Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

КОММЕРЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

Коммерческая телефонная связь развивается в Москве быстрыми темпами, увеличивается ее абонентская база, совершенствуются технологии, расширяется спектр предлагаемых услуг. О том, что происходит сегодня в этом секторе телекоммуникаций, нашему обозревателю рассказал Саид Алимбеков, генеральный директор компании «МТУ-Информ» — крупнейшего коммерческого оператора телефонной связи Москвы.

– Что происходит сегодня на рынке фиксированной связи?

Ничего сенсационного, идет обычная, планомерная работа. Рынок альтернативной фиксированной связи является сегодня самым перспективным в отрасли после сотового. Даже в благополучной с точки зрения концентрации услуг связи Москве телефония до сих пор является основным видом сервиса, востребованным на рынке представителями как корпоративного, так и частного сектора. На мой взгляд, в ближайшее время будет наблюдаться массированный выход коммерческих операторов на рынок индивидуальных пользователей. Экспансия на этот рынок рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности нашей компании. В Москве строится много элитного жилья, для которого нужна качественная связь, и мы можем ее предоставить.

– Что вы подразумеваете под качественной связью? Влияют ли на качество используемые технологии?

Я считаю, абоненту все равно, по какому принципу и на каких технических новшествах построена связь. Качество телефонной связи определяется двумя-тремя критериями: качеством передачи голоса, возможностью дозвониться до абонента в любое время с первого раза, спектром дополнительных услуг, таких, как переадресация вызова, голосовая почта и т. д. Мы приходим к абоненту с современной цифровой сетью, которая охватывает всю Москву, имеет собственные выходы на междугородную и международную связь и связана со всеми АТС Москвы. Отказов в соединении у нас не бывает и, надеюсь, не будет.

– Сейчас так много говорят про новые технологии, что кажется, будто интерес к услугам обычной телефонии падает...

В таком случае можно говорить и о спаде интереса к электроэнергии, водоснабжению, канализации. Просто люди привыкают к удобствам. Раньше о телефоне мечтали, годами стояли в очереди, а сейчас, как правило, для абонента коммерческого оператора период установки не превышает 1-2 месяцев.

Идет насыщение рынка фиксированной связи, и это хорошо. Более того, сейчас существует благоприятная почва для развертывания цифровых телефонных сетей, интеллектуальных услуг, доступа в Интернет, в том числе на базе широкополосных технологий.

– Каковы отношения между операторами, работающими на московском рынке фиксированной связи? Что пользователь получает от их конкуренции?

Откровенно говоря, все руководители и менеджмент компаний давно работают в отрасли связи. Все друг друга знают. Поэтому конкурируют наши фирмы, холдинги, а между людьми сохраняются нормальные человеческмира Булгака: «Пусть на клумбе цветут все цветы». Чем больше участников рынка, тем лучше для потребителя. Но это в теории. На практике сейчас происходит консолидация, операторы объединяются. В частности, в рамках «Системы Телеком» уже в ближайшие полгода или год планируется объединить компании «МТУ-Информ», «МТУ-Интел», «Голден Лайн» и «Телмос»; впоследствии к нам присоединится «Комстар». То есть в рамках АФК «Система» будет создан единый цифровой оператор. Другая большая группа операторов, входящих в холдинг «Голден Телеком», – «Совинтел», «ТелеРосс» – концентрируются вокруг «Альфа-группы». Тем не менее укрупнение операторов благотворно скажется на рынке, ибо приведет к усилению конкуренции. Выиграют в первую очередь клиенты, которым будет предлагаться широкий спектр услуг по доступным ценам.

– Что принесет объединение вашей компании ее клиентам?

Коммерческая выгода очевидна:

стоимость объединенного цифрового оператора значительно превысит арифметическую сумму стоимостей объединяющихся компаний. Это важно, так как мы не исключаем возможности выпуска акций цифрового оператора и выхода на рынок IPO (initial public offering – первоначальное публичное предложение акций). Кроме того, упростится производственный процесс за счет объединения оборудования, параллельно работающего у нынешних операторов. В результате произойдет некоторое снижение тарифов, в этом я уверен.

Дело в том, что разработка новых продуктов и услуг требует колоссальных инвестиций. Очевидно, что для их осуществления компании идут на сокращение собственных расходов и консолидацию бизнесов. Наблюдаемые тенденции российского рынка связи (процесс объединения операторских компаний) подтверждают эти выводы.

– Когда его можно ожидать?

Объединение начнется в этом году, а снижение цен – примерно годом позже. Кстати, оно и так постепенно происходит: за семь лет работы тарифы нашей компании снизились втрое.

– Фиксированная связь – для многих это еще и канал доступа в Интернет. Сегодня много говорится о том, что пора переходить от dial-up к ADSL и вообще к широкополосному доступу ...

