Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ

Главный принцип организации i-business проектов

Только имея представление об общей технологической схеме будущего информационного бизнеса, можно приблизиться к пониманию его проблематики. В основе i-бизнеса лежит работа сети суперкомпьютеров, способных в режиме реального времени из массива исходных данных формировать некую полезную информацию, имеющую коммерческую ценность. В принципе сверхзадача и сводится к достижению наивысшей производительности названного процесса. И дело здесь, конечно же, не столько в производительности самих компьютеров, сколько в повышении коэффициента их полезного действия.

Итак, главный принцип организации i-business проектов может быть сформулирован следующим образом: исходные массивы данных должны быть переработаны в полезную информацию для предоставления новых информационных услуг. Определены и характеристики исходных данных: чем меньше период их актуальности, тем выше степень новизны и востребованности информационных услуг. Содержание персональной компоненты в исходных данных должно быть как можно выше, тогда названные услуги будут носить адресный характер. Но вот откуда черпать информацию в необходимом и, как выясняется, совсем немалом количестве?

Несколько слов о потоковом видео

Одним из последних достижений Интернет-технологий считается возможность трансляции потокового аудио и видео. Но ведь такой трансляцией давно занято самое обычное телевидение. Правда, безадресно. И все-таки не всмотреться ли в привычный телеэкран повнимательнее?

Помните, как скептически были восприняты современниками слова телевизионщика из фильма «Москва слезам не верит» о скором наступлении эры сплошного телевидения. А сегодня общее количество каналов спутникового телевизионного вещания уже достигло тысячи. Телезрителю в развитых странах предлагается такое количество программ, которое он никогда не успеет посмотреть. Для того чтобы хоть как-то ориентироваться в этом потоке информации, ему необходимы и TV-парк, и TV-guide, и прочие проводники.

Так вот, оказывается, где можно было бы поискать «гига» и «тера» объемы исходных данных. Жаль, что только двум другим критериям они не соответствуют. Период их актуальности хоть и существенно меньше, чем у данных из сети Интернет, но все же не слишком мал. А о персональной компоненте и говорить не приходится, в основном это широковещательная безадресная информация.

Интерактивное телевидение: общее понятие

Обычно представление об интерактивном телевидении сводится к пониманию возможности выбора телезрителями для немедленного просмотра тех программ, которые пришлись им по душе, в удобное для них время, независимо от централизованного расписания трансляции сетки вещания. Кроме обычных телепрограмм в соответствии с посланными запросами, поступающими через инфраструктуру обратных каналов к серверу интерактивного телевизионного вещания, можно получать аудио или компьютерные программы, а также множество другой полезной информации (показано на рис.1 на раторами спутникового телевидения).

Все вместе запросы составляют наполнение обратного интерактивного канала. И общая схема информационных потоков, характерная для интерактивного телевидения, выглядит, таким образом, как замкнутое кольцо.

Поступающий от телезрителей обратный информационный поток вполне соответствует названным вначале критериям. В самом деле, запросы телезрителей на получение мультимедийного контента сохраняют актуальность только в течение короткого периода времени. Если, например, собравшись у телевизора всей семьей, мы в течение часа не дождемся показа любимого фильма, то можно считать, что информация о желании видеть именно этот фильм уже не актуальна. Обратный информационный поток отвечает и другому

требованию – высокой степени персонализации, поскольку все запросы направлены от конкретных пользователей, которые заказывают адресные интерактивные услуги. Остается только позаботиться об их разнообразии.

Классификация

интерактивного телевидения

В отлаженном процессе предоставления интерактивных услуг, уже освоенных операторами, информация, получаемая от телезрителей, касается вопроса выбора того или иного мультимедийного контента. Но ведь работа телевидения в интерактивном режиме – это процесс, только начинающийся с получения различного рода информации от телезрителей. А содержание, смысл, общественная ценность и персональная значимость поступающей информации могут быть различными, и формирование потока ограничивается исключительно соображениями целесообразности ее использования. Так значит, вся сумма сведений о предпочтениях мультимедийного контента, которой сегодня оперирует интерактивное телевидение, является всего лишь подмножеством (рис. 3) или одним из элементов многомерной информационной матрицы тех данных, которые в принципе можно получать от телезрителей.

Такое расширение границ смысловой нагрузки, сообщаемой телезрителями информации должно стать основой классификации интерактивного телевидения. Обычное интерактивное телевидение, которое есть не что иное, как процесс продажи мультимедийного контента, должно и называться content-based interactive television (приоритет англоязычного названия не должен удивлять, поскольку проекты организации интерактивных услуг реализуются до сих пор только в развитых странах). По-русски это может быть озвучено, например, как контентное интерактивное телевидение. Для нас важно, что при его организации используется только то подмножество информации, получаемой от телезрителей, которое соответствует запросам на получение мультимедийного контента.

