Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Корпоративная сеть в эпоху конвергенции

«Курс у нас один – правильный».

Инфокоммуникационный график рабочего дня современного делового человека включает в себя пользование различными услугами связи и выглядит примерно так:

утром человек пользуется телефонной сетью общего пользования (ТфОП) + ADSL/кабель (в смысле – сеть КТВ или домовая сеть);

по пути на работу он может не только говорить по «мобильному», но работать в хот-спотах Wi-Fi;

на работе по обыкновению использует связь посредством каналов T1/E1 (при посещении «чужих» офисов вновь работает с Wi-Fi), но не исключается и «мобильный»;

по дороге домой он опять говорит по «мобильному» и использует GPRS (или, к примеру, получает доступ в Интернет через сеть CDMA-450);

дома вновь «окунается» в ТфОП + ADSL/кабель, причем последним некоторые могут пользоваться до утра.

Мало того – завтра этот же человек будет использовать персональный широкополосный доступ, поверх которого «пойдут» все услуги связи, где достойное место займет беспроводной широкополосный доступ (БШД) в виде сетей на базе систем WiMAX и пр.

Чтобы человек всегда и везде был «на связи», отрасли еще только предстоит «соединить несоединимое», но, скорее, все-таки пока еще несоединенное. Вот это, пока еще несоединенное, и создаст основу будущего инфокоммуникаций, сформировав единую унифицированную инфраструктуру связи, которая будет предоставлять всего одну услугу под широко трактуемым названием «связь». Именно этот процесс обычно и называют конвергенцией. Вы спросите – а причем тут корпоративные сети?

Корпоративные сети связи всегда являлись технологическим и сервисным «двигателем» отрасли связи, ибо передний край развития телекоммуникаций постоянно находится там, где имеются неудовлетворенные коммуникационные интересы бизнес-сообщества. На самом деле все, чем сегодня пользуется массовый потребитель, было придумано и «обкатано» на корпоративных сетях связи. Идея конвергенции, по-видимому, и родилась применительно к корпоративным сетям связи.

Со времен Морзе и Белла, Попова и Маркони корпоративные сети позволяли решать проблему расстояний, нерасторопных курьеров, счетов за услуги и пр. и пр. в интересах бизнеса. В свою очередь, рынок, особенно создаваемый предприятиями малого и среднего бизнеса, чрезвычайно важен для экономики любой страны. Но именно этот слой клиентов, во-первых, не столь свободных в средствах для организации сетей связи, а, во-вторых, «разбросанный» по городам и весям, был «не очень неудобен» для операторов. Однако по сравнению с домашним сектором он имел большой ARPU, из-за чего всегда был желанным гостем, ради которого хозяева готовы были разориться даже на эксклюзивные «блюда».

Что касается архитектуры современной распределенной корпоративной сети, то она также базируется на принципах объединения разнородного трафика в единой среде передачи. По многочисленным прогнозам экспертов, за корпоративными сетями по-прежнему большое будущее, поскольку с развитием рынка появляется все больше конкурирующих друг с другом компаний, имеющих не только ряд удаленных друг от друга офисов, но и постоянно возрастающие инфокоммуникационные потребности. В конце прошлого века в процесс одновременного общения стало вовлекаться все больше участников. Постепенно вместо необходимости организации одного канала связи возникла потребность создания одновременно функционирующих каналов для целой группы пользователей. Так появляется парадигма многосвязанности «каждого с каждым», создающая единое пространство общения в рамках так называемых виртуальных частных сетей (VPN), которые становятся мультисервисными: голос + данные + видео. По сути, они часть и порождение процесса сетевой конвергенции. И чем выше уровень конвергенции, тем «интереснее» VPN.

К пересмотру старой концепции организации связи в бизнес-сообществе привели, прежде всего, развитие информационных технологий и, конечно, появление Интернета, для пользователей которого подобная связь – давно норма жизни. Однако на то были и чисто технические причины, ибо реализация подобных VPN с помощью узкоспециализированных сетей связи – занятие дорогое и сложное.

В свою очередь, рост конкуренции требует от потенциальных клиентов телекоммуникационных операторов повышения гибкости и эффективности ведения бизнеса: создания единой информационной среды предприятия, оптимизации управления IT-инфраструктурой, увеличения доли данных в общем объеме трафика, эффективного управления вызовами и услугами в реальном времени, поддержки мобильных пользователей.

Развивающиеся сегодня виртуальные частные сети – именно та панацея, которая способна раз и навсегда решить не только проблемы многостраничных телефонных счетов, но и «железа» с соответствующей поддержкой его эксплуатации. Эти сети должны одинаково хорошо передавать голос, видео и данные, обеспечивать высочайшую степень надежности, легко масштабироваться, быть надежно защищенными от несанкционированного доступа.

Базой для их развития являются так называемые сети следующего поколения (NGN), которыми занимаются сегодня практически все крупные операторы фиксированной связи. Как правило, NGN строится на базе технологий Gigabit Ethernet (GbE) и MPLS (Multiprotocol Label Switching) и обеспечивает подключение на скоростях до 10 Гбит/с. Она обладает всеми возможностями по реализации самого полного спектра услуг, от ставшей уже традиционной голосовой телефонии до видео в реальном времени с высоким качеством обслуживания. Но прежде всего предоставляет клиентам широкие возможности по выбору и «настройке» получаемого сервисного пакета.

Операторы NGN могут использовать возможности классификации трафика для предоставления услуг, требующих высокого приоритета, например, передачи голоса по IP. Главное, это доступно и клиентам. Посредством web-интерфейса они могут оперативно изменять параметры соединения. К примеру, при необходимости обслуживания повышенной нагрузки после проведения какой-либо рекламной кампании можно расширить возможности серийного телефонного номера или увеличить скорость передачи в канале доступа в Интернет, а потом вернуться в исходное состояние. Причем клиент заплатит лишь за реально потребленные излишки сетевого ресурса, а не за дополнительный канал связи, как раньше.

Концепция NGN имеет большой потенциал, в ней все услуги и протоколы бесшовно и органично интегрированы в информационные системы и бизнес-приложения клиента, обеспечивая ему новый уровень интегрированной услуги. В результате постепенно стирается грань между различными базами данных, системой CRM, ERP, электронной почтой, телефонией, видеоконференцией, информационным каналом телевидения, системой электронных торгов, системой охраны и безопасности и т. п. Все эти и другие сервисы будут извлекаться из единой среды, причем в любой степени интеграции и с учетом реально потребленных ресурсов. Корпоративные клиенты все лучше осознают преимущества интеллектуальных бизнес-коммуникаций.

В настоящее время операторы фиксированных сетей связи озабочены снижением уровня доходов от предоставления традиционных услуг голосовой телефонии. Одним из способов изменения ситуации и является создание NGN, которые позволят ускорить и упростить ввод в эксплуатацию современных услуг связи и приложений на базе IP (включая, разумеется, и телефонию). По данным компании Avaya, мировой рынок IP-телефонии продолжает наращивать темп, продемонстрировав в I квартале 2006 г. рост на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этому в немалой степени способствуют те новые технологии в рамках IP, которые нацелены на повышение качества речи, стирание граней между VoIP и традиционной телефонией. В ближайшей перспективе, по-видимому, они будут идти «бок о бок».

Операторы мобильных сетей также отмечают уменьшение темпов роста клиентской базы, которая, во-первых, не бесконечна, во-вторых, не спешит интенсивно потреблять новые сервисы в сетях 3G. Намечающаяся конвергенция фиксированной и мобильной связи (FMC) позволяет надеяться на получение обоими сегментами рынка новых доходов за счет прежде всего интереса бизнес-сообщества к расширению возможностей VPN. Этому будет содействовать постепенный переход на IP базовой инфраструктуры мобильных сетей. Мобильные коммуникации, единая связь, групповое взаимодействие, контакт-центры, конвергенция мобильных и корпоративных сетей – вот далеко не исчерпывающий список возможностей, с помощью которых можно значительно усовершенствовать бизнес-процессы и повысить эффективность решения производственных задач.

Главная страница / Архитектура отрасли