Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Два сценария одного проекта, или Универсальное обслуживание в декорациях рынка

За два с половиной года наши компании выиграли 70 из 79 конкурсов на право предоставления услуг телефонной связи с использованием таксофонов. Победа достается оператору, который заявит наименьший размер ежегодного возмещения убытков, понесенных в результате оказания этих услуг. По итогам конкурса с победителем заключается договор сроком на пять лет. Согласно уже подписанным контрактам предприятиям холдинга предстоит установить 80,5 тыс. таксофонов универсального обслуживания из 89 тыс., запланированных Федеральным агентством связи («Россвязью»). Первый этап проекта, как и предусмотрено графиком, завершился в октябре 2006 года. Правда, с «ВолгаТелекомом» и «Дагсвязьинформом» договоры заключили сравнительно недавно. Поэтому в зоне деятельности оператора Поволжья первые таксофоны были установлены только в феврале текущего года, а в Республике Дагестан аппараты пока еще тестируются. Всего же к началу мая в эксплуатацию было сдано 25,5 тыс. универсальных таксофонов.

Компаниям пришлось создавать специальные таксофонные сети. К настоящему времени почти 60% таксофонов подключены посредством оборудования и сооружений сети фиксированной телефонной связи, 17% — на базе технологии подвижной радиотелефонной связи и 7% — с использованием ресурсов спутниковых сетей. Ну а в остальных случаях применялись технологии радиодоступа. Стоит отметить, что операторы, выбравшие технические решения на базе радиоэлектронных средств, столкнулись с рядом проблем. В частности, процесс получения разрешения на использование частот занимает слишком много времени (от девяти месяцев до года), что отрицательно сказывается на выполнении планов ввода таксофонов в эксплуатацию. Более того, эти сроки значительно превосходят определенный «Россвязью» период, в течение которого компания обязана установить и подключить новый таксофонный аппарат. Чтобы решить проблему, отраслевому министерству необходимо упростить процедуру выдачи разрешения на использование радиочастот в целях предоставления универсальных услуг связи.

Результаты опроса жителей населенных пунктов, где установлены таксофоны универсального обслуживания, оказались довольно неожиданными. Выяснилось, например, что 34% респондентов вообще ничего не знают об универсальных услугах. 28% тех, кто уже пользовался таксофоном, вынуждены были покупать карты оплаты услуг за пределами тех населенных пунктов, где фактически проживают. В целом половина опрошенных недовольны выбором точек продажи таксофонных карт. 35% пользователей уже сталкивались с тем, что таксофон универсального обслуживания не работал. Правда, следует заметить, что ремонт занимал не больше недели. Все это говорит о том, что компании холдинга должны уделять серьезное внимание не только собственно организации универсального обслуживания, но и разным аспектам продажи услуг, повышению уровня сервиса. Сегодня ряд операторов уже обеспечивает мониторинг состояния таксофонного парка. Специалисты выезжают на место, делают контрольные прозвоны, опрашивают пользователей.

Действующий сегодня механизм компенсации убытков, вызванных предоставлением универсальных услуг, к сожалению, не создает условий для коммерческой заинтересованности операторов. Результаты оценки показали, что доходы от универсальных услуг, получаемые в течение года, несущественны. Практически 64% трафика местных телефонных звонков — это нетарифицируемые соединения с экстренными оперативными службами, что, с одной стороны, свидетельствует об актуальности идеи универсального обслуживания, а с другой — подтверждает убыточность этого направления деятельности.По закону операторы, выигравшие конкурс, в отличие от операторов, назначенных Правительством Российской Федерации (в том случае, если конкурс не состоялся, универсальные услуги обязаны оказывать компании, занимающие существенное положение на рынке), имеют право на возмещение только понесенных в связи с оказанием услуг убытков. Такой подход небезупречен и с точки зрения равных рыночных условий для хозяйствующих субъектов, и с точки зрения экономики. Во-первых, он приводит к дискриминации операторов универсального обслуживания. Во-вторых, увеличиваются сроки окупаемости проекта, поскольку единственным источником компенсации инвестиционных расходов являются амортизационные отчисления (в среднем срок полезного использования оборудования и сооружений таксофонной сети составляет 10 – 15 лет). И, в-третьих, сроки окупаемости проекта превышают сроки действия обязательств «Россвязи» по компенсации убытков (договор об условиях оказания универсальных услуг с использованием таксофонов, напомню, действует в течение пяти лет).