Разумеется, интерактивное телевидение, основанное на всем множестве информации, которую теоретически можно получать от телезрителей, нигде в мире пока не развивается. Но вполне подходящее русскоязычное название для него уже есть. Это интерактивное голосование. В зарубежной литературе аналогом данного термина выступает выражение appliance-based interactive television. Имеется в виду, что это другое, нек ближе к

организации различного рода информационных приложений (или информационных услуг!), чем, собственно, к телевидению.

Определение

интерактивного голосования

Интерактивное голосование – это процесс получения от телезрителей и аналитической обработки оператором соответствующей инфраструктуры исходных массивов информации для предоставления информационных услуг. Таким образом, принцип, на базе которого построен бизнес интерактивного голосования, полностью совпадает с основой организации i-business проектов. Поэтому в дальнейшем о развитии i-business проектов можно говорить как о развитии интерактивного голосования. Не определено только, какая же инфраструктура будет использоваться в качестве центральной. Для решения этого сложного вопроса на следующем этапе изучения условий окупаемости i-business проектов предлагаю использовать пока такое понятие, как «интерактивная интеллектуальная информационная инфраструктура» (Interactive Intellectual Information Infrastructure, или в дальнейшем сокращенно IIII). Тогда структура организации услуг интерактивного голосования будет выглядеть следующим образом.

Общая технологическая

схема i-business проектов

В чем же состоит отличие двух (согласно предложенной классификации) основных направлений

развития интерактивного телевидения? Бизнес контентного (обычного) интерактивного телевидения

организуется при помощи строительства широкополосных каналов доступа к конечным потребителям услуг. Это может быть инфраструктура цифрового спутникового телевизионного вещания, или гибридные оптоволоконно-коаксиальные кабельные сети, или же мультимедийные беспроводные системы (MWS – multimedia wireless systems, известные также как системы сотового телевидения). Затем создается центральная инфраструктура управления контентом в виде серверов и электронного архива мультимедийного программного обеспечения. А уж затем происходит главное: для получения доступа к новым интерактивным услугам потребителям предлагается приобрести цифровой телевизор, что дорого, либо цифровую приставку set top box, которая обойдется дешевле. Тем не менее стоимость такой приставки, представляющей собой несколько видоизмененный ПК, в настоящее время колеблется от 300 до 1000 долл. Принцип оплаты услуг прост, как в магазине: чем больше разнообразной (мультимедийной) информации потребитель получил, тем он в большем долгу перед оператором. В общем-то, бизнес контентного интерактивного телевидения – это и есть организация виртуальных магазинов по продаже информации.

Темпы развития бизнеса контентного интерактивного телевидения достаточно высоки. Несмотря на кризис, ожидается рост числа пользователей интерактивных услуг. Их количество, по некоторым прогнозам, к 2005 г. достигнет 200 млн. Вполне вероятно – это ведь не push технологии однонаправленного вещания. И все же здесь налицо все признаки элитности потенциальной аудитории. А путь развития всякого бизнеса для этой категории пользователей взнесе нет.

Совсем иная перспектива у бизнеса интерактивного голосования. Если расшифровать, что такое представленные на рис. 4 электронные устройства персонального назначения и соответствующая им инфраструктура телекоммуникаций, то получится следующая схема

(рис. 4).

Следует заметить, что в соответствии с предложенной технологической схемой бизнес интерактивного голосования еще нигде и никем не был построен. Это неудивительно ввиду кажущейся только на первый взгляд простоты данного предприятия. Можно, например, решить, что для организации бизнеса интерактивного голосования не надо строить ничего, кроме IIII. Действительно, телезрители могут передавать в IIII свою информацию различными путями, и эти пути дублируются. Но в жизни все обстоит гораздо сложнее, и если не построить хотя бы одну, но свою сеть интерактивных каналов доступа абонентов к IIII, то бизнес, по-видимому, не состоится. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к IIII, будут надежность и возможность внешнего контроля исходной информации, для чего IIII должна создаваться как сложная многоуровневая распределенная система хранения и обработки данных.

И, наконец, первое и самое главное, о чем должен позаботиться оператор интерактивного голосования. Это согласование условий предоставления своих услуг структурам бизнеса и власти, в чем и состоит основное различие в организации бизнеса двух направлений интерактивного телевидения. Оператор контентного интерактивного телевидения работает непосредственно с телезрителями. Если телезрители захотят смотреть кино, оператор продает им кино. Условия организации бизнеса интерактивного голосования жестче, так как большая часть услуг предоставляется телезрителям не напрямую, а через властные структуры. И если телезрители проголосовали за президента, оператор продает информацию

о результатах голосования государственной структуре (центризбиркому), но не непосредственно телезрителям.

Возникает вопрос: а будет ли вообще кем-либо организован такой бизнес? Ответ очевиден: будет, как только станет ясно, что он приносит прибыль.

