений цен, сроков поставки и т. д.

В настоящее время активно разрабатываются такие системы (мы называем их системами третьего уровня), которые смогут общаться между собой. Проблема в том, что, когда проектировались и создавались системы различных поставщиков, никто не задумывался о будущем их взаимодействии. Выйти из сложившейся ситуации можно благодаря использованию языка XML, который позволяет не просто передавать данные, но и описывать их логическую структуру. Это означает, что если система понимает язык XML, то сможет понять и документ на этом языке, присланный из другой системы (в начале этого документа обязательно есть описание последующей информации).

Для того чтобы бизнес-системы третьего уровня начали работать, необходимо сделать еще многое, в частности составить XML-схемы для бизнес-процессов. Система должна адекватно реагировать на документы. Если,купку, то должен быть предусмотрен соответствующий алгоритм работы: система проверит наличие продукта на складе, соответствие параметров и либо сообщит об отказе, либо отправит свое предложение с указанием условий поставки, цены и т. д. Соответственно система, выставившая заявку, в ответ должна подтвердить или не подтвердить ее. Все это требует разработки стандартной логики бизнес-процессов. Причем, как показывает предварительный анализ, в разных отраслях индустрии стандартные описания будут отличаться.

Конечная цель – заставить системы управления предприятий-поставщиков и заказчиков взаимодействовать между собой напрямую, без вмешательства человека, если все происходит в рамках заранее заданных схем. Пожалуй, это сегодня основное направление развития Интернет-бизнеса на высоком уровне.

– А что мешает развиваться электронной коммерции в мире и в России, в частности? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Одна из проблем – отсутствие общепринятых стандартов. Сейчас разрабатываются несколько вариантов. Потому при создании систем Интернет-бизнеса нужно предусматривать значительную степень гибкости, чтобы можно было перейти на использование вновь принимаемых стандартов без существенной модернизации систем, особенно их аппаратной части. Сегодня нельзя сказать, кто из поставщиков будет лидером спустя два года. Следует ориентироваться на открытую архитектуру, быть готовым к тому, чтобы при необходимости просто удалить из системы модуль одного поставщика, заменив другим, лучшим по качеству. Естественно, эти модули должны работать на стандартной платформе.

Если говорить о проектах B2C, то здесь основная проблема заключается в необходимости грамотной организации платежей, в обеспечении их надежного перечисления и получения. Эти вопросы неплохо решены в Интернет-магазинах, таких как "Озон", где за сделанный через Интернет заказ клиент расплачивается с курьером, его привезшим.

Что касается российского Интернет-бизнеса, то часть проблем связана с законодательным регулированием правоотношений в этой сфере. Скажем, проект закона "Об электронной цифровой подписи" представляется мне неудачным: там детально описывается технология электронной цифровой подписи. Но технологии не стоят на месте, они развиваются, и потому закону следует быть нейтральным по отношению к конкретным технологиям. В нем должны быть прописаны нормы и то, каким минимальным требованиям обязана отвечать цифровая подпись, чтобы ее можно было считать юридически действительной. А в остальном бизнесу необходимо иметь свободу выбора средств реализации защиты.

Есть определенные проблемы с шифрованием. На Западе многие коммерческие сайты поддерживают 128-битное шифрование. По решению американского правительства поставки программного обеспечения с таким шифрованием в Россию не разрешены (из Америки по крайней мере). Потому в Российскую Федерацию поставляется как бы урезанная версия программы Internet Explorer, в которой используются алгоритмы шифрования. Соотвть Интернет-бизнес с западной компанией российская фирма оказывается в проигрышном положении по сравнению с конкурентами, которым использование мощных криптографических алгоритмов обеспечивает более высокую защищенность при осуществлении коммерческих операций. А ведь не зря говорится, что Интернет-коммерция – это бизнес, где ваш конкурент находится на расстоянии одного щелчка мышью, и любая мелочь может иметь значение.

Возможно, этот вопрос будет решен после вхождения России во Всемирную Торговую Организацию. Есть много неясностей в отношении того, при каких условиях можно считать действительной международную сделку. В этом направлении предстоит еще большая работа.

– Каково состояние электронной коммерции в России?

В этой области Россия по-прежнему отстает, хотя в последнее время наблюдается положительная динамика. Сегодня здесь уже можно абсолютно легально вести бизнес, используя Интернет (хотя предварительно необходимо подписывать определенные бумажные соглашения). По прогнозам аналитиков, российский рынок Интернет-коммерции в ближайшие несколько лет будет развиваться очень быстрыми темпами (рис. 2), при этом все более заметную роль будет играть средний и крупный бизнес, использующий модель B2B.

Очень важные проекты разрабатываются и осуществляются сейчас на государственном уровне – "Электронная Россия", концепция "электронного правительства"... Это обнадеживает.

Главная страница / Архитектура отрасли