Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 ( 211 ) 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

Действительное напряжение равно: Р 32 ООО

netto 36,2

885 кг/см < 1400 кг!см.

Прочность стержня обеспечена.

Пример 128. Стержень прямоугольного сечения, расположенный большей стороной вертикально, сжат силой Р=10т; размер большей вертикальной стороны сечения Л = 8 см; найти второй размер b сечения, считая концы стержня шарнирно-опёртыми при выпучивании в вертикальной плоскости и защемлёнными при выпучивании в горизонтальном направлении (fij=l; р,2 = 0,5). Влиянием собственного веса пренебречь. Длина / = 2 и/. Основное допускаемое напряжение с учётом динамики [а] = 700 кг/см; материал- сталь 5.

Расчётные гибкости стержня будут: при выпучивании в вертикальной

плоскости , ,

при выпучивании в горизонтальной плоскости

,1 0,5/ h biY 12 *

Если добиваться равноустойчивости стержня в обоих направлениях, то надо, Tbi I 0,5/

1 = 2 или - = -у-;

отсюда

b=A см.

Проверим стержень при этой величине Ь. Расчётная гибкость , и 200 200 --77--2:3--

10 ООО

ср = 0,64; расчётное напряжение а = = 488 кг/см < 700 кг/см.

Сечение имеет запас; можно уменьшить ширину b примерно до

и А 488 = 700

Так как при уменьшении b уменьшается не только площадь, но и радиус

инерции /2 в то время как остаётся без изменений, то решающей будет

проверка на выпучивание в горизонтальной плоскости. Радиус инерции равен

3 100

/2 = :р~= = 0,87 сМу а гибкость д-у=:115; ср = 0,40; расчётное напряжение

10 ООО

Ор = = 1040 л:г/слг2>700 кг/см. Ширину b надо увеличить; она

будет заключаться между 3 и 4 см. Примем b = 3,5 см.

Проверим устойчивость стержня при этом значении Ь. Радиус инерции

/2= = 1,01 см; гибкость равна 100; ср == 0,51. Расчётное напря-

жение равно р 0000

Р = ;- = 0,5ЬЗ,5.8= Сечение подобрано точно.



206]

ПРИМЕРЫ

Пример 129. Сравнить предельные, допускаемые по условиям устойчивости нагрузки (грузоподъёмности) двух стоек, изготовленных каждая из двух швеллеров № 30, с одинаковым основным допускаемым напряжением [а] = 1600 кг/см; длины стоек / = 4 л ; концы стоек шарнирно закреплены; одна из стоек имеет оба швеллера с вплотную поставленными и скреплёнными по всей длине стенками в виде двутавра, а в другой швеллеры расставлены так, что моменты инерции относительно обеих главных осей одинаковы (фиг. 561, в и 562, в).

Наименьший момент инерции составного сечения в первом (без просвета) случае будет Jjj,jj,== = 2 [327-1-40,5 . 2,52 1 = 1168 см* (по сортаменту см. приложение). Так как Р = 2.40,5 = 81 см, то

Гибкость == = 105,3; ей соответствует ср = 0,558. Грузоподъёмность Pi = Pep [/] = 8Ь 0,558. 1600 = 72 300 кг = 72,3 г.

Момент инерции составного сечения во втором (с просветом) случае

будет Уу=:Л = 2.5810 =11 620 см* 400

620 , /

-12 см; Х у = -г- =

- = 33,3; ср = 0,933. Грузоподъёмность Pj = Pep [а] = 81 0,933

.1600 =

= 120 900 л:г = 120,9 т. Грузоподъёмность во втором случае в 1,67 раза больше, чем в первом.

Совместная работа составного стержня из двух ветвей (два швеллера) будет обеспечена лишь при надежном соединении их с помощью решётки или планок (фиг. 562, а и б). Расстояния а между соединительными элементами должны li

быть выбраны так, чтобы отдельная ветвь не *

выпучилась в плоскости наименьшей жёсткости сечения ветви. Это условие будет обеспечено, если гибкость отдельной ветви (в дан-ком случае одного швеллера) на длине а будет не больше гибкости всей стойки. Следовательно:

стойки*

Для одного швеллера наименьший радиус инерции равен = 2,84 см. Следовательно:

а = \yi = 33,3 . 2,84 = 94,6 см.

Значит, расстояние между соединительными планками должно быть не более 94,6 см.

Что касается расстояния Ь между швеллерами в сечении (фиг. 565), то оно найдётся из условия, что JzJyy где

Здесь JI и JJ - собственные центральные моменты инерции одного швеллера, Ро - площадь. Таким образом:

Фиг. 565.

Так как Ь2{с-у\ а по сортаменту дГо = 2,52 см, то = 2 (11,6- 2,52) =-= 18,2 см.



) Г о л о в А. Д., Деформация раскосов ферм Мозырьского ж.-д. моста, 1925, Киев.

§ 207. Практическое значение проверки на устойчивость.

Для инженера-практика значение проверки на устойчивость громадно. Можно сказать, что почти все значительные катастрофы инженерных сооружений произошли вследствие нарушения устойчивости сжатых элементов сооружений. Хотя с подобными катастрофами инженеры встречаются давно, однако не всегда правильно оценивают их причины. Это показывает, что инженеры-практики часто не вполне ясно представляют себе, какую роль могут играть маловажные, казалось бы, обстоятельства при работе сжатых стержней.

Особая опасность потери устойчивости заключается в том, что обычно она наступает внезапно. Почти до наступления критического значения сжимаюш.ей силы деформации сооружения не бросаются в глаза и не вызывают опасения. Далее, как уже указывалось, ряд обстоятельств - эксцентриситет нагрузки, начальная кривизна стержня, местные повреждения материала - может весьма значительно понизить сопротивление сжатых стержней, в то время как те же факторы почти не отражаются на работе других элементов конструкции.

Особенно следует обратить внимание на достаточность и тщательность соединения частей сжатого стержня при составных сечениях. Недооценка этого фактора вела к тягчайшим катастрофам - разрушение Квебекского моста, выпучивание сжатых раскосов моста через Мозырь при испытании расчётной нагрузкой ) и др.

Современный инженер имеет в своём распоряжении все средства для того, чтобы при внимательном проектировании и тщательном выполнении конструкции подобные аварии были исключены. Теория расчёта при проверке устойчивости, как это показано выше (§§ 201-205), разработана достаточно надёжно.

В несколько особом положении находятся расчёты на устойчивость в машиностроении. Здесь особое значение приобретает вопрос о выборе основного допускаемого напряжения [а]. При назначении его величины не следует забывать о том, что такие детали машин, как штоки, шатуны, подвергаются интенсивной динамической нагрузке. Поэтому в формуле для вычисления допускаемого напряжения на устойчивость

= ср [о]

под [а] следует подразумевать допускаемое напряжение па прочность при динамической нагрузке (см. следующий отдел - глава XXXVII).

Уже в § 203 указывалось на аналогию между внезапным ростом деформаций при переходе напряжений за предел текучести и столь же внезапным увеличением прогибов при переходе за критическое напряжение. Эта аналогия приводит к мысли, что в статически не-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 ( 211 ) 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282