Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 ( 234 ) 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

§ 228]

НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПРОДОЛЬНОМ УДАРЕ СТЕРЖНЯ

Схематически этот случай соответствует удару призматического стержня весом Q о неподвижную плоскость (фиг. 600). Высота падения стержня пусть будет Л, площадь поперечного сечения F, длина /, объёмный вес у. Кинетическая энергия стержня в момент удара равна TQ = iFlh = Qh. Мы считаем, что эта энергия целиком переходит в потенциальную энергию деформации стержня. В момент удара, как мы видели выше, между стержнем и неподвижной плоскостью возникают давления, равные силе инерции ударяющего тела, р

слагающейся из сил инерции отдельных его частиц. Принимая, что в момент удара все элементы стержня испытывают одно и то же ускорение (направленное вверх), получаем, что напряжения в нашей системе будут такими же, как будто ко всем частицам падающего стержня были приложены равномерно распределённые по объёму силы инерции (фиг. 601).

Таким образом, динамическая нагрузка стержня будет подобна статической нагрузке его собственным весом. Поэтому зависимость между его потенциальной энергией деформации при ударе и наибольшим динамическим напряжением (в нижнем сечении) сгд будет такой же, как связь между U. и <стйх Р статической нагрузке собственным весом стержня, опёртого нижним концом. В этом случае напряжения по любому сечению, отстоящему на х от верхнего конца (фиг. 601), равны (§ 29):

7777777777777Ш7Ш7Ш

Фиг. 600.

Фиг. 601.

a = YX = ac у,

acj ax = T ~ P О нижнему сечению.

Энергия, накопленная в элементе длиной dx у сечения с абсциссой лг, равна:

dUdx F-Fdx.

cmax с,л:

2Е /2

Вся энергия равна:

При ударе

Приравнивая величину бд кинетической энергии удара Го - yFlh = Q/i, получаем:

Ддтах 6Я

откуда



Так как Л = -, где t/-скорость стержня в момент удара, то

(36.27)

Полученный результат можно сформулировать ещё иначе:

-,/ б£т7 1/зтет

дтах= / -Jf == У -Yi-> (36.28)

Т. е. напряжение в ударяющем стержне будет таким же, как будто он получил удар от другого стержня с живой силой, в три раза большей.

Q) и б) [Т

§ 229. Напряжения в стержнях переменного сечения при ударе.

В § 227 показано, что для снижения напряжений при продольном ударе следует увеличивать объём стержня. Однако надо помнить, что это правильно лишь для того случая, когда площадь сечения

стержня по его длине не меняется,- напряжения во всех сечениях одинаковы. Совершенно иначе может обстоять дело, если разные участки длины стержня будут иметь неодинаковую площадь поперечного сечения (фиг. 602).

Мы знаем (формулы (36.16) или (36.17)), что динамическое напряжение при продольном ударе зависит и от площади поперечного сечения стержня и от его податливости, деформируемости. Наибольшие напряжения в стержне с выточкой (фиг. 602, а) будут, таким образом, определяться величиной наименьшей площади (в месте выточки) и сжимаемостью стержня, которая зависит от деформаций уже всего стержня, а не только его ослабленной части.

Понижение напряжений в этом случае может быть достигнуто двумя путями. Можно увеличить площадь в наиболее ослабленном месте (если конструкция это позволяет) - вернуться к стержню одного диаметра (фиг. 602, б)\ в этом случае мы увеличиваем площадь и в меньшей степени уменьшаем сжимаемость. Сила инерции немного возрастёт, но в большей степени возрастёт площадь в ослабленном сечении, и напряжение понизится.

Однако обычно этот (первый) путь неприменим, ибо конструкция может требовать сохранения выточки. Тогда для повышения прочности стержня необходимо увеличить его податливость, уменьшая площадь его сечения в утолщённой части. Если мы выполним весь стержень диаметром d (фиг. 602, в), то этим значительно увеличим сжимаемость стержня, уменьшим силу Рд и динамическое напряжение. Таким

Фиг. 602.

Ч7Ш;



§ 230] ПРАКТИЧЕСКИЕ выводы из ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 713

образом, снижение напряжений может быть достигнуто двумя путями, ведущими к выравниванию напряжений, -увеличением объёма путём уничтожения выточки и уменьшением объёма за счёт уменьшения площади утолщённой части.

Эти выводы легко проверить расчётом; определим наибольшие динамические напряжения, вызванные одним и тем же продольным ударом с запасом энергии = QH для трёх стержней, показанных на фиг. 602, а, б \i в. Площадь утолщённой части стержня а назо-

вём Fi, а тонкой обозначим -- = 5 и -j- - P- Напряжения

в стержнях найдём по приближённым формулам (36.14) и (36,17). Наибольшее динамическое напряжение в стержне а по формуле (36.14):

Так как

2T,Q -.f 2Т,Е

Напряжения в стержнях постоянного сечения б \\ в найдём по формуле (36.17):

так как

[/7-f(l-/?)]<<1, то оуо.уас.

Так, если ==0,8, а - = 0,1, то у = 0,64 и /7=0,1; в этом

случае вычисления дают: a=l,52a<j; 0 = 0,82(3д= 1,25ао. Таким образом, наличие выточки, уменьшающей диаметр на 207о одной десятой длины стержня, вызывает повышение напряжений на 507о5 если теперь дать этому стержню минимальную площадь по всей длине, то напряжения снизятся примерно на 207о-

Хотя эти подсчёты и сделаны по приближённым формулам, однако найденные таким путём соотношения между о, и оказываются достаточно близкими к тем, которые могут быть получены по более точной формуле (36.8), если энергия удара не очень мала.

§ 230. Практические выводы из полученных результатов.

Результаты приведённых выше подсчётов имеют громадное практическое значение. Прежде всего они показывают, что характер сопротивления стержней удару качественно резко отличается от сопротивления их статической деформации. Утолщение одной половины



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 ( 234 ) 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282