Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СВЯЗЬ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Система связи стала неотъемлемой составной частью автоматизированных и автоматических

систем диспетчерско-технологического управления ЕЭС России и не может быть вычленена из них. Критерий единства средств связи и других технических средств является техническим требованием и необходимым условием функционирования диспетчерско-технологических систем управления ЕЭС России. Этот критерий не зависит от форм и прав собственности, а определяется чисто технологическими требованиями существования и функционирования ЕЭС России.

Любая реорганизация, разрушающая это единство, неизбежно приведет к нарушению технологической и технической вертикали управления, что грозит потерей управляемости и опасностью снижения надежности и устойчивости функционирования ЕЭС России. К подобным реорганизациям следует относить попытки выделения служб связи из состава Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ЕЭС России, объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и региональных диспетчерских управлений (РДУ) с передачей телекоммуникационных активов в отдельную телекоммуникационную структуру.

Целевые задачи, поставленные технологическим управлением электроэнергетики, определили и продолжают определять всю инфраструктуру технологической связи (организационную структуру, территориальную топологию, применяемые технические средства, систему управления). Так, система управления технологической связью имеет иерархическую структуру, предусматривающую распределение функций оперативного контроля и управления между отдельными уровнями (службами связи и телемеханики ЦДУ, ОДУ, РДУ и т. д.), а также подчиненность нижестоящих уровней управления вышестоящим.

Для каждого уровня установлены две категории управления средствами связи – оперативное управление и оперативное ведение. Последнее не позволяет производить операции с оборудованием и устройствами связи энергообъекта без разрешения диспетчера связи соответствующего уровня, при этом сам диспетчер связи может не участвовать в работах. По условиям оперативного управления диспетчер связи непосредственно участвует в операциях, требующих согласованных изменений на нескольких объектах связи. Существование двух категорий управления означает, что оперативное управление средствами технологической связи осуществляется диспетчером связи соответствующего уровня независимо от права собственности на эти средства связи.

Реформирование электроэнергетики России и создание конкурентного рынка электроэнергии предъявляют новые требования к технологической связи, особенно в области применения современных цифровых технологий связи.

Одним из основных субъектов рынка электроэнергии является Системный оператор, который на первом этапе создается на базе ЦДУ ЕЭС России и ОДУ с последующим присоединением на втором этапе РДУ. Системный оператор должен обеспечить совмещение коммерческих и технологических методов управления. Наряду с традиционной задачей поддержания технической устойчивости и надежности функционирования ЕЭС России он дотивно-технологическое управление также в интересах общественного спроса на электрическую энергию в условиях свободного конкурентного рынка.

Выполнение предстоящих задач потребует заметного увеличения объема технологической информации и повышения точности и достоверности данных, что позволит Системному оператору за счет более точного ведения режимов ЕЭС России предоставить субъектам рынка дополнительные объемы электроэнергии, ранее терявшиеся из-за «грубого» расчета технологических ограничений по устойчивости ЕЭС России.

Большую роль начинает играть автоматизированная система коммерческого учета электропотребления АСКУЭ. Должна быть значительно расширена область охвата энергообъектов и потребителей системой АСКУЭ. Для этого потребуется замена морально и физически устаревших счетчиков электроэнергии и установка большого количества новых повышенного класса точности, а также соответствующих устройств сбора и передачи данных со счетчиков.

Аналогичные задачи по реконструкции технической базы телеинформационной системы появляются в системах релейной защиты, противоаварийной автоматики, регулирования частоты и мощности.

Одним из важнейших элементов для телеинформационной системы является система технологической связи, имеющая два уровня телекоммуникаций:

• телеинформационные сети связи энергообъектов (нижний уровень);

• опорная сеть технологической связи Системного оператора (верхний уровень).

Работы в области развития

телекоммуникаций Системного оператора нацелены не только на совершенствование системы диспетчерско-технологического управления ЕЭС России. Учитывается необходимость информационного обмена с субъектами рынка электроэнергии. При реформировании электроэнергетики информационные потоки между субъектами рынка неизмеримо возрастут, как и многообразие применяемых информационных технологий, особенно касающихся распределенной обработки данных. Решить проблемы оперативного информационного взаимодействия между субъектами создаваемого рынка возможно только с помощью развитой системы телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление всего спектра интегральных услуг.

Имеющаяся инфраструктура сети диспетчерско-технологической связи ЕЭС России может послужить базой для создания интегрированной сети связи для участников рынка. Такой вывод основан на том, что объективно складывающиеся информационные потоки между субъектами рынка в значительной степени совпадают по

направлениям с потоками телеинформационной системы и соответственно основная доля трафика будет проходить по тем же сетям связи, что и трафик телеинформационной системы. При этом наибольшая нагрузка трафика ложится на магистраль РДУ – ОДУ – ЦДУ, совпадающую с опорной

сетью технологической связи Системного оператора, так что создание специальной системы телекоммуникаций для обслуживания оптового рынка электроэнергии с передачей трафика в тех же направлениях экономически нецелесообразно.

Этими обстоятельствами определяется основное стратторичных сетей связи Системного оператора: перевод на цифровые широкополосные каналы связи в первую очередь опорной сети, а также организация цифровых каналов с внешними структурами рынка. Чтобы не стать дестабилизирующим фактором для возникающих рыночных отношений, реконструкция и развитие опорной сети должны осуществляться опережающими темпами по сравнению с формированием рынка электроэнергии.

Перспектива вхождения в европейскую, а впоследствии и в ми-

ровую энергетическую систему

требует повышения качества и эффективности функционирования практически всех систем автоматического и автоматизированного управления в электроэнергетике. Эти факторы становятся дополнительным стимулом развития многофункциональной мультисервисной сети связи Системного оператора ЕЭС России.

Полностью статья опубликована в журнале «ВКСС. Connect!», №2/2002.

Главная страница / Архитектура отрасли