Главная страница
Форум
Промиздат
Опережения рынка
Архитектура отрасли
Формирование
Тенденции
Промстроительство
Нефть и песок
О стали
Компрессор - подбор и ошибки
Из истории стандартизации резьб
Соперник ксерокса - гектограф
Новые технологии производства стали
Экспорт проволоки из России
Прогрессивная технологическая оснастка
Цитадель сварки с полувековой историей
Упрочнение пружин
Способы обогрева
Назначение, структура, характеристики анализаторов
Промышленные пылесосы
Штампованные гайки из пружинной стали
Консервация САУ
Стандарты и качество
Технология производства
Водород
Выбор материала для крепежных деталей
Токарный резец в миниатюре
Производство проволоки
Адгезия резины к металлокорду
Электролитическое фосфатирование проволоки
Восстановление корпусных деталей двигателей
Новая бескислотная технология производства проката
Синие кристаллы
Автоклав
Нормирование шумов связи
Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
|
Главная --> Промиздат --> Коэффициент поперечной деформации = -; А = у; j; = asm-, 9г.2£У , Зг. . Зкх (33.11) Таким образом, чем больше точек перегиба будет иметь синусоидально-искривлённая ось стержня, тем большей должна быть критическая сила. Более полные исследования показывают, что формы равновесия, определяемые формулами (33.11), неустойчивы; они пе- мым. Это противоречит исходным предпосылкам нашего вывода. Следовательно, sini/=0, и величина kl может иметь следующий бесконечный ряд значений: /е/=0, г, 27:, Зтт, ... , nr., (33.7) где п - любое целое число. Отсюда А = , а так как =у то - = j-.n и p=r. .n (33.8) Иначе говоря, нагрузка, способная удержать слегка искривлённый стержень в равновесии, теоретически может иметь целый ряд значений. Но так как отыскивается, и интересно с практической точки зрения, наименьшее значение осевой сжимающей силы, при которой становится возможным продольный изгиб, то следует принять П = Пт[а. Первый корень п = 0 требует, чтобы Р было равно нулю, что не отвечает исходным данным задачи; поэтому этот корень должен быть отброшен и наименьшим корнем принимается значение п=1. Тогда получаем: Рк = . (33.9) (Здесь J-минимальный момент инерции поперечного сечения стержня.) Это - так называемая формула Эйлера для сжатого стержня с шарнирно-опёртыми концами. Значению критической силы (33.9) соответствует изгиб стержня по синусоиде с одной полуволной [формула (33.5)] y = asm. (33.10) Значениям критической силы высших порядков соответствуют искривления по синусоидам с двумя, тремя и т. д. полуволнами (фиг. 554): 201] ФОРМУЛА ЭЙЛЕРА ДЛЯ КРИТИЧЕСКОЙ СИЛЫ реходят в устойчивые формы лишь при наличии промежуточных опор в точках В и С (фиг. 554). Таким образом, поставленная задача решена; для нашего стержня наименьшая критическая снла определяется формулой 12 : а изогнутая ось представляет синусоиду y = asm -, Величина постоянной интегрирования а осталась неопределённой; физическое значение её выяснится, если в уравнении синусоиды положить х = 1/2; тогда Ух=1/2 (т. е. посредине длины стержня) получит значение: Значит, а - это прогиб стержня в сечении посредине его длины. Так как при критическом учении силы Р равновесие изогнутого стержня возможно при различных отклонениях его от прямолинейной формы, лишь бы эти отклонения €ым1 малыми, то естественно, что прогиб / остался неопределённым. Он должен быть при этом настолько малым, чтобы мы имели право применять приближённое -дафференциальное уравнение изогнутой оси, т. е. / \2 чтобы f -1 было мало по сравнению с единицей (18.5). Получив значение критической силы, мы можем сейчас же найти и величину критического напряжения а, разделив силу на плош.адь сечения стержня F; так как величина критической силы определялась из рассмотрения деформаций стержня, на которых местные ослабления площади сечения сказываются крайне слабо, то в формулу для входит момент инерции Убр = бр> поэтому принято при вычислении критических напряжений, а также при составлении условия устойчивости вводить в расчёт полную, а не ослабленную, площадь поперечного сечения стержня F. Тогда Фиг. 554. т.ЕР (33.12) Таким образом, критическое напряжение для стержней данного материала обратно пропорционально квадрату отношения длины стержня к наименьшему радиусу инерции его поперечного сечения. Это отношение X = i называется гибкостью стержня и играет весьма важную роль во всех проверках сжатых стержней на устойчивость. Из формулы (32.12) видно, что критическое напряжение при тонких и длинных стержнях может быть весьма малым, ниже основного допускаемого напряжения на прочность [а]. Так, для стали 3 с пределом прочности Од 4000 кг/см допускаемое напряжение может быть принято [а] =1600 кг/см; критическое же напряжение для стержня с гибкостью >ч=150 при модуле упругости материала iE = 2 10* кг/см будет равно 0 = (150)2= /ra/c.w<1600 кг/см. Таким образом, если бы плош.адь сжатого стержня с такой гибкостью была подобрана лишь по условию прочности, то стержень разрушился бы от потери устойчивости прямолинейной формы. § 202. Влияние способа закрепления концов стержня. Формула Эйлера была получена путём интегрирования приближённого дифференциального уравнения изогнутой оси стержня при \ff определённом закреплении его концов (шарнирно-опёр- i тых). Значит, найдетое выражение критической силы справедливо лишь для стержня с шарнирно-опёртыми концами и изменится при изменении условий закрепления концов стержня. Закрепление сжатого стержня с шарнирно-опёртыми концами мы будем называть основным случаем закрепления. Другие виды закрепления будем приводить к основному случаю. Если повторить весь ход вывода для стержня, жёстко заш.емлённого одним концом и нагружённого осевой сжимаюш.ей силой на другом конце (фиг. 555), то мы получим другое выражение для критической силы, а следовательно, и для критических напряжений. Предоставляя учащимся проделать это во всех подробностях самостоятельно, подойдём к выяснению критической силы для этого случая путём следующих простых рассуждений. Пусть при достижении силой Р критического зна-Фиг. 555. чения KOwTOHHa будет сохранять равновесие при слабом выпучивании по кривой АВ. Сравнивая фиг. 551 и 555, впдим, что изогнутая ось стержня, защемлённого одним концом, находится совершенно в тех же условиях, что и верхняя часть стержня двойной длины с шарнирно-закреплёнными концами. |