Перспективы развития

i-business

Так что же понадобится телезрителям, чтобы стать субъектами информационного обслуживания? Диапазон средств впечатляет: от суперсовременных и соответственно очень дорогих PDA, PIM, PPC и других разновидностей персональных коммуникаторов до простейших устройств, выполненных по технологиям Bluetooth, IEEE 802.11b, DECT или аналогичным стоимостью от 20 долл. Кстати, о модификации самого простого устройства с одной кнопкой. Оно должно быть предназначено для выполнения всего лишь одной операции: сообщения по обратному каналу в IIII точного времени реакции пользователя на интерактивные предложения от телевизионных программ. То есть, если сегодня вы все чаще и чаще видите на экране номера телефонов, по которым следует звонить, для того чтобы сообщить свое мнение по тем или иным вопросам, можете быть уверены, что в дальнейшем этот процесс заметно упроститенно сами эти интерактивные предложения должны быть сведены к процессу синхронизированного приема однотипных сообщений следующего формата: код идентификации пользователя/точное время посылки сообщения. Например, не пожелают ли господа оформить льготную подписку на газету одним нажатием этой самой кнопки в течение пяти секунд просмотра соответствующего рекламного ролика? Окажется, что пожелают те, чьи сообщения укладываются (с точностью, скажем, до микросекунды) в тот самый синхронизированный пятисекундный интервал времени. Назовем для краткости это устройство wisher. Заслуживает внимания его невысокая стоимость, что в значительной степени способно повлиять на рост числа потенциальных пользователей информационных услуг. А если еще учесть, что счастливым обладателям сотовых телефонов (и некоторых модификаций пультов ДУ) вообще нет необходимости что-либо приобретать, станет ясно, что число абонентов оператора интерактивного голосования будет зависеть только от количества телевизоров. Если умножить эту цифру на среднестатистическое количество членов семьи, получается число до пяти миллиардов. Таким образом, интерактивное голосование имеет шанс стать частью повседневной жизни всех и каждого.

Другим признаком экстраординарности и указанием на гигантский потенциал проектов i-business может служить планомерное поступательное развитие информационных услуг аудиотекс (убедительная просьба не путать с аудиотекстом). Здоровый скепсис в отношении перспектив аудиотекс присутствовал всегда: непонятно, как эти информационные услуги вообще могут развиваться в таких условиях. Вы только представьте себя в десятый раз набирающим один и тот же номер телефона, указанный в телевизионном ролике, чтобы, дозвонившись, пообщаться с человеко-машинным интерфейсом телефонного сервера по сумасшедшему тарифу. До какой же степени это все неудобно. Тем не менее число пользователей услугами аудиотекс растет! И вот что важно: аудиотекс – это не что иное, как i-business проект, ограниченный рамками обычной телефонной связи (это то же самое интерактивное голосование, но только исключительно по телефону). Так не

напоминает ли пока не очень заметный рост объема услуг аудиотекс историю развития сети Internet до известного момента появления World Wide Web технологий?

А как разнообразны услуги аудиотекс: здесь и продажа товаров, и организация конкурсов, лотерей, и знакомства, и гадание на картах, и опросы общественного мнения, и голосование в прямом эфире в поддержку политических деятелей или их предложений. Конечно, ограниченный рамками своей технической реализации аудиотекс не может полноценно взаимодействовать со всем многообразием

бизнеса, сферу которого он затрагивает, но он проявляет такую тенденцию! Значит, главной чертой проектов в предложенном полноресурсном (задействующем все телекоммуникационные ресурсы) варианте реализации является неизбежность интеграции со структурами бизнеса и власти. Это логично: мало произвести Big Mack, надо найти способ его продаового потребления у всякого бизнеса доминирует информационная составляющая. Поэтому для каждого игрока такого рынка оператор i-business’а по определению будет эксклюзивным партнером. Это касается и власти с той только разницей, что за свой товар в виде программ социального развития она получает не деньги, а голоса избирателей.

О самом главном

Как иначе можно было бы охарактеризовать предполагаемый процесс интеграции оператора i-business со структурами бизнеса и власти? Можно ограничиться одним словом – контроль. Кто владеет доминирующей информационной составляющей, тот владеет гораздо большим, чем просто определенный бизнес. Так вот почему i-business не может развиваться независимо, постепенно и локально. До тех пор пока власть и бизнес не позиционируют себя в i-business проектах, последние так и будут существовать в форме аудиотекс.

Почему столь важно, чтобы процесс адаптации полноресурсных i-business проектов поскорее сдвинулся с мертвой точки? Потому что при этом образуется новая ниша большого прибыльного бизнеса для успешного и безопасного приумножения огромного капитала. От

приумножения капитала зависит буквально все. Симпатичный американским избирателям Альберт Гор и его команда так и не смогли внятно объяснить элите американского бизнеса каким образом

строительство информационной супермагистрали может стать прибыльным предприятием. IT технологии перестали приносить запланированные дивиденды из-за кризиса перепроизводства однонаправленных стандартных инфотелекоммуникационных услуг. А капитал не может ждать.

В данном исследовании принципов организации новых информационных услуг многое пока неясно: каким должен быть перечень направлений деятельности оператора интерактивного голосования, каковы условия окупаемости i-business проектов, как гарантировать их безопасность для общества, каким образом соответственно должно измениться информационное законодательство. Все эти вопросы требуют немедленного ответа.

Главная страница / Архитектура отрасли