Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Электронные торги как способ победить конкурентов



Электронные торги по закупкам проходят в форме так называемых обратных аукционов или аукционов на понижение. То есть заказчик устанавливает в качестве начальной цены максимальную сумму, которую готов заплатить за лот. После этого поставщики — участники аукциона направляют свои ценовые заявки через Интернет, наблюдая за ходом торгов в режиме реального времени. Как и в обычном аукционе, подавать ценовые предложения можно сколько угодно раз, но в отличие от привычных торгов здесь каждая следующая цена должна быть не выше, а ниже предыдущей (обычно вводится минимальный и максимальный шаги аукциона). В итоге компания, предложившая наименьшую цену, получает право заключения контракта с заказчиком.Основные преимущества электронных аукционов заключаются в следующем. Во-первых, на качественно иной уровень выходит управление главным ресурсом современной экономики — информацией. Всякая компания через Интернет получает практически неограниченный доступ к сведениям о поставщиках и заказчиках по любой интересующей ее номенклатуре. Благодаря применению современных коммуникационных технологий любой рынок становится абсолютно прозрачным для его участников.Во-вторых, скорость и удобство информационного обмена в новых условиях несопоставимы с традиционными. Аукцион вполне можно провести всего за 3 – 4 дня, а стоимость организации торгов измеряется несколькими тысячами или десятками тысяч рублей. Кроме того, поставщики могут принимать участие в аукционе не выходя из офиса, пользуясь обычными компьютерами и программным обеспечением. Это открывает возможность проведения электронных торгов для заказов средней и небольшой стоимости (несколько миллионов рублей за лот). Как показывают исследования (рис. 2), именно такие закупки составляют основную долю расходов крупной компании.Так почему же в век бурного развития информационных технологий столь удобная схема до сих пор не получала широкого применения? — Долгое время главным фактором, сдерживавшим развитие электронного бизнеса в целом и электронных закупок в частности, являлись высокие риски, связанные с этой сферой деятельности. Деловые отношения либо держались «на честном слове», либо все равно требовали «бумажных» бюрократических процедур, что сводило на нет выгоды от использования новых технологий. Лишь в последние годы эта проблема была решена благодаря введению Закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП), согласно которому все документы, подписанные ЭЦП, обладают юридической силой, в том числе принимаются судами. Получается, вступление в силу закона стало толчком для внедрения целого ряда новых технологий, — поясняет Антон Емельянов, председатель комитета по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа Национальной Ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ).Ведущей площадкой по организации электронных аукционов в России является сегодня компания SETonline. Ее опыт показывает, что экономический эффект от перехода к новым методам закупок многократно перекрывает издержки на их внедрение. В среднем дисконт аукциона, то есть снижение цены по сравнению с начальной, составляет около 12 – 15%. Это достигается благодаря созданию высококонкурентной среды, полностью исключающей возможность сговоров, неэкономических методов борьбы и других злоупотреблений. Как правило, в аукционе принимают участие по 5 – 6 поставщиков из различных регионов России (хотя бывает и 10 – 15), которые подают около 25 ценовых предложений по каждому лоту. При этом срок организации аукциона составляет от 3 до 10 дней.

Одними из первых в России к электронным закупкам начали переходить компании «ЦентрТелеком» и «ВолгаТелеком». В июле прошлого года «ЦентрТелеком» провел первый аукцион в системе SETonline на поставку расходных материалов и оргтехники. Эксперимент был более чем успешным: получена существенная экономия — около 14% от начальной цены. На аналогичных торгах компании «ВолгаТелеком», проведенных в августе 2006 года, дисконт достиг 17,5%.— К маю 2007 года обе компании провели уже более 60 торгов. Экономическая эффективность технологии очевидна: в среднем дисконт аукционов составляет 14,1%. По ряду лотов экономия по сравнению с начальной ценой превышает 20%, нередко приближаясь к 40%. Кстати, «ЦентрТелекому» принадлежит самая крупная на сегодняшний день сделка в российском Интернете — компания провела торги на оказание услуг по уборке и техническому обслуживанию своих зданий на рекордную сумму более 116 млн рублей, — рассказывает Ольга Мокроусова, руководитель департамента электронных торгов компании SETonline.Показательны результаты аукционов, на которых производятся закупки однотипной продукции по нескольким лотам. К примеру, когда «ВолгаТелеком» приобретал бумагу для девяти своих филиалов, цена одной пачки бумаги по всем лотам оказалась практически одинаковой и зависела лишь от удаленности филиала и поставщиков. Очевидно, подобные показатели достижимы лишь в условиях, близких к идеальному рынку. Руководство обеих компаний не могло не оценить опыт проведения электронных аукционов, и часть закупок сегодня совершается по такой схеме. В настоящее время в компаниях созданы специальные регламенты по использованию закупочных электронных аукционов, расширяется номенклатура торгов.— Еще одним важным результатом новой системы является повышение общей прозрачности компании и, как следствие, рост доверия к менеджменту со стороны акционеров, партнеров и государственных органов. Об этом свидетельствует, в частности, присвоение «ЦентрТелекому» рейтинга «Гарантированная прозрачность» по итогам 2006 года, — говорит Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, председатель оргкомитета рейтинга.В нынешнем году закупки через электронные аукционы стали проводить также «Ростелеком» и «Центральный Телеграф». Готовятся торги для «Северо-Западного Телекома», «Сибирьтелекома» и «Уралсвязьинформа». От телекоммуникационных компаний стараются не отставать и промышленные предприятия: на SETonline проходят закупки для Mondi Business Paper и Челябинского трубопрокатного завода. Новый метод внедряют и государственные структуры, например правительство Москвы с ноября 2006 провело в системе SETonline 93 аукциона на общую сумму более 50 млн рублей. Можно не сомневаться, что в ближайшие годы нас ожидает бум электронной коммерции. Это связано как с развитием коммуникационной инфраструктуры, так и с глобализацией экономики, которая требует новых подходов и методов работы. Компании, раньше других освоившие современные технологии организации торгов, уже получили решающее преимущество перед конкурентами. И тот факт, что МРК «Связьинвеста» одними из первых взяли эту практику на вооружение, говорит о том, что они будут чувствовать себя более уверенно в условиях современного рынка.

Главная страница / Архитектура отрасли