Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

Алексей Сараев, коммерческий директор представительства Scala Business Solutions в СНГ:

В ближайшем будущем ERP-системы, обеспечивающие работу только Back Office, утратят свою ценность.

Твердая уверенность компании Scala в том, что автономные ERP-системы, не обеспечивающие связи между Back Office и Front Office, будут становиться обузой для любого типа бизнеса, базируется на двух следующих четко обозначившихся тенденциях. Первая заключается в том, что разнообразные программные решения будет проще интегрировать с помощью промышленных стандартов, таких как XML (расширяемый язык разметки); а вторая показывает, что программное обеспечение для бизнеса развивается в направлении

поддержки самых разнообразных интерфейсов и устройств. Таким образом, будущее за ERP-системами, которые обеспечат интеграцию Интернет-технологий и функциональных возможностей традиционных ERP-систем.

Александр Гомонов, директор по развитию бизнеса компании “ЭпикРус”:

Речь о системах автоматизации управления ведется в нашей стране с 1960-х годов, однако, по данным аналитической службы компании “ЭпикРус”, лишь от 2 до 5 % отечественных предприятий обладают современными интегрированными системами автоматизации бизнеса. В остальных случаях используются либо самодельные разработки, либо давно

морально устаревшие системы, не соответствующие базовым международным стандартам.

До сих пор не исключением, а правилом остается “лоскутная” автоматизация, при которой на предприятии работает множество систем, плохо стыкующихся (если вообще стыкующихся) друг с другом. Следствие этого – масса непродуктивных трудозатрат.

Слабое развитие инфраструктуры, недостаток оборотных средств у предприятий делают практически невозможным осуществление немедленного перехода к современной системе автоматизации бизнеса.

При всем разнообразии направлений в российской экономике на рынке практически отсутствуют отраслевые решения – решения для вертикальных рынков. Конечно, существуют и отечественные отраслевые разработки, но это путь создания продуктов “снизу”, а не следование общей логике интегрированных систем.

И хотя на рынке уже присутствует ряд современных систем международных производителей, но адаптация этих систем к отечественной специфике редко прорабатывается концептуально. Зачастую дело ограничивается русификацией продукта.

Отдельную роль играет специфика структуры и расположения предприятий. В России, как известно, немало предприятий, имеющих распределенную структуру, что предъявляет дополнительные требования к таким системам.

Для современных российских предприятий коробочные решения представляются недостаточно функциональными. Они рассчитаны не столько на внедрение, сколько на написание в каждом случае системы заново, и фактически требуют не поддержки, а постоянной доработки. Не лучшим выходом являются и громоздкие системы, в которых теоретически все есть, но само их внедрение зани. В конкурентную борьбу на национальном и международном рынках они должны вступать обновленными.

Тем не менее анализ статистических данных позволяет компании “ЭпикРус” говорить о заметном росте внимания к комплексной автоматизации. К примеру, из тех, кто заполнил анкеты, размещенные на сайте компании, 66% хочет получить информацию сразу обо всех типах систем (включая ERP, MRP II, CRM, системы бюджетного планирования и анализа и т. д.).

Несмотря на неразвитость отечественной Интернет-экономики, заметен потенциальный интерес потенциальных покупателей к Интернет-приложениям и системам автоматизации, ориентированным на eBusiness.

По данным Algorithm Online (здесь и далее взяты данные за 2000 год и I квартал 2001-го), значительную долю рынка занимают специализированные системы (39%), системы класса ERP (22%) и финансово-управленческие системы (19%). Следует отметить случаи одновременного внедрения на одном предприятии нескольких систем, в комплексе образующих ERP-систему. Если рассматривать внедрение финансово-управленческой системы, системы управления производством, а в некоторых случаях и системы бюджетного планирования как внедрение системы класса ERP, то доля внедренных ERP-систем возрастет до 25%.

Consulting.RU приводит другие данные, по которым внедренных ERP-систем – 46%, из них на долю предприятий торговли и общественного питания приходится 35%, на предприятия топливной промышленности – 12%, легкой и пищевой промышленности по 9%.

Растет интерес к системам автоматизации бюджетного планирования:

в 2000–2001 гг. доля внедрений

этих систем составляла всего 4% (Consulting.RU) и 5% (Algorithm Online).

Все это свидетельствует о растущем интересе отечественных компаний к повышению эффективности собственной работы путем увеличения автоматизации бизнес-процессов.

Вакиль Галиулин,

директор департамента систем управления предприятиями компании Sterling Group:

Далеко не всем предприятиям нужны полномасштабные ERP-системы. Например, экономически не оправдано их применение на следующих предприятиях:

• на небольших предприятиях с простым производственным процессом;

• на малых предприятиях и организациях, не занимающихся производством (научных, сервисных и т. д.);

• в небольших торговых компаниях.

Для автоматизации управления такими небольшими компаниями, как правило, успешно используются малые системы, не относящиеся к классу ERP.

