Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 ( 216 ) 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

1,028 та

Так как действительные нагрузки Р и должны удовлетворять условиям

Р[Р] и q[ql то условие прочности для рассматриваемого стержня будет иметь вид:

\ 1 /

При применении формулы (34.21) надо иметь в виду, что величина Р вошла

TrEJ

в наш расчёт формально, как замена дроби жёсткость же EJ появилась

здесь из формулы для вычисления потенщшльной энергии при изгибе.

Таким образом, во всех этих вычислениях момент инерции / представляет собой не наименьший центральный момент инерции сечения, как это было нри проверке устойчивости, а момент инерции относительно нейтральной оси Z при изгибе балки поперечной нагрузкой. Так как при изгибе выгодно располагать сечение балки так, чтобы нейтральной осью была ось с наибольшим моментом инерции, то при вычислении Р в формуле (34.21) обычно именно этот момент инерции и следует принимать в расчёт. Зная величину Л, мы можем вычислить Р по форму.че

где Jz-момент инерции сечения относительно нейтральной оси z.

При помощи формулы (34.21) мы произвели проверку стержня на прочность; эта проверка должна быть дополнена проверкой на устойчивость, тем более, что искривление стержня под действием поперечных нагрузок обычно происходит в плоскости не наименьшей, а наибольшей жёсткости. Поэтому стержню угрожает выпучивание, потеря устойчивости в боковом направлении. Значит, обычная проверка такого стержня на устойчивость под действием только сил Р и проверка устойчивости плоской формы изгиба (§ 208) обязательны.

Если бы на балку пролётом /, шарнирно-опёртую по концам, действовала продольная сжимающая сила Р и сосредоточенная сила Ро посредине пролёта, то ход расчёта, подобный изложенному выше, привёл бы нас к следующей формуле для вычисления прогиба посредине пролёта:

сокращаем обе части на к.



наибольший изгибающий момент был бы равен

м =i:i4-p

ASEJ

Pll 0.822;

Дальнейший расчёт ясен.

Для балок с шарнирно-опёртыми концами изложенный здесь приём может быть распространён на любые комбинации поперечных нагрузок; если эти силы действуют в одном направлении, то можно с достаточной точностью считать, что наибольший прогиб будет посредине пролёта. Подобные же вычисления применимы и для балок, защемлённых одним концом.

Если продольные силы будут не сжимающими, а растягивающими, то знак перед Р придётся изменить на обратный. Тогда, например для балки на двух опорах с равномерно распределённой нагрузкой, условие прочности будет иметь вид:

Р

1,028

(34.23)

Влияние продольных растягивающих сил будет уменьшать напряжения от изгиба.

§ 210. Влияние эксцентриситета приложения сжимающей силы и начальной кривизны стержня.

Пользуясь таким же методом, как и в § 209, можно легко учесть влияние начального эксцентриситета силы при продольном сжатии (фиг. 571).

(Влиянием собственного веса пренебрегаем.) ( Приняв уравнение изогнутой

оси в форме y=zfsm- и имея в

виду, что сближение точек приложения сил в этом случае будет равно

Х==А + 2гвв, где вз=>,з,


т. е.

Фиг. 571.

составим выражения для dU и dUр.

dU = fdf; dUp = Pdl=P

-df+~edf

1) Здесь, как и в § 197, Д = (cfs - cfx) =

= , а 2еу-дополнительное

сближение концов, вследствие поворота опорных сечений на угол вд.



§ 210] ВЛИЯНИЕ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТА ПРИЛОЖЕНИЯ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛЫ 659

Из равенства dU = dUp найдем величину наибольшего прогиба:

Здесь Рк - эйлерова сила, равная Р = - .

Формула (34.25) позволяет найти прогибы стержня в зависимости от возрастания силы Р.

Мы видим, что лишь при приближении силы Р к критическому, эйлеро-вому значению, которое мы получили для прямого стержня, прогибы нашего стержня быстро возрастают, что ведёт за собой резкое увеличение напряжений; эта эйлерова величина критической силы и при наличии эксцентриситета должна считаться разрушающей. Таким образом, можно считать, что наличие эксцентриситета не отражается на величине разрушающей силы при продольном сжатии стержня, пока явление происходит в пределах упругости.

Поэтому проверка на устойчивость и в этом случае остаётся в силе; изменится лишь проверка на прочность, так как ещё до достижения силами Р критического значения мы будем иметь вместо сжатия совмест- \ У ное действие сжатия и изгиба моментами Р(е-{-у), т. е. тот случай, который был рассмотрен выше (§ 209).

Совершенно аналогично мы можем подойти к оценке влияния начальной (обычно очень небольшой) кривизны сжатого стержня (фиг. 572). Уравнение


Фиг. 572.

ОСИ стержня до приложения силы примем: >i=>oSin-. После приложения силы, вследствие эксцентриситета е, стержень получит дополнительное искривление, и мы можем принять:

y(f + y)sin

(34.26)

Потенциальная энергия изгиба балки определяется этим дополнительным искривлением и будет равна, как и в предыдущих случаях,

4/3 /

Сближение же концов искривлённого стержня после приложения сил Р выражается формулой

А = J (/+У У - 5 = J (/ + 2/ З.). Варьируя изогнутую ось и составляя уравнение

dU = dU

получаем:

dCf=

dUp=.PdA==(f + y,) df;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 ( 216 ) 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282