Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

РОССИЯ НАКАНУНЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Наиль Исмаилович, насколько готова телекоммуникационная отрасль к вступлению нашей страны в ВТО?

К великому сожалению, на мой взгляд, о проблемах, обусловленных предстоящим присоединением России к ВТО, недостаточно хорошо известно руководителям не только промышленных предприятий отрасли, но и федеральных органов, на которые Правительством Российской Федерации возложены функции по государственному регулированию развития средств связи. Сегодня отечественные производители средств связи не готовы к защите внутреннего рынка, не говоря уже о выходе выпускаемой ими продукции на зарубежные рынки. Неопределенность в сфере промышленной политики и ее приоритетов не позволяет проводить необходимую подготовительную работу.

Может быть, нам стоит подождать торжественного вступления России во Всемирную торговую организацию? Но что будет завтра с отечественными производителями средств связи? А ведь это около четырехсот юридических лиц, свыше 40 тысяч работников. Прибавьте еще около 8 тысяч человек, занятых на смежных предприятиях, и вместе с членами семьи получится около 200 тыс. человек! Когда на российский рынок хлынут из-за границы дешевые средства связи, а продукция наших заводов будет неконкурентоспособной, проблема трудоустройства обострится еще больше. Кроме того, куда потекут деньги на закупку оборудования связи? (Ежегодно около 2 млрд. долларов.) Не говорю уже о том, что при таком развитии ситуации отрасль «посадят на иглу» и в наибольшей степени это коснется вопросов безопасности и затрат на эксплуатационные расходы. Вот это и будет результатом еще одной шоковой терапии.

– Какие объективные причины обуславливают нецелесообразность поспешного присоединения отрасли к ВТО?

Присоединение России к ВТО отвечает в целом долгосрочным интересам экономического и социального развития страны. Более того, в условиях формирования глобального информационного пространства членство России в ВТО – объективная реальность, не подлежащая обсуждению. При этом должен подчеркнуть, что в ВТО вступает страна, а не отрасли народного хозяйства. И от готовности каждой отрасли работать в условиях открытого внутреннего рынка и будут зависеть результаты экономической деятельности, в частности предприятий нашей отрасли связи.

Членство России в ВТО даст возможность участвовать в выработке правил и принципов регулирования мировых хозяйственных связей с учетом национальных интересов, оговоренных на стадии вступления в эту организацию.

В настоящее время ведутся переговоры о вступлении России в ВТО. Однако представители нашей страны, уполномоченные в них участвовать, не владеют сведениями о специфике состояния промышленности средств связи, находящейся на стадии рыночных преобразований. Потому для нас очень важно использовать подготовительный период (до вступления в ВТО) не для критики экономического состояния отрасли, а для выработки и реализации необходимых мер для решения целого ряда вопросов.

1. Повышение конкурентоспособности отечественной промыми темпами технической и технологической модернизации средств производства, что обусловлено отсутствием необходимых средств на ее проведение.

2. Отсутствие средств на научные исследования, в том числе фундаментальные, без которых немыслимо внедрение высоких технологий, неопределенность приоритетов развития отрасли связи на долгосрочную перспективу.

3. Несовершенство законодательной и ведомственной нормативной базы.

4. Отсутствие подготовленных кадров – специалистов, которые способны эффективно работать по правилам ВТО.

5. Ценовая неконкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.

6. Несовершенство стандартов, порядка выдачи и получения сертификатов.

– Какая из названных проблем

является доминирующей?

Думаю, что отсутствие средств на научные исследования, в том числе фундаментальные. Если другие проблемы при наличии средств мы могли бы решить в сроки, установленные рабочей группой ВТО, то научные исследования, предусматривающие внедрение в отрасли высоких технологий, потребуют значительно более длительного времени, а также ресурсов и самое главное – подготовленных специалистов. Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что высококвалифицированные специалисты, подготовленные еще во времена Советского Союза, в большинстве своем трудятся за границей, да и сегодня их отток за рубеж не уменьшается.

– В чем, на Ваш взгляд, корень проблемы?

Мы не научились по достоинству оценивать результаты своего труда, маркетинговые службы российских предприятий во многом проигрывают зарубежным. К примеру, мы не уделяем должного внимания рекламированию отечественной продукции. Полистайте печатные издания, специализированные журналы. В подавляющем большинстве рассказывается об импортных средствах связи или произведенных на совместных предприятиях. На рекламу отечественных товаров, как правило, не выделяются средства, российские производители считают такие расходы ненужными затратами.

Еще один не менее важный аспект. Промышленные предприятия работают по старому принципу, действовавшему в прежние времена, когда за их продукцией заказчики выстраивались в очередь. Руководители не предпринимают никаких действий по проведению маркетинговых исследований рынка, не используют тех мер по

продвижению своей продукции, которые успешно применяют зарубежные поставщики оборудования. Кроме того, на многих предприятиях до сих пор не верят в эффективность внедрения современных методов и систем управления.

– Какие задачи необходимо решить в первую очередь?

Прежде чем говорить о задачах, необходимо оценить продолжительность подготовительного периода до вступления в ВТО и сформулировать суть проблем, которые Россия сможет решить в течение этого времени. Перечислю ряд задач.

1. Реализация технической и промышленной политики, ориентирующей отечественных производителей средств связи на организацию серийного выпуска ограниченного перечня оборудования средств связи.

2. Стр благоприятного инвестиционного климата для отечественных производителей.

3. Совершенствование правовых и ведомственных нормативных документов, определяющих меры по обеспечению безопасности и защите отечественного товаропроизводителя.

4. Государственная поддержка научных разработок и внедрение их в производство средств связи.

5. Совершенствование налогового и таможенного законодательства, регулирующего порядок производства товаров в России.

6. Принятие на государственном уровне решения об участии отечественных банков в кредитовании производства товаров в России.

Что касается защитных мер, позволяющих отстоять интересы отечественного товаропроизводителя средств связи, то к ним относятся:

а) установление ограниченной квоты на импорт продукции, аналоги которой производятся в России;

б) таможенные ограничения на ввоз продукции, производимой в России;

в) ограничение перечня типов импортного оборудования для применения на взаимоувязанной сети связи ВСС страны.

– Наиль Исмаилович, анализировались ли последствия вступления в ВТО для телекоммуникационной отрасли?

К великому сожалению, такое исследование в масштабах отрасли не проводилось. В 2000 году Минсвязи разработало и утвердило в Правительстве Российской Федерации «Концепцию развития рынка средств телекоммуникаций РФ на 2002–2010 годы». Согласно п. 11.1 этого документа «государственная политика в области поддержки национальных российских производителей должна быть направлена на разработку комплекса мер по созданию условий для эффективного развития отечественного производства конкурентоспособного оборудования связи и программного обеспечения». С момента одобрения Концепции прошло два года, а «комплекса мер» до сих пор нет.

В упомянутой Концепции приводятся основные параметры развития средств связи в стране на ближайшие годы, но нет четких критериев, какие типы оборудования связи потребуются операторам для выполнения показателей развития. Иными словами, принят документ, определяющий задачи отрасли на ближайшую перспективу, а ведомственные нормативные акты, предусматривающие этапы реализации требований Концепции, до настоящего времени не разработаны.

– Как Вы считаете, по каким направлениям должны проводиться исследования в отрасли?

С тем чтобы обеспечить принятие обоснованных решений, необходимо:

• определить номенклатуру и объем необходимой продукции для развития отрасли на ближайшие годы, при этом указать долю импортной продукции в общем ее объеме;

• оценить уровень использования производственных мощностей промышленных предприятий отрасли в 2001 году:

- по степени износа основного технологического оборудо-

вания;

- доле конкурентоспособной продукции в общем объеме производства, поставляемой как на внутренний, так и на внешний рынки.

Результаты проведенного анализа позволят:

• оценить возможности экономического сектора в отрасли и его реальный потенциал для производства конкурентоспособной продукзводственных фондов, ликвидации технологической отсталости;

• определить меры по структурной перестройке промышленности средств связи.

При этом самое главное, что полученные результаты позволят мотивировать несогласие с рабочей группой ВТО по «шоковому», прежде всего для России, вступлению в эту организацию.

– Какова цель «Концепции развития рынка средств телекоммуникаций РФ на 2002–2010 годы»?

Основная цель Концепции – разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребностей отечественных операторов в технических средствах связи преимущественно российского производства, с учетом предстоящего вступления страны во Всемирную торговую организацию.

Главная страница / Архитектура отрасли