Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 ( 239 ) 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

ГЛАВА XXXVII.

ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ МАТЕРИАЛА ПРИ ПЕРЕМЕННЫХ НАПРЯЖЕНИЯХ.

§ 235. Основные понятия о влиянии переменных напряжений на прочность материала.

Сопротивление материалов действию нагрузок, систематически изменяющих свою величину или величину и знак, существенно отличается от сопротивления тех же материалов статическому и ударному действию нагрузок. Поэтому вопрос о проверке прочности материала при действии переменных нагрузок требует особого изучения.

Давно известно, что части машин, подвергающиеся усилиям, переменным по величине и повторяющимся большое число раз, иногда ломаются внезапно, без наличия заметных остаточных деформаций, при напряжениях, которым они сопротивляются при статических нагрузках вполне надёжно. Внимание инженеров прежде всего привлекло именно то обстоятельство, что элементы машины, изготовленные из материалов, обладающих при обычных испытаниях прекрасными пластическими свойствами - достаточным удлинением, сужершем, ударной вязкостью, разрушаются без всяких видимых остаточных деформаций, как будто бы они были выполнены из хрупкого материала.

В ту эпоху, когда инженеры стали изучать подобные случаи разрушения (первая половина XIX века), не было ясного представления о строении металлов; пластичные металлы считали обладающими волокнистой структурой, а хрупкие - кристаллической . Так как изломы деталей происходили обычно не сразу, а спустя известный, иногда довольно значительный, период времени работы машины, то возникла гипотеза, что при действии переменных напряжений металл

случай хрупкого разрушения двутавровой балки № 50 при сбрасывании её на землю в морозный день. Результаты статических испытаний, химического и металлографического анализа показали, что материал как будто вполне доброкачественный. Лишь ударные испытания при различных температурах обнаружили резкую хладноломкость для образцов, вырезанных у края полки двутавра, - в наиболее наклёпанном месте. Что касается влияния на хрупкость химического состава сталей, то ударная вязкость понижается, как это видно из таблицы 36, с увеличением количества углерода, т. е. с повышением предела прочности и уменьшением пластических свойств стали. Весьма неблагоприятно отражается на сопротивлении удару, особенно при низких температурах, наличие фосфора. Поэтому на практике при изготовлении материала для деталей, работающих на удар, всячески ограничивают примесь этого элемента.




§ 235] ВЛИЯНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ МАТЕРИАЛА 727

устаёт , изменяет свою структуру, из пластичного делается хрупким, обладающим кристаллическим строением.

Сам вид поверхности излома, казалось, подтверждал такое предположение; эта поверхность, как правило, имела две зоны: одну - гладкую, притёртую (поверхность постепенно развивающейся трещины), другую - грубозернистую (поверхность окончательного излома в ослабленном трещиной сечении стержня). На фиг. 612 дана фотография излома вагонной оси; мы видим наружную, кольцеобразную зону с гладкой поверхностью и внутреннюю - зону хрупкого, грубозернистого излома, действительно характерного для хруп- --tlv-f-.. - v-... .; .-::-, кого состояния материала. *

Однако уже с начала XX сто-

леТИЯ, после исследований СТруК- ц. :-K-r у

туры металлов при помощи микро- ti (/

скопа, стало ясно, что указанная ;

гипотеза неверна. Металлы и в пла-

стичном состоянии оказались Фиг. 612.

обладающими кристаллической

структурой; никаких принципиальных изменений ни в их строении, наблюдаемом под микроскопом, ни в механических свойствах при действии переменных напряжений обнаружено не было. Материал штока поршня паровой машины или вагонной оси сохраняет свою структуру и свои пластические свойства, как бы долго он ни работал. Таким образом, ни о каком перерождении , перекристаллизации металла под действием только переменных напряжений говорить не приходится.

Механизм разрушения от переменных нагрузок был раскрыт лишь в начале текущего столетия. Многочисленные исследования показали, что при действии переменных напряжений в металле возникает трещина, постепенно проникающая в глубь изделия. При переменных деформациях края трещины то сближаются и нажимают друг на друга, то расходятся; этим объясняется наличие гладкой, притёртой зоны излома. По мере развития трещины усталости поперечное сечение ослабляется всё сильнее, и наконец, при случайном толчке или ударе наступает окончательное разрушение, когда сопротивление оставшейся части сечения оказывается недостаточным.

Трещина усталости является очень острым поперечным надрезом, аналогичным надрезу в образцах для ударной пробы. У дна этой трещины создаётся объёмное напряжённое состояние, обусловливающее хрупкий характер разрушения материала при ударе (см. § 233). Этим и объясняется наличие в изломе грубозернистой зоны, соответствующей хрупкому излому.



Таким образом, хрупкий характер окончательного излома прп переменных нагрузках объясняется не тем, что материал изменился, переродился, стал хрупким, а тем, что он оказался благодаря наличию трещины усталости в таком напряжённом состоянии, которое обусловливает хрупкое, без остаточных деформаций, разрушение.

Разрушение при переменных нагрузках носит местный характер, не затрагивающий всего материала конструкции в целом. Поэтому при обнаружении развивающихся трещин при переменных нагрузках во многих случаях нет необходимости ставить вопрос о смене всей конструкции; достаточно заменить повреждённые части и уничтожить причины, вызвавшие возникновение трещин.

Изложенная точка зрения является теперь общепринятой среди инженеров; таким образом, само понятие усталость материала потеряло свой физический смысл; описывая явление разрушения при действии переменных нагрузок, надо говорить не о разрушении от усталости , а о разрушении путём постепенного развития трещины.

Однако благодаря краткости этого термина и широкому распространению его в технических кругах, выражение усталость материалов удержалось в литературе до настоящего времени, изменив лишь свой смысл: под этим термином мы в дальнейшем и будем подразумевать разрушение при постепенном развитии трещины.

Нашей задачей теперь будет установить обстоятельства, вызывающие появление трещин усталости, и дать такие правила конструирова-1ШЯ элементов машин и сооружений и проверки их прочности, которые гарантировали бы их от разрушения при переменных нагрузках.

Эта задача является чрезвычайно важной, особенно для машиностроения, где мы чаще всего встречаемся с многократным повторением переменных напряжений. Можно считать, что примерно 907о всех поломок частей машин являются следствием развития трещин усталости. Эти поломки чрезвычайно опасны и зачастую ведут к очень тяжёлым катастрофам, так как обнаружить развивающуюся волосную трещину усталости далеко не всегда удаётся. Изломы вагонных и паровозных осей на железнодорожном транспорте обычно вызываются подобными трещинами и сопровождаются почти неизбежно сходом поезда с рельсов с крайне тяжёлыми последствиями. Подобного же рода катастрофы известны и в авиации и в других отраслях машиностроения.

§ 236. Составление условия прочности при переменных напряжениях.

Опыты показывают, что постепенно развивающаяся трещина возникает только при переменных напряжениях, колеблющихся систематически между двумя крайними значениями. Изменение напряжений от одной крайней величины до другой, п обратно, мы в дальнейшем будем называть циклом напряжений.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 ( 239 ) 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282