Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 ( 205 ) 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

= -; А = у; j; = asm-, 9г.2£У , Зг. . Зкх

(33.11)

Таким образом, чем больше точек перегиба будет иметь синусоидально-искривлённая ось стержня, тем большей должна быть критическая сила. Более полные исследования показывают, что формы равновесия, определяемые формулами (33.11), неустойчивы; они пе-

мым. Это противоречит исходным предпосылкам нашего вывода. Следовательно, sini/=0, и величина kl может иметь следующий бесконечный ряд значений:

/е/=0, г, 27:, Зтт, ... , nr., (33.7)

где п - любое целое число.

Отсюда А = , а так как =у то

- = j-.n и p=r. .n (33.8)

Иначе говоря, нагрузка, способная удержать слегка искривлённый стержень в равновесии, теоретически может иметь целый ряд значений. Но так как отыскивается, и интересно с практической точки зрения, наименьшее значение осевой сжимающей силы, при которой становится возможным продольный изгиб, то следует принять П = Пт[а.

Первый корень п = 0 требует, чтобы Р было равно нулю, что не отвечает исходным данным задачи; поэтому этот корень должен быть отброшен и наименьшим корнем принимается значение п=1. Тогда получаем:

Рк = . (33.9)

(Здесь J-минимальный момент инерции поперечного сечения стержня.) Это - так называемая формула Эйлера для сжатого стержня с шарнирно-опёртыми концами. Значению критической силы (33.9) соответствует изгиб стержня по синусоиде с одной полуволной [формула (33.5)]

y = asm. (33.10)

Значениям критической силы высших порядков соответствуют искривления по синусоидам с двумя, тремя и т. д. полуволнами (фиг. 554):



201]

ФОРМУЛА ЭЙЛЕРА ДЛЯ КРИТИЧЕСКОЙ СИЛЫ

реходят в устойчивые формы лишь при наличии промежуточных опор в точках В и С (фиг. 554).

Таким образом, поставленная задача решена; для нашего стержня наименьшая критическая снла определяется формулой

12 :

а изогнутая ось представляет синусоиду

y = asm -,

Величина постоянной интегрирования а осталась неопределённой; физическое значение её выяснится, если в уравнении синусоиды положить х = 1/2; тогда Ух=1/2 (т. е. посредине длины стержня) получит значение:

Значит, а - это прогиб стержня в сечении посредине его длины. Так как при критическом учении силы Р равновесие изогнутого стержня возможно при различных отклонениях его от прямолинейной формы, лишь бы эти отклонения €ым1 малыми, то естественно, что прогиб / остался неопределённым.

Он должен быть при этом настолько малым, чтобы мы имели право применять приближённое -дафференциальное уравнение изогнутой оси, т. е.

/ \2

чтобы f -1 было мало по сравнению с единицей (18.5).

Получив значение критической силы, мы можем сейчас же найти и величину критического напряжения а, разделив силу на плош.адь сечения стержня F; так как величина критической силы определялась из рассмотрения деформаций стержня, на которых местные ослабления площади сечения сказываются крайне слабо, то в формулу для входит момент инерции Убр = бр> поэтому принято при вычислении критических напряжений, а также при составлении условия устойчивости вводить в расчёт полную, а не ослабленную, площадь поперечного сечения стержня F. Тогда


Фиг. 554.

т.ЕР

(33.12)

Таким образом, критическое напряжение для стержней данного материала обратно пропорционально квадрату отношения длины стержня к наименьшему радиусу инерции его поперечного сечения.



Это отношение X = i называется гибкостью стержня и играет весьма важную роль во всех проверках сжатых стержней на устойчивость.

Из формулы (32.12) видно, что критическое напряжение при тонких и длинных стержнях может быть весьма малым, ниже основного допускаемого напряжения на прочность [а]. Так, для стали 3 с пределом прочности Од 4000 кг/см допускаемое напряжение может быть принято [а] =1600 кг/см; критическое же напряжение для стержня с гибкостью >ч=150 при модуле упругости материала iE = 2 10* кг/см будет равно

0 = (150)2= /ra/c.w<1600 кг/см.

Таким образом, если бы плош.адь сжатого стержня с такой гибкостью была подобрана лишь по условию прочности, то стержень разрушился бы от потери устойчивости прямолинейной формы.

§ 202. Влияние способа закрепления концов стержня.

Формула Эйлера была получена путём интегрирования приближённого дифференциального уравнения изогнутой оси стержня при \ff определённом закреплении его концов (шарнирно-опёр- i тых). Значит, найдетое выражение критической силы справедливо лишь для стержня с шарнирно-опёртыми концами и изменится при изменении условий закрепления концов стержня.

Закрепление сжатого стержня с шарнирно-опёртыми концами мы будем называть основным случаем закрепления. Другие виды закрепления будем приводить к основному случаю.

Если повторить весь ход вывода для стержня, жёстко заш.емлённого одним концом и нагружённого осевой сжимаюш.ей силой на другом конце (фиг. 555), то мы получим другое выражение для критической силы, а следовательно, и для критических напряжений.

Предоставляя учащимся проделать это во всех подробностях самостоятельно, подойдём к выяснению критической силы для этого случая путём следующих простых рассуждений.

Пусть при достижении силой Р критического зна-Фиг. 555. чения KOwTOHHa будет сохранять равновесие при слабом выпучивании по кривой АВ. Сравнивая фиг. 551 и 555, впдим, что изогнутая ось стержня, защемлённого одним концом, находится совершенно в тех же условиях, что и верхняя часть стержня двойной длины с шарнирно-закреплёнными концами.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 ( 205 ) 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282