Впрочем, приблизительно год назад основные производители корпоративных систем (SAP, Oracle, PeopleSoft и др.) начали формирование массового рынка систем ERP, ориентированных на компании среднего размера. На рынке появляются также небольшие ERP-системы, разработанные специально для автоматизации средних и малых производственных предприятий.

Крупную зарубежную систему не стоит приобретать, если заранее известно, что предприятию нужна лишь одна ее часть, например

финансы, целесообразнее приобрести соответсP только в том случае, если актуальной стала задача комплексной интеграции его ресурсов. Если предстоит решать такую

задачу, то следует рассмотреть различные варианты минимизации

затрат на приобретение мощной интегрированной информационной системы.

Во-первых, надо взять на вооружение имеющийся организационный опыт. Что это означает?

Повторю известную мысль о том, что проект внедрения ИТ для предприятия всегда затратный. Следовательно, для минимизации этих затрат надо обратиться к уже имеющемуся на предприятии опыту, например, по снижению затрат при запуске в производство новой продукции. Как известно, в этом случае эффективным инструментом является проектный подход, подразумевающий четкое описание всех стадий подготовки и запуска в производство нового изделия и требуемых ресурсов.

Проектный подход при решении задач комплексной информатизации позволяет рассматривать все отдельные подзадачи как аспекты единого целого, с единым управлением и централизованным подходом к приобретению компонентов системы. При этом удастся уменьшить стоимость проекта за счет скидок, заключив крупный комплексный контракт с поставщиками. Интеграционный проект при этом становится неким консолидированным заказом, с которым предприятие выходит на рынок и добивается наилучших условий поставок от поставщиков.

Во-вторых, учитывать зарождение в России рынка ASP (Applications Service Provider) – поставщиков услуг приложений в области ERP-систем. На рынке имеются конкретные проекты, связанные с предоставлением в аренду “тяжелого” программного обеспечения. В частности, наша компания тестирует сейчас свой центр коллективного доступа для предоставления услуг в качестве ASP. Специально для проверки возможностей дистанционного управления бизнесом предприятия мы открыли сервисный центр в Женеве. Конечно, требуется решить еще много проблем (технических, юридичеких, защиты данных и т. д.). В этой работе мы опираемся на свой двухлетний опыт управления центральным офисом и девятью региональными филиалами Sterling Group на базе единой системы SAP R/3.

Вполне вероятно, что ко времени принятия решения о внедрении ERP-системы на рынке появятся конкурирующие предложения услуг аренды функциональности таких систем. Конечно, в первую очередь по модели ASP могут предоставляться услуги тех модулей, которые внедряет большинство предприятий по стандартным схемам (финансы, бухгалтерский учет, кадры, логистика). По нашим оценкам, доля тех бизнес-процессов, которые функционируют приблизительно одинаково на любых предприятиях, достигает 60%. А комплексной автоматизацией производства, где в полной мере проявляется специфика каждого предприятия, по большому счету еще никто не занимался, поэтому сэкономить за счет ASP можно только на стандартных модулях ERP-систем.

Подробнее следует сказать о системах поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM). На фоне повышенного восторженного интереса в прессе к этой теме периодически мелькают довольно пессимистические аналитическиные аналитики утверждают, что до 65% проектов внедрения систем CRM оказываются незавершенными. На мой взгляд, CRM нельзя рассматривать в качестве автономной системы. CRM – это часть комплексной информационной управляющей системы, и проводить оценку результативности, эффективности внедрения CRM можно только совместно с интегральными показателями результативности внедрения ERP-системы. Подчеркну, что с точки зрения технической реализации (внедрения определенного ПО) система CRM может устанавливаться на предприятии автономно, но с точки зрения ее влияния на бизнес должна оцениваться как часть АСУП.

Из данного тезиса следуют некоторые, на мой взгляд, важные выводы.

1. Основные факторы, влияющие на эффективность функционирования cистем CRM, – те же, что и для ERP-системы (готовность предприятия к внедрению таких средств, заинтересованность руководства в такой задаче и т. д.).

2. Оценивать эффективность внедрения системы CRM надо так же, как и в случае ERP-системы – то есть не в качественных показателях, а количественных.

Многие неудачи с внедрением систем CRM, на мой взгляд, связаны как раз с непониманием важности последнего тезиса. Цель внедрения CRM – не только “чувство удовлетворенности клиента”, а улучшение конкретных бизнес-показателей. Каких именно бизнес-показателей? Их выявление – задача, которую руководство предприятия должно поставить перед своим отделом маркетинга. Если руководитель получает от него грамотный обоснованный ответ, можно приниматься за выбор конкретного ПО, поставщика, консультанта и т. д. Если такого ответа нет, то это является индикатором неготовности предприятия к внедрению CRM либо вовсе ненужности предприятию CRM. Тогда возможны два варианта действий: либо дать своим сотрудникам дополнительное время на работу с задачей потенциального внедрения CRM, либо привлечь консультанта и с его помощью осуществить грамотную постановку задачи на внедрение средств CRM.

Главная страница / Архитектура отрасли