Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 ( 264 ) 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

установившейся ползучести, то этот участок кривой ползучести изучен ещё совершенно недостаточно. Поэтому надёжных данных о характере функций Р(а, Т) и Q(tj Т) до сих пор почти нет. В связи с этим при расчётах на ползучесть участком неустановившейся ползучести нередко пренебрегают, продолжая прямую ВС (фиг. 663) до пересечения её с осью ординат в точке Bt и определяя величину полной деформации при ползучести (например, е) по приближённой формуле:

л = So + Sn + = ==y + tk4-=-y + tkV. (39.2)

Значительно лучше экспериментально изучена стадия установившейся ползучести. Из различных зависимостей для R{q, Г), предложенных разными исследователями, наиболее являются следующие:


(39.3)

проверенными экспериментально 1) t, = /?(a, 7) = /га j

2)t,n=ash-. I

В этих формулах k, п, а и - некоторые коэффициенты, зависящие от свойств материала и температуры испытания. Вторая зависимость лучше совпадает с данными эксперимента, чем первая, зато использование её при расчётах приводит к значительному усложнению вычислений. Вместе с тем данных о коэффициентах /е и п в первой формуле получено значительно больше, чем данных о коэффициентах а и во второй формуле. Поэтому в настоящее время при расчётах на ползучесть чаще используют первую формулу.

В качестве примера в таблицах 40 и 41 приводятся данные о величине коэффициентов, входящих в первую формулу, для сталей и некоторых других материалов, испытанных на ползучесть при различных напряжениях и температурах.

Таблица 41. Коэффициенты к формуле (39.3).

продол-

Материал

жительность

Интервалы

Темпе-

испытания в часах

напряжений в кг/см

ратура

k---

кг час

1. Сталь с 0,Зо/о С

2. > 0,39о/о (кованая)

1,5.10-31

5,4.10-з

3. ъ > 0,45 С

200-490

1,2.10-21

4. > 3,5о/о Ni

245-460

6 .10-2-

5. 0,40/0 Мо

6. > > \2ojo Сг

4,1.10-22 4,9.10-23

4,4 13,1

7. > > 190/0 Ni; 60/0 Сг; 1о/о Si

1340-1900

1,8.10-4

8. > 80/0 Ni; I80/0 Сг; 0,5о/о Si

9. > > 20/0 Ni; 0,80/0 Сг; 0,4о/о Мо

1060-1440

14,8

2 .10-2

1,2.10-17

10. > 0,30/0 С; 1,40/0 Мп

11. Чугун с 12о/о Сг; 30/0 W; 0,4о/о Мп

8,6.10-22

9,7.10-1

12. Свинец

56-107

4,2.10-14

V226 Н, М. Беляев



§ 266. Основы расчётов на ползучесть.

А. Первые исследователи явления ползучести пытались оценить способность металлов сопротивляться ползучести величиной так называемого предела ползучести а., понимая под этим то наибольшее напряжение в материале, при котором явление ползучести вовсе не наблюдается (кривая 1 фиг. 660 и 661). Несколько позже под пределом ползучести стали понимать то наибольшее напряжение, при котором скорость ползучести, вызывая некоторую сравнительно небольшую остаточную деформацию в материале, в конце концов становится равной нулю (кривая 2 фиг. 660 и 661).

Однако опытами вскоре было установлено, что определённые таким путём пределы ползучести при температурах, при которых обычно работают паропроводы, диски и лопатки турбин и другие детали машин, подвергающиеся ползучести, представляют собой весьма небольшие напряжения, практически не интересующие машиностроителей, так как большинство даже самых ответственных деталей машин в действительности работает при напряжениях, превышающих эти пределы. При этом во многих машиностроительных деталях, находящихся в условиях высоких температур, допускаются небольшие остаточные деформации, не превышающие некоторой определённой величины, лишь бы они не вызывали нарушения нормальной работы конструкции в течение срока её службы.

Вследствие этого в настоящее время при расчётах на ползучесть в большинстве случаев исходят из наибольшей допускаемой в течение срока службы детали величины остаточной деформации ползучести или суммарной деформации, складывающейся из упругой деформации при нагружении и остаточной деформации при ползучести. Соответствующее наибольшее напряжение в материале, не вызывающее при данной температуре деформации детали, превышающей допускаемую, может быть рассматриваемо как допускаемое напряжение. Иногда это напряжение называют условным пределом ползучести материала по допускаемой суммарной деформации ползучести (ag). Величина ag, очевидно, является функцией температуры и допускаемой деформации ползучести.

В качестве примера в таблице 42 приведены ориентировочные данные о допускаемых величинах суммарной относительной деформации ползучести [е] для некоторых деталей паровых котлов и турбин.

Таблица 42. Величины [sj.

Детали

Срок службы в тыс. часов

1. Трубки пароперегрева-

0,02

телей ............

2. Паропроводы.......

0,003

3. Цилиндры паровых тур-

бин .............

0,001

При расчётах на ползучесть по суммарной деформации ползучести исходное расчётное уравнение при линейном напряжённом состоянии материала может быть представлено в следующем виде (см. фиг. 663):

е = + п1 + = 0 + = £0 + tnA = 0 + /гад [£], (39.4)



# + M]% = W. (39.5)

Из уравнения (39.5) можно определить величину допускаемого напряжения [] = с£, соответствующего допускаемой величине суммарной деформации ползучести [г]. Если допустимо пренебречь и величиной упругой деформации £у, то из (39.5) имеем:

M={ii} . (39.6)

В этом последнем случае условие прочности в напряжениях напишется так:

(39.7)

Следует, однако, заметить, что пренебрежение величиной упругой деформации и деформации ползучести в стадии неустановившейся ползучести может иногда привести при расчётах к большим погрешностям, особенно в тех случаях, когда продолжительность стадии неустановившейся ползучести не очень мала по сравнению со всем сроком службы детали.

Если же упругая деформация детали и её деформация в стадии неустановившейся ползучести пренебрежимо малы по сравнению с деформацией в стадии установившейся ползучести, то при расчётах на ползучесть можно исходить из наибольшей допускаемой величины установившейся (минимальной) скорости ползучести. Допускаемая величина скорости ползучести, очевидно, должна быть определена опять-таки из условия, чтобы деформация ползучести, нарастающая с этой постоянной скоростью, не превзошла в течение срока службы детали некоторой допускаемой величины деформации, при которой не происходит нарушения нормальной работы конструкции. Соответствующее наибольшее напряжение в материале, не вызывающее при данной температуре скорости ползучести, превышающей допускаемую, может быть рассматриваемо, как допускаемое напряжение. Нередко это напряжение называют условным пределом ползучести мате-риала по допускаемой минимальной или равномерной скорости деформации (ct))- Величина а., очевидно, является функцией температуры и допускаемой минимальной скорости ползучести.

где £у -упругая относительная деформация детали при её нагружении, п1 и п2 - относительные деформации детали в стадиях неустановившейся и установившейся ползучести, = £у + пь Ы - наибольшая допускаемая за время службы детали величина суммарной деформации ползучести, - срок службы детали и v-k - скорость установившейся ползучести.

Если пренебречь величиной и считать, что

где Ej,- модуль упругости материала при данной температуре Г, то вместо (39.4), получим:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 ( 264 ) 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282