Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

«ТЕХОСМОТР» СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Зачем нужен сетевой аудит?

Обеспечение благоприятных условий для решения бизнес-задач – это одна из причин, по которой IT-департамент любой компании должен осуществлять оценку информационных возможностей сети передачи данных (далее сети). Другая причина – стремительное развитие информационных технологий. Оборудование морально устаревает и, чтобы IT-инфраструктура компании постоянно была «в форме», требуется периодически проводить его модернизацию. Сеть – наиболее динамичный и подверженный подобным изменениям элемент IT-инфраструктуры.

Сетевой аудит, или сетевое обследование, – один из способов регулярного контроля состояния сети, своевременного документирования изменений, происходящих в ней, фиксирования ее текущего состояние, определения адекватности сети задачам, решаемым с ее помощью.

Аудит – шаг за шагом

Одни из наиболее сложных задач при проведении сетевого аудита – определение и согласование характеристик эффективности.

Опыт показывает, что под термином «эффективность» заказчики порой подразумевают совершенно разные характеристики функционирования сети. В одном случае показателем эффективности служит скорость обмена данными между двумя рабочими станциями, а в другом – стоимость аренды каналов связи.

Эффективность функционирования определяется комплексом технических и нетехнических характеристик. К первым следует отнести такие характеристики, как:

• производительность (не только отдельных устройств в сети, но и некоего комплекса логических сетевых узлов, сложным образом взаимодействующих между собой);

• надежность компонентов сети; в свою очередь она может быть рассмотрена как надежность отдельных устройств сети или как надежность неких логических схем (например, схемы доступа к центральным серверам или сетевым сервисам);

• механизмы ухода от единых точек отказа;

• управляемость оборудования или сетевых сервисов.

Спектр нетехнических оценок эффективности работы сети более широк и менее формализован. Этот список может включать, например, пункты, касающиеся обоснования вложенных в сеть инвестиций, ожидаемого улучшения работы сотрудников компании.

Таким образом, один из самых сложных и продолжительных технических этапов – этап формализации задачи проведения сетевого аудита (формализации термина эффективность) или в терминах процедуры сетевого аудита – этап подготовки к обследованию (сокращенный перечень всех этапов проведения сетевого аудита приведен далее). На этом этапе помимо привлечения экспертного, технического и административного (если речь идет о нетехнических оценках эффективности) персонала компании-аудитора требуется ведение активной совместной работы специалистов заказчика с исполнителем работ.

После того как завершено формирование основных параметров оценки эффективности, с заказчиком требуется в обязательном порядке согласовать методики (сценарии) проведения обследования, поскольку доступ к персоналу или оборудованию заказчика должен быть регламентирован.

• интервьюирование персонала компании-заказчика;

• ознакомление с журналами, где регистрируется работа оборудования;

• ознакомление с рабочей документацией и эксплуатационной документацией, имеющейся у заказчика.

Существуют сценарии сбора информации для большинства случаев проведения обследования, и, как правило, их просто необходимо доработать в соответствии с конкретными условиями того или иного заказчика. Примером могут служить «опросные листы», используемые при интервьюировании персонала. Усредненная величина доработки этих «опросных листов» составляет около 20%.

Процедура позиционирования сценариев, их согласование и планирование проведения также проходят на стадии подготовки к обследованию. Сам же процесс сбора информации – этап обследования – менее интеллектуальный и обычно требует привлечения инженерного состава исполнителя. Отличительная черта этапа обследования – использование инженерным составом широкого спектра аппаратно-программных средств сбора данных в сети (аппаратно-программные анализаторы, сетевые зонды и т. д.).

К самым распространенным ошибкам этапа обследования можно отнести самостоятельный сбор заказчиком большей части информации о состоянии сети (конфигурационные файлы оборудования, результаты интервью, схемы соединений, данные об информационных потоках в сети и т. д.). Опасность заключается в том, что заказчик, которому компания-аудитор доверяет провести такие работы, может по разным причинам выполнить их некачественно, но главное, сознательно или неосознанно «подтасовать» факты «в свою пользу», что искажает результат аудита. Именно по этой причине все сведения, предоставленные заказчиком, должны в обязательном порядке перепроверяться. Фальсифицированные исходные данные могут не только сказаться на ходе самого процесса обследования, но и значительно повлиять на результаты аудита. Проверка и перепроверка полученных данных – вот основное правило упомянутого этапа.

Продолжительность сильно коррелируется с применяемыми в процессе обследования сценариями. Так, например, сбор сведений о характере информационных потоков в сети может занимать от одного дня до недели.

Следующий этап – анализ полученных в процессе обследования данных и подготовка отчета.

Перечислим разделы, которые должны обязательно входить в отчет.

• Вводная часть, содержащая постановку задачи и описание текущей ситуации на основе собранных в ходе обследования данных.

• Анализ. В этом разделе изложена методика, по которой обрабатываются данные обследования и показано, как ее применение позволяет сделать выводы о причинах возникновения проблем в сети.

• Выводы. Здесь должны быть изложены выясненные в результате анализа причины, приводящие к возникновению проблем, решения которых ожидает заказчик после исполнения рекомендаций аудита.

• Рекомендации. В этом разделе содержатся описания действий, которые необходимо проделать для решения проблем заказчика. Это могут быть как технновка дополнительного оборудования), так и организационные мероприятия (например, заключение сервисного контракта). Предоставляется план реализации рекомендаций.

Специфика изложения вводной части отчета позволяет заказчику помимо всего прочего получить и эксплуатационную документацию, отражающую текущее состояние сети. При правильной постановке задачи в процессе проведения сетевого аудита заказчик может получить полный комплект проектной документации на свою сеть. В первую очередь это важно для тех компаний, в которых построение сетей происходило, минуя этап проектирования (что для большей массы российских предприятий характерно), или сетевое проектирование было выполнено не в полном объеме, или эксплуатационная документация существенно устарела.

Отчет готовится высококвалифицированными специалистами по аудиту сетей и сетевыми инженерами-проектировщиками. Все выводы и рекомендации, входящие в отчет, в обязательном порядке согласуются с заказчиком, поскольку в конечном счете реализация этих рекомендаций, расстановка акцентов на той или иной их группе, получение прогнозируемого эффекта – это именно его прерогатива. Данное требование объясняется тем, что, как показывает практика, иногда в ходе согласования отчета оценки эффективности функционирования сети изменяются, тогда все этапы аудита приходится повторять. Чтобы избежать подобных ситуаций, заказчику не только необходимо предоставить максимальную информацию о ходе всех этапов сетевого аудита, но и получить от него необходимые комментарии (реакцию) на проводимые действия.

Завершающий этап проведения аудита – планирование работ, связанных с реализацией рекомендаций, и предпочтение следует уделять тем, выполнение которых влечет максимальный эффект при минимальной стоимости реализации (рисунок).

Выводы

Процедура проведения сетевого аудита в мировой практике не нова. Во всем мире сетевой аудит является одной из ключевых процедур оценки адекватности сети решаемым с ее помощью задачам. Спланированное и периодическое проведение аудита, а также реализация рекомендаций, полученных в его результате, позволит не только решить главную задачу - повысить эффективность функционирования сети, но и получить актуальный набор эксплуатационной документации на сеть, обосновать необходимые инвестиции, усилить административную позицию IT-службы.

Главная страница / Архитектура отрасли