Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 ( 246 ) 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

образца с помощью так называемого масштабного коэффициента а, представляющего собой отношение предела выносливости малого образца pj, к пределу выносливости геометрически подобного большого образца или детали р, можно по известному значению предела выносливости, полученному из испытаний малых образцов, приближённо определить величину предела выносливости детали.

Так как а = , то

Величина масштабного коэффициента а в лютных размеров образца или детали может графикам фиг. 629. При этом снижение предела выносливости детали определяется по отношению к пределу выносливости, полученному из испытаний на усталость образцов диаметром 10 мм. Величина а зависит не только от абсолютных размеров детали, но и от материала детали и фактора концентрации напряжений. На фиг. 629 по кривой 1 определяются значения а для деталей

зависимости от абсо-быть определена по

f2fl

1,6 1,5

1.2 1.0

W \5 202500 50 60 80 100 150 200 dfn Фиг. 629.

из углеродистых сталей при отсутствии концентрации напряжений, по кривой 2 - для деталей из углеродистых сталей при умеренной концентрации напряжений (ад < 2) и для деталей из легированных сталей при отсутствии концентрации напряжений, по кривой 3 - для деталей из легированных сталей при наличии концентрации напряжений. Графики фиг. 629 можно применять для гладких образцов только при изгибе и кручении, а для образцов с концентрацией напряжений - при всех видах напряжённого состояния.

§ 241. Практические примеры разрушения при переменных нагрузках. Механизм появления и развития трещин усталости.

После того как установлены все обстоятельства, характеризующие явление разрушения при переменных нагрузках, следует рассмотреть некоторые практические случаи подобного вида поломок.

На фиг. 630 и 631 показан случай излома вагонной оси (изгиб при вращении), вызванный резким переходом от утолщённой части



К более тонкой; вместо плавного перехода галтелью дан ступенчатый переход с грубыми рисками от резца. Трещина усталости начинается с наружной поверхности и имеет кольцеобразную форму.



Фиг. 630.

Фиг. 631.

Материал оси вполне удовлетворителен; на это указывает и весьма малая площадь зоны мгновенного излома.

На фиг. 632 показан излом оси, не вращавшейся, а лишь изгибавшейся в вертикальной плоскости. Материал - осевая сталь с преде-



Фиг. 632.

Фиг. 633.

лом прочности около 50 кг/мм. Причиной развития трещины усталости явился резкий (под прямым углом) переход от квадратного сечения оси к круглому.

На фиг. 633 показан продольный разрез другого конца этой же оси, ещё не успевшего сломаться; ясно видны треш.ины усталости,




Фиг. 634,

распрсстраняюш.иеся от крайних волокон сечения в месте резкого перехода.

На фиг. 632 видны зоны этих трещин и зона окончательного излома. Следует обратить внимание на ряд криволинейных полос и линий на поверхности трещин усталости. Это - следы постепенного развития трещины; разрушение идёт примерно по нормали к этим линиям; таким образом, изучая расположение этих линий, мы всегда можем найти исходный пункт, откуда началось развитие трещины; как правило, там и следует искать источник местных напряжений, вызвавших начало трещины. Рост трещины объясняется тем, что у её дна, в свою очередь, развиваются очень

высокие местные напряжения, которые и обусловливают дальнейшее распространение трещины в глубь металла.

Интересно отметить, что оси, излом одной из которых изображён на фиг. 632, не давали трещин усталости, когда они изготовлялись из более мягкой стали (ав40 кг1мм\ даже при той же конфигурации. Здесь сказывается различная чувствительност ь этих сталей к местным напряжениям.

На фиг, 634 показаны трещины усталости, начав-

шие распространяться от от- Щ. верстия для смазки в шейке коленчатого вала, работавшего на переменное (в разные стороны) кручение. Трещины идут под углом 45° к оси вала, перпендикулярно к главным напряжениям.

На фиг. 635 показано начало трещины усталости

на оси моторной дрезины, у места очень небольшого (0,5 мм высотой), но очень резкого уступа. Мы видим, что трещина усталости начинает развиваться в нескольких местах сразу и даже не строго в одном сечении. Позднее все эти трещины сливаются в одну.

На фиг. 636 и 637 показаны очертания двух паровозных осей, из которых одна, с плавными переходами, прослужила благополучно


Фиг. 635.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 ( 246 ) 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282