Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 ( 204 ) 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282


§ 200] ПОРГЯТИЕ ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМЫ СЖАТЫХ СТЕРЖНЕЙ 621

тическую, может происходить при непременном условии беспрепятственного возрастания искривления стержня; поэтому если при боковом выпучивании стержень встретит боковую опору, ограничивающую его дальнейшее искривление, то разрушение может и не наступить.

Обычно подобная возможность является исключением; поэтому практически следует считать критическую сжимающую силу низшим пределом разрушающей стержень силы.

Явление потери устойчивости при сжатии можно по аналогии иллюстрировать следующим примером из механики твёрдого тела (фиг. 552). Будем вкатывать цилиндр на наклонную плоскость аЬу которая потом переходит в короткую горизонтальную площадку be и наклонную плоскость обратного направления cd. Пока мы поднимаем цилиндр по плоскости аЬ, поддерживая его при помощи упора, перпендикулярного к наклонной плоскости, он будет Фиг. 552. в состоянии устойчивого равновесия; на

площадке Ьс его равновесие делается безразличным; стоит же нам поместить цилиндр в точку с, как его равновесие сделается неустойчивым- при малейшем толчке вправо цилиндр начнёт двигаться вниз.

Описанную выше физическую картину потери устойчивости сжатым стержнем легко осуществить в действительности в любой механической лаборатории на очень элементарной установке *). Это описание не является какой-то теоретической, идеализированной схемой, а отражает поведение реального стержня под действием сжимающих сил.

Потерю устойчивости прямолинейной формы сжатого стержня иногда называют продольным изгибом , так как она влечёт за собой значительное искривление стержня под действием продольных сил. Для проверки на устойчивость сохранился и до сих пор термин проверка на продольный изгиб , являющийся условным так как здесь речь должна итти не о проверке на изгиб, а о проверке на устойчивость прямолинейной формы стержня.

Установив понятие о критической силе как о разрушающей нагрузке, выводящей стержень из условий его нормальной работы, мы легко можем составить условие для проверки на устойчивость, аналогичное условию прочности.

Критическая сила вызывает в сжатом стержне напряжение,

называемое критическим напряжением и обозначаемое буквой р

0 = -. Критические напряжения являются опасными напряжениями для сжатого стержня. Поэтому, чтобы обеспечить устойчивость пря-

0 См. Н. М. Беляев, Лабораторные работы по сопротивлению материалов, § 85, Гостехиздат, 1951.




Фиг. 553.

МО линейной формы стержня, сжатого силами Р, необходимо к условию прочности (o = [afj добавить ещё условие устойчивости:

= Ы (33.1)

где [(Зу] - допускаемое напряжение на устойчивость, равное критическому, делённому на коэффициент запаса на устойчивость,

т. е. [.,]=.

Для возможности осуществить проверку на устойчивость мы должны показать, как определять и как выбрать коэффициент запаса ky,

§ 201. Формула Эйлера для критической силы.

Для нахождения критических напряжений надо вычислить критическую силу Ру т. е. наименьшую осевую сжимающую силу, способную удержать в равновесии слегка искривлённый сжатый стержень.

Эту задачу впервые решил академик Петербургской Академии наук Л. Эйлер в 1744 году.

Заметим, что самая постановка задачи иная, чем во всех ранее рассмотренных отделах курса. Если раньше мы определяли деформацию стержня при заданных внешних нагрузках, то здесь ставится обратная задача: задавшись искривлением оси сжатого стержня, следует опреде- cZ лить, при каком значении осевой сжимающей силы Р такое искривление возможно.

Рассмотрим прямой стержень постоянного сечения, шарнирно опёртый по концам; одна из опор допускает возможность продольного перемещения соответствующего конца стержня (фиг. 553). Собственным весом стержня пренебрегаем.

Нагрузим стержень центрально приложенными продольными сжимающими силами Р=Р и дадим ему весьма небольшое искривление в плоскости наименьшей жёсткости; стержень удерживается в искривлённом состоянии, что возможно, так как Р = Р,

Деформация изгиба стержня предположена весьма малой, поэтому для решения поставленной задачи можно воспользоваться приближённым дифференциальным уравнением изогнутой оси стержня (§ 109). Выбрав начало координат в точке А и направление координатных осей, как показано на фиг. 553, имеем (18.7):



§ 201] ФОРМУЛА ЭЙЛЕРА ДЛЯ КРИТИЧЕСКОЙ СИЛЫ 623

Возьмём сечение на расстоянии х от начала координат; ордината изогнутой оси в этом сечении будет у у а изгибающий момент равен

Ж(лг) = -Ру.

По схеме, изображённой на фиг. 499, изгибающий момент получается отрицательным, ординаты же при выбранном направлении оси у оказываются положительными. (Если бы стержень искривился выпуклостью книзу, то момент был бы положительным, г у - отрицательным и М(х) - - Ру.)

Приведённое только что дифференциальное уравнение (18.7) принимает вид:

EJ% = -Py\ (33.2)

деля обе части уравнения на EJ и обозначая дробь через /г приводим его к виду:

g + *!v = 0. (33.3)

Общий интеграл этого уравнения имеет вид:

y - a%\nkx-\-b cos kx, (33.4)

Это решение заключает в себе три неизвестных: постоянные интегрирования а и и значение =/ > так как величина критической силы нам неизвестна.

Условия на концах стержня дают два уравнения:

в точке А при х = 0 прогиб j; = О, В х = 1 у - О.

Из первого условия следует (так как %\nkx - 0 и zosky=\)

0 = b.

Таким образом, изогнутая ось является синусоидой с уравнением

y = asinkx. (33.5)

Применяя второе условие, подставляем в это уравнение

у = 0 и х = 1;

получаем:

0 = asin W. (33.6)

Отсюда следует, что или а или И равны нулю.

Если а равно нулю, то из уравнения (33.5) следует, что прогиб в любом сечении стержня равен нулю, т. е. стержень остался пря-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 ( 204 ) 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282