Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Коэффициент поперечной деформации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 ( 168 ) 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282

§ 167]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ И ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ

Для проверки прочности элемента, вырезанного из вала, мы можем прямо применить выведенные в § 94 формулы, подставляя в них вместо а и т величины и т. Тогда получим следующие условия прочности (по четырём теориям):

Теория наибольших нормальных напряжений:

i Теория наибольших удлинений:

[0,35а + 0,65 У<ТЩ < W. Теория наибольших касательных напряжений:

Энергетическая теория:

(28.1)

/а + ЗтН.

Чтобы связать эту проверку прочности с величинами моментов и Л1и и размерами вала, надо вычислить напряжения a и т. Напряжение a , как наибольшее нормальное напряжение при изгибе моментом Жи, равно

а -it

где для вала круглого сечения IF= -; буквой г обозначен радиус

поперечного сечения вала.

С другой стороны, наибольшее напряжение при скручивании вала равно

Подставляя эти значения напряжений в первую из формул (28.1), получаем:

Mil M +VMl + Mi Af,

4Н7

Подобным же образом могут быть получены расчётные формулы и по другим теориям прочности. Нетрудно заметить, что все эти формулы могут быть заменены одной:

(28.2)

где Мр-расчётный момент, величина которого зависит как от

17 Н. М. Беляев



по теории наибольших удлинений:

Л1р, = 0,35 Ж, -f 0,65 У Жй + Mh по теории наибольших касательных напряжений:

(28.3)

по энергетической теории:

Формула (28.2) по своей структуре совершенно совпадает с обычной формулой проверки прочности по нормальным напряжениям при изгибе моментом Жр. Поэтому проверка прочности круглого вала на совместное действие кручения и изгиба может быть заменена проверкой на один изгиб с изгибающим моментом Жр.

В некоторых конструкциях валы, помимо скручивания и изгиба, растягиваются или сжимаются продольными силами N. Влияние этих добавочных сил на прочность вала может быть учтено добавкой к наибольшим напряжениям от изгиба о напряжений от продольных сил: 0 = -, где F - площадь поперечного сечения вала.

Из формулы (28.2) получаем

1 = >~Р

отсюда радиус вала равен

v 41

jlf; rf=2rv (28.4)

Для использования этой формулы остаётся лишь установить, какой теорией прочности следует пользоваться, а следовательно, по какой из формул (28.3) вычислять расчётный момент.

Так как валы обычно делаются из стали и вообще из пластичных металлов, то при выборе теорий прочности сразу отпадает теория наибольших нормальных напряжений (см. § 43). До сих пор в машиностроении пользовались формулой, основанной на второй теории (наибольших удлинений), называемой иногда формулой Семг Венана:

[0,35 Ж + 0,65 УЖТЩ{<1

несмотря на то, что для пластичных металлов эта теория безусловно неверна; в последнее время при расчётах применяются либо фор-

М и Af, так и от принятой теории прочности Он равен по теории наибольших нормальных напряжений:



§ 167]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ HiШPЯЖEHИЙ И ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ

мулы, основанные на третьей теории (наибольших касательных напряжений), либо - на четвёртой (энергетической) теории;

В таблице 25 сопоставлены результаты определения диаметра вала при разных отношениях к при одном и том же допу скаемом напряжении с учётом различных теорий прочности. Величина диаметра, полученная при применении теории наибольших удлинений (формула Сен-Венана), принята за единицу.

Таблица 25. Сравнение диаметров вала.

Отношение

Диаметры вала при применении

теории

теории

, IV теории

Л1 = 0

1,15

1,10

1,07

1,03

1,03

1,01

Из этой таблицы видно, во-первых, что разница в размерах вала в зависимости от выбора той или иной теории сравнительно невелика; во-вторых, что формула Сен-Венана даёт во всех случаях меньшую величину диаметра, чем остальные две формулы. Этим и можно объяснить тот факт, что на практике до сих пор иногда пользуются формулой Сен-Венана, хотя она основана на заведомо непригодной для применяемого материала теории.

Инженер-практик должен понимать, что переход к расчёту по новым формулам, основанным на более правильных теориях, был бы всё же практически неприемлем при сохранении старых норм допускаемых напряжений. Это заставило бы требовать постановки валов большего диаметра там, где при расчёте по старой формуле Сен-Венана благополучно работали валы более тонкие.

Выход заключается в том, что при переходе к новым формулам неля сохранить прежний коэффициент запаса, прежнее допускаемое напряжение. Повышение точности расчёта, углубление наших знаний о работе материала требует, как правило, снижения коэффициента запаса и повышения допускаемого напряжения [о].

Поэтому, вводя на практике вычисление расчётного момента по новым формулам, необходимо поднять допускаемое напряжение [а] настолько, чтобы диаметры валов, благополучно работающих на практике, были оправданы новыми методами расчёта и достаточно надёжными опытными исследованиями.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 ( 168 ) 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282