Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 ( 92 ) 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

1,5% СОг, 8% воздуха. Уд. вес Б. колеблется от 0,8 до 0,85; теплота горения ок. 15 ООО Cal на 1 м. Б. в количестве 4-8% с 96-92% воздуха дает взрывчатую смесь; он менее опасен в смысле взрыва, чем ацетилен, п менее вреден при вдыхании, чем обыкновенный светильный газ из каменного угля. Б. употребляется для лабораторных целен, для автогенной сварки (см.), а также для целей освещения в тех местах, где не имеется городской газовой сети; им наполняют при давлении до 6 ahn специальные котлы и уже из этих котлов Б. проводят

в газопровод. А. Беркенгейи.

БЛЕЙШТЕЙН, сплав сернистого свинца с другими сернистыми металлами, особенно с серпистьш железом. Свинец осаждается из своих сернистых руд железом по реакции PbS + Fe = PbH-FeS. Сернистое железо с сернистым свинцом образует блеиштейн (PbS, nFeS), к-рый является хорошим материалом для получения серной кислоты(см.). БЛЕКА ДРОБИЛКА, см. Дробилки. БЛЕКЛЫЕ РУДЫ, группа минералов, являющихся сурьмяно-и мышьяковосерни-стыми соединениями, глав. обр. меди, а также серебра, железа, цинка и ртути. По преобладающему металлу получают свое название. Наибольшее значение имеют меди. Б. р.: медпо-сурьмяная, с хим. составом CugSbaS, или 4Cu2S-Sb2S3, с содержанием более 50% меди, и м е д п о-м ы ш ь я-ковая, состава 4Си28-Аз28з. Кроме того, между обоими минералами существуют переходные соединения. Эти руды являются весьма ценными рудами для выплавки медп благодаря содержанию в них драгоценных металлов; встречаются обычно в жи-ньных месторождениях вместе с медным и серным колчеданами: кристаллизуются в кубической системе, в виде тетраэдров, отсюда название этих минералов - тетраэдрит. В СССР Б. р. встречаются на Урале в ряде месторождений. PTwnan Б. р. (спаниолит) содержит до 18% Hg. Серебристая Б. р. (ф р е й б е р г и т) содержит от 1 до 31% Ag.

Б ЛЕСКИ, минералы из класса сульфидов, соединения металлов с серой. Различают свинцовый блеск, или гале1П1т, химич. состав PbS (86,6% Pb и 13,4% S); серебряный Б., или аргентит (см.), AgjS (87,1% Ag и 12,9% S); медный Б. (стекловатая медная руда), или хальказин. CuaS (79,85% Си и 20,15% S); висмутовый Б., или висмутин (см.), BigSa (81,25% Bi и 18,75% S); сурьмяный В. (серая сурьмяная руда), или стибнит, SbgSa (71,76% Sb и 28,24% S), и другие более слол<:ные В., как-то: свинцово-висмутовый Б., хим. сост. PbS-f-Bi2S3(27,55% Pb, 55,38% Bi и 17,07% S); с е р е б р я н о - в и с м у т о в ы й Б. AgaS-bBiaSa (28,40% Ag-f54,73% Bi и 16,87% S); с в и н ц о в о - м ы ш ь я к о в ы Б. PbS+ASaSg (42,63% Pb, 30,94% As и 26,43% S), и ряд др. Отдельно стоит железный В., или красный железняк, гематит (см.), представляющий собою окисел леле-за (РваОз -70% Fe и 30% О). Все блескп употребляются как руды для извлечения соответствующих металлов.

БЛЕСТИТ (Glanzstoff), блестящие искусственные jfHTH (см. Шелк искусственный).

получаемые продавливанием медноаммиач-ного раствора клетчатки через капиллярные отверстия в кислую коагулирующую ванну.

БЛЕСТЯЩАЯ СМОЛА (Glance pitch), или маньяк (Manjak), относится к асфальтитам. Цвет в массе черный, излом раковистый или неровный, блеск сильный, черта черная, уд. в. 1,10-1,15, твердость по шкале Моса 2, тверд, по игле пенетрометра (см.) при 25°С-О, тверд, по консистометру при 25°С 90-120, запах при пагревангш асфальтовый, Ь°пл. 125-180°С, содержание твердого улгерода 20-30%, растворимость в серо-уг.тероде не менее 95%, минеральных примесей обычно меньше 5% (см. Справочник физ., хим. и технолог, величин). Б. с. представляет промежуточное звено меледу природным, асфальтом и грагамитом, происходя вероятно из нефти иного характера сравнительно с гильсонитом. Встречается в Мексике в Чапапоте, в Вест-Индии па Барбадосе, в Сан-Доминго на Гаити, в Колумбии в Ю. Америке, в Сирии в районе Вой-рута и в Мертвом море. Применяется преимущественно в лаковом и кабельвакснсм производстве и для изготовления различ-ьпх саполных мазей.

БЛИКОВОЕ СЕРЕБРО, промелчУточный продукт, получающийся при трейбовании (см.) богатого серебром свинца и содерлса-щий от 93 до 98% серебра. Свое название бликовое серебро получило от наблюдающегося при конце трейбования явления, состоящего в том, что обнажающаяся от пленки окиси свинца поверхность расплавленного серебра начинает блестеть ярким светом. Для получения чистого серебра Б. с. перерабатывают в небсявшом трейб-сфене вместе с флюсующими веществами при горячем дутье и более высокой температуре. Получающееся высокопробное, 99,6-99,7%, серебро поступает затем в электролиз для выделения сконцентрировавшегося в серебре золота. См. Серебро.

Б Л ИСТ Р, черновая медь, промелсуточ-ный продукт, пстучаемый бессемерованием штейна (см.); состав блистра-98,0-98,5% меди, остальные 2,0-1,5%-различные примеси, как сера, мышьяк и пр. Б. поступает после рафинировки в электролиз для получения чистой меди и попутного выделения серебра и золота.

БЛОКИ, детали машин, применяемые как направляющие приспособления для изменения направления каната или для передачи валу некоторого крутящего момента; в последнем случае канат или цепь не должны скользить по В., тогда как в направляющих блоках ско.тьжение имеет меньшее значение. Направ.11яющие Б. выполняются преимуществен, из чугуна. Диам. Б. обычно берутся: а) для пеньковых канатов: вороты и ручные краны-DIO d, с машинным приводом-2) 50 d, в шахтных подъемниках- Z>80 d, где d-/щам. каната; б) для стальных канатов: вороты и ручные краны- D 400 с машинным приводом-500- 600 dl, в домовых подъемнихсах-Z>600- 1000 dl, где dl - диаметр проволок каната; в) для ценных Б. диам. берется не менее 20 диаметров цепного лгелеза. Тип ручья, зависит от рода гибкой связи. На фиг. 1:



А-ручей для пенькового каната, Б и В- для цепи. Иногда тип Б отливается без буртиков. Небольшие Б. отливаются из чугуна цельными, без спиц. Втулка рассчитывается на снашивание по ур-ию Q=Ml, где Q-давление на опору, d-диам. втулки и I-длина ее; допускаемые напрялсения:

для чугуна по железу .... ft=0,25-0,50 кг1.мм бронзы по железу .... ft=0,40-0,80 бронзы по стали..... ft =0,60-1,2

Ось Б. закрепляется непбдвижно или лее вращается; в последнем случае допускаемое напряжение на изгиб нужно уменьшать вдвое, до 3-4 кг/мм, т. к. нагрузка имеет переменный знак. В., передающие работу, имеют более солидную конструкцию, чем направляющие; в остальном различие сводится к форме ручья. Для пенькового каната ручей выполняется не полукруглым, а клинчатым, чем достигается защемление [саната и, следовательно, меньшее скольжение. В цепных Б. делают специальные гнезда по форме отдельрхых звеньев цени (фиг. 2);



Фпг. 1.

Фпг. 2.

эти Б. обладают следующими свойствами: 1) длина всех звеньев д. б. одинакова, т. е. цепь д. б. калибрована; 2) по окружности Б. лолсится целое число звеньев цепи, т. е. диам. Б. не м. б. произвольного размера; 3) калсдое звено цепи лежит всей поверхностью в гнезде Б. и пе имеет поперечного изгиба, почему диам. Б. не влияет на изгиб звеньев