Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Заказчики – кто они?

Безусловно, в той или иной степени предприятия всех масштабов имеют своего рода системы управления, однако наибольший интерес с точки зрения состояния и оценки рынка представляют собой организации, занимающиеся средним и крупным бизнесом.

На сегодняшний день сформировались три основные группы

заказчиков таких решений: экспортноориентированные отрасли, импортозамещающие и структурообразующие отрасли и, наконец, государство. Рассмотрим их по порядку.

• Предприятия экспортноориентированных отраслей, и прежде всего представляющие нефтяную, газовую, металлургическую и химическую промышленность, традиционно являются одними из крупнейших потребителей систем управления. Главная причина активного потребления ими ИТ-продуктов – сохраняющаяся благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для их продукции. Это позволяет таким предприятиям выделять до 2–3% от своего оборота на внедрение информационных технологий, большую часть которых и составляют системы управления предприятием.

• Импортозамещающие и структурообразующие отрасли. Общая стабилизация и развитие экономики России обусловили увеличение внутреннего спроса как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения на продукцию, выпускаемую предприятиями машиностроения, приборостроения, металлообработки, пищевой промышленности и ряда других. Эти предприятия уделяют все больше внимания перспективному развитию, что активизирует интерес к использованию ИТ-технологий, и в частности систем управления предприятием.

• Государство. По отношению к ИТ государство выступает в двух основных ипостасях. Первая – заказчик, с каждым днем увеличивающий инвестиции, идущие на внедрение ИТ в государственных структурах (например, на реализацию целевой программы «Электронная Россия» планируется направить 76,15 млрд. руб.). Вторая – политик, который все активнее заявляет о своем видении роли ИТ в экономике России и таким образом влияет на отношение корпоративного сектора к этой отрасли.

«Свои» и «чужие» системы

Именно эти категории заказчиков определяют все более растущий спрос на автоматизированные системы управления предприятием. Именно этот постоянно увеличивающийся спрос привлекает на рынок России все большее количество

западных поставщиков систем управления самого разного уровня, именно этот спрос обуславливает укрепление позиций и российских разработчиков подобных решений. Ко всему этому следует добавить, что даже конкуренция между западными и отечественными производителями систем управления предприятием не носит у нас в стране классического характера. Дело в том, что в этой конкурентной борьбе имеются свои «подводные камни»: западные продукты мало учитывают особенности нашего законодательства, высока цена зарубежных решений, существует необходимость их локализации или интеграции с российскими продуктами – именно в этих и многих других факторах кроется причина

настороженного отношения отечественных предприятий к западным системамтем управления на рынке России будут определяться темпами перестройки систем управления отечественных предприятий в соответствии с западными стандартами и, кроме того, активностью, с которой будет идти процесс интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.

Если же говорить о затратах, то сегодня финансировать внедрение у нас зарубежных систем могут лишь немногие крупные и сверхкрупные компании.

В отечественных программах проблема российской специфики решается путем написания новых

локализованных программных модулей, например, для таких областей, как бухгалтерия, делопроизводство, управление кадрами и т. д. Здесь наши «доморощенные» системы управления успешно конкурируют с западными, поскольку гораздо лучше приспособлены к особенностям российской экономической системы, постоянно меняющемуся законодательству и т. п.

Поставщики и решения

Сегодня на рынке, где действуют поставщики решений в области управления предприятием, можно выделить несколько секторов. Первый представляют компании, которые занимаются продажей и настройкой чужих серийных программных продуктов. Второй – коллективы, ведущие собственные разработки. Третий – это сфера тех, кто специализируется на внедрении крупных корпоративных систем. Такие компании занимаются одновременно разработкой своего ПО и продажей чужого, а кроме того, они оказывают консалтинговые услуги.

Классификация самих систем сводится по сути к двум основным группам.

• Финансово-управленческие системы. Их отличительная черта – отсутствие производственных модулей. Сроки внедрения таких около года, а стоимость доходит до сотен тысяч долларов. Соотношение российских и западных систем на нашем рынке примерно равное.

• Средние и крупные интегрированные системы. Разница между этими системами довольно условна, она заключается в наличии или отсутствии отраслевых решений и в зависимости решения от масштабов предприятия, в том числе от его территориальной распределенности. Сроки внедрения подобных систем, имеющих модуль управления производством, могут достигать нескольких лет, а стоимость составляет от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Следует отметить, что такие системы предназначены в первую очередь для повышения эффективности управления крупными предприятиями и корпорациями. Требования бухгалтерского или кадрового учета отходят в этом случае на второй план. К системам данной категории относятся только западные продукты.

В последнее время проявляется интерес и к производственным решениям, но их внедрение – более сложный процесс.

Внедрение – особенности, стоимость и эффективность

Отечественные предприятия, понимая необходимость перестройки бизнес-процессов в соответствии с современными требованиями рынка, стремятся найти оптимальное решение и наиболее эффективно вложить средства в развитие своего дела.

Как известно, любое внедрение предусматривает поиск компромиссов между привычной деятельностью персонатемы и стоимостью доработки/изменения системы под бизнес-процесс. Чтобы этот поиск компромиссов не зашел в тупик, требуется постоянное участие руководства в процессе внедрения. Именно поэтому при выборе систем управления предпочтение отдается сочетанию финансовых и логистических систем, что позволяет достаточно быстро обеспечить окупаемость

решения.

Кроме того, сегодня мы можем говорить о росте «средней стоимости внедрения» как западных, так и российских решений. Если в период становления рынка внедренцы могли позволить себе осуществлять работы по демпинговым ценам, то сейчас для удержания квалифицированного персонала просто необходимо увеличивать стоимость внедрения.

Думаю, что следует немного подробнее остановиться на изменениях, которые происходят в проектном консалтинге, и на роли консультантов в процессе выбора поставщика и внедренца. Несмотря на то что, как отмечалось выше, количество представленных на российском рынке решений в области автоматизации управления постоянно растет, наблюдается серьезный дефицит в сфере предоставления квалифицированных услуг по выбору и внедрению этих систем. Практически любой консультант предлагает только те продукты, с поставщиком которых он смог договориться.

Как отмечалось, весьма непросто найти компанию, которая произведет «независимый» выбор решения. С одной стороны, очень часто, сотрудничая с фирмами, обещающими «золотые горы», заказчик оказывается перед достаточно простой схемой выбора решения: каковы бы ни были входные условия (задачи бизнеса, ИТ-стратегия и т. д.), результат (предлагаемая система) будет один и тот же. С другой же стороны, все-таки лучше, если при выборе поставщика решения Вам кто-нибудь поможет. Совет в этой ситуации простой: если нет проверенного надежного консультанта, привлеките нескольких специалистов и заслушайте их аргументы в пользу того или иного решения. Однако придется учесть два

момента:с ростом числа квалифицированных специалистов, имеющих реальный опыт внедрения, стоимость их услуг возрастает. Такие специалисты, хотя и остаются «привязанными» к тому или иному конкретному решению, но в любой момент могут легко переориентироваться на решения другого поставщика.

Системы управления

предприятием и Интернет

Повсеместное увлечение Интернетом не оказало серьезного влияния на предпочтения заказчиков – финансы и логистика занимают здесь лидирующие позиции. Спрос на различные Интернет-возможности систем управления предприятием (CRM и др.) пока не сформирован. Строго говоря, сейчас предприятиям в первую очередь нужно наладить внутренние учет и управление. При этом вполне очевидно, что для различного рода

финансово-промышленных групп, территориально распределенных компаний при внедрении СУП необходимо учитывать «будущее данного решения в Интернете».

Перспективы развития рынка

В настоящий момент опережающее развитие российского ИТ-рынка определяют несколько тенденций. Россию, даже если принять во внимание вий, по сравнению с западными странами, базовый уровень автоматизации предприятий и компьютеризации населения. Это означает, что, несмотря на общемировую тенденцию снижения темпов роста ИТ-индустрии, в нашей стране существуют огромные возможности для ее развития и сохраняется существенный потенциал для экстенсивного роста ИТ-сектора.

Что касается качественных изменений, то они связаны с необходимостью интеграции российских компаний в мировую систему хозяйствования, однако нельзя представить осуществление этого процесса без использования ИТ. Кризис 1998 г. наглядно показал невозможность работы по старой «советской» модели, а приходящие к управлению предприятиями новые команды менеджеров гораздо в большей степени, нежели директора с прежней закалкой, понимают важность использования ИТ.

На рубеже 2000–2001 гг. резко повысилось внимание властей к развитию ИТ-отрасли в России. Принят ряд государственных программ, среди которых можно выделить такие федеральные целевые программы, как «Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 гг.» и «Электронная Россия на 2002–2010 гг.», а также программу «Государственный регистр населения на 2002–2005 гг.».

Рост ВВП и промышленного производства в последние годы определяет и рост потребностей российских предприятий в области ИТ. По данным аналитиков Gartner Group, в целом в мире темпы роста ИТ-индустрии в 4 раза превышают темпы роста ВВП. Если принять во внимание прогноз правительства о ежегодных темпах роста российской экономики в 4–4,5%, можно предположить, что темпы роста отечественного ИТ-рынка составят не менее 15–20%.

Возрастает платежеспособность заказчиков. С одновременным осознанием необходимости использования ИТ это дает мощный стимул к покупке ERP-систем. Заказчики же становятся образованнее и требовательнее. Как правило, их начинают интересовать интегрированные решения, охватывающие всю основную деятельность предприятия. Однако, как и прежде, хотят они «всего и подешевле», правда, многие уже стали понимать, что на практике такое желание осуществить невозможно.

В 2001–2006 году аналитиками прогнозируется дальнейшее развитие рынка ERP-систем в России.

Источники финансирования: инвестиции крупных торгово-промышленных групп, которые они направляют в активно скупаемые ими производственные предприятия; собственные средства предприятий, наличие которых обусловлено общим подъемом экономики и ростом платежеспособного спроса на выпускаемую отечественными производителями продукцию. В числе возможных клиентов можно выделить производственные предприятия химической и нефтехимической отрасли, пищевую промышленность, фармацевтику, телекоммуникационные компании, некоторые предприятия машиностроения, а также, вероятно, и ВПК. Стоит отметить, что все вышеперечисленные предприятия по своим масштабам относятся к категории «крупные», в редких случаях – «средние».

Главная страница / Архитектура отрасли