Технологии не стоят на месте. Но выбор потребителя напрямую зависит от цен, предлагаемых поставщиками услуг. Учитывая, что большинство пользователей (около 94% частного и 40% корпоративного секторов) прибегают к этому способу соединения, безусловно, приятно иметь высокоскоростной доступ в сеть и одновременно использовать телефонные линии. Но цена пока «кусается», по крайней мере для физических лиц. Стоимость же dial-up доступа вполне приемлема – примерно 60 центов в час, поэтому он наиболее распространен. Промежуточное положение занимает ADSL. Темпы роста аудитории Интернета сейчас замедляются. Чтобы их сохранить, операторы должны снижать цены, но только до определенного уровня. Когда он будет достигнут, останется лишь ждать появления новой технологии, которая будет дешевле. Это обычная история разв новой технологии и снижения цен?

Я боюсь делать прогнозы. Принципиально нового пока ничего не изобретено – идет только снижение стоимости производства оборудования, и то вследствие конкурентных особенностей рынка. Она дешевеет приблизительно на 5% в год. Значительного, резкого скачка вниз я в ближайшем будущем не предвижу. Разве что изобретут нечто совершенно неожиданное...

– Как вы оцениваете влияние банкротства крупных зарубежных операторов связи на ситуацию в отрасли? Отразилось ли оно на работе российских компаний?

То, что произошло, на фондовом рынке называется «перегрев акций». Проще говоря – обычная спекуляция. Сначала искусственно взвинчиваются цены, а затем, при попытке исправить положение, искажается бухгалтерская отчетность. Но рано или поздно любое жульничество обнаруживается, что и произошло.

В России «перегрева» не наблюдалось, да и предпосылок для этого нет, поскольку рынок у нас не насыщен. Так что никакой кризис нашим операторам пока не грозит.

– Но банкротства подрывают доверие инвесторов к телекоммуникационному рынку в целом, а многие наши компании заинтересованы в инвестициях, в том числе зарубежных.

К сожалению, это так. Инвестор рассуждает: если на Западе в телекоммуникациях работают нечестно, то почему в России должны работать иначе? Но у нас есть контраргументы: огромное количество потенциальных клиентов еще не получили нужных им услуг связи.

К тому же я не согласен, что все ищут инвесторов. Скажем, наша компания в них не нуждается, пока мы развиваемся за счет собственных средств. Если же говорить о российской телекоммуникационной отрасли в целом, то инвестиции, конечно, требуются. Но ведь инвестор не на каждый проект даст деньги, ему нужно иметь отдачу. К примеру, вряд ли удастся получить средства на развитие сельской телефонной связи в условиях, когда МАП РФ регулирует тарифы.

– Телефонизация сельских районов – задача социально значимая, но для коммерческой компании вряд ли интересная?

Почему же? Мы работаем в условиях конкуренции и под антимонопольное регулирование не попадаем. Если какой-нибудь богатый коттеджный поселок просит нас организовать телефонную связь, мы говорим: «Хорошо, сделаем, это будет стоить столько-то». Если они согласны – подключаем их к собственной телефонной сети. В Московской области мы работаем в основном в районах Рублевского и Ново-Рижского шоссе, в последнее время – Можайского и Калужского. Однако в ущерб своим интересам мы работать не можем.

– Как вы планируете развивать спектр предоставляемых услуг и чего могут ожидать от вас потребители – как корпоративные клиенты, так и физические лица?

Пока мы говорили лишь об одной грани нашей деятельности – о телефонии, а «МТУ-Информ» предоставляет полный спектр услуг электросвязи. В идеале мы стремимся удовлетворить все запросы клиента – компания к этому готова и технически, и флиенты получают не только качественную цифровую телефонную связь и высокоскоростной постоянный доступ в Интернет, но и услугу цифрового телевизионного вещания. Комплексность услуг связи, предоставляемых «МТУ-Информ» своим клиентам, не будет ограничиваться телефонией и доступом в Интернет – в будущем станет возможным предоставление интерактивных услуг «видео по запросу» и «контент по запросу».

Задачи оснащения частного сектора полным комплексом услуг связи реализуются в основном в элитных жилых комплексах, которые строят «Тема», «Дон-Строй», «Крост» и др. В районах массовой застройки особенно востребованы услуги телефонии и кабельного телевидения. Поступающие нам предложения с интересом рассматриваются, согласовываются условия предоставления услуг, идет детальная проработка проектов.

В планах на будущее – выход на общероссийский рынок. Когда-нибудь рамки Москвы и Московской области нам станут тесны. Думаю, уже через три-четыре года рынок насытится и будет расти только за счет строительства нового жилья и новых офисов, ну и, конечно, за счет естественной миграции клиентов.

– Сейчас много говорят о массовом внедрении IP-телефонии. Что вы можете сказать о планах «МТУ-Информ» в этой области?

У IP-телефонии есть ряд достоинств, в частности дешевизна доступа к международному трафику. У нас это направление успешно развивается. В сентябре мы запустили в эксплуатацию московский узел IP-телефонии, позволяющий предоставлять разнообразный сервис корпоративным и индивидуальным клиентам.

Качество IP-телефонии постепенно улучшается, но для ее развития необходимо решить ряд вопросов из области права и государственного регулирования... Ситуация обычная: сначала возникает некоторая область деятельности, а уже затем пишутся законы, регулирующие ее. Однако будущее, безусловно, за IP-телефонией.

Беседу провел обозреватель

журнала «Connect!» Юрий Курочкин.


Главная страница / Архитектура отрасли