Компании уже направили в «Россвязь» соответствующий запрос и представили необходимый пакет документов. Общая сумма, предъявляемая холдингом к возмещению из резерва универсального обслуживания, составила 84,9 млн рублей. Официальное уведомление о возмещении убытков не было получено в установленные законодательством сроки, хотя компании вправе были рассчитывать, что уже в середине мая станет известно о принятом Россвязью решении. Такое, прямо скажем, непредсказуемое развитие ситуации обусловлено в том числе неоднозначностью Правил возмещения убытков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 246. Правила не предусматривают ни конкретного срока направления Россвязью письменного уведомления о принятом решении, ни даты перечисления средств оператору. В сложившейся ситуации неопределенной остается дата, исходя из которой рассчитывается срок принятия госорганом решения о возмещении убытков, хотя операторы направили в «Россвязь» не только документы, необходимые для получения возмещения, но и дополнительные материалы по запросам агентства. При этом стоит особо подчеркнуть, что требование предоставить информацию, содержащуюся в запросах «Россвязи», не предусмотрено ни одним нормативным актом.

В странах, давно использующих аналогичную форму обслуживания абонентов, проект универсальных услуг считается инвестиционным. И как любой другой проект он должен предусматривать определенные сроки окупаемости и приносить прибыль (например, сопоставимую со средней стоимостью привлекаемых кредитов). Причем вне зависимости от того, каким образом (по конкурсу или в результате назначения) оператор получил право оказывать данные услуги. Полагаю, что и в России возникла необходимость создания подобного механизма субсидирования, который бы обеспечивал определенную прибыль от предоставления этих услуг.

По российскому законодательству, убытки вследствие оказания универсальных услуг компенсируются за счет субсидий, то есть бюджетных средств, выделенных оператору связи на условиях долевого финансирования целевых расходов. Но размер возмещения должен формироваться исходя из разницы между понесенными расходами, увеличенными на сумму нормативной прибыли, и фактически полученными доходами. А пока сумма возмещения определяется как разница между затратами и полученными от предоставления универсальных услуг доходами. Значит, если в расчете на один таксофон оператор, условно говоря, получил доходы в сумме 1 тыс. рублей, а расходы его не превысили 5 тыс. рублей, то размер возмещения составляет 80%, или 4 тыс. рублей. Мы же предлагаем учитывать еще и норму прибыли, принятую, например, для местных телефонных соединений (в среднем 15%). И тогда размер возмещения составит 95% расходов, или, в нашем примере, 4750 рублей (5000 х 1,15 – 1000). Соответственно, если доходы будут равны нулю, то компенсируются только расходы. Важно отметить, что предел возмещения убытков ограничен суммой расходов, заявленной в момент проведения конкурса. Следовательно, он не может быть увеличен, даже если фактические убытки оператора связи на самом деле окажутся выше. Если же понесенные оператором убытки будут меньше заявленных по итогам конкурса, то он получит компенсацию из резерва в пределах фактических убытков.

При таком механизме компенсации оператор будет заинтересован как в повышении качества предлагаемых услуг (в расчете на дополнительные доходы), так и в обеспечении роста доходов (ведь в этом случае можно надеяться на увеличение прибыли). К тому же востребованность универсальных услуг не вызывает сомнений, что подтверждают и сами пользователи. Порядка 85% опрошенных считают, что универсальный таксофон нужен. А значит, можно говорить, что существует потенциал роста доходов от предоставления универсальных услуг. Конечно, при условии улучшения качества обслуживания абонентов. Поле деятельности в этом направлении весьма широкое: доступность таксофонов, удобные способы приобретения карт оплаты, размещение необходимой потенциальным пользователям информации и т. д. Механизм универсального обслуживания можно будет признать не отвечающим реальным условиям деятельности, если противоречия между обязательствами по созданию и поддержанию системы универсальных услуг и подходами к ее финансированию сохранятся. Ведь у операторов не будет стимулов для реализации таких проектов, а, следовательно, и для участия в конкурсах. И тогда обеспечить услугами связи жителей в труднодоступных районах страны можно будет исключительно с помощью административного ресурса. Однако такой сценарий развития событий не имеет ничего общего с ведением бизнеса в рыночных условиях.

Главная страница / Архитектура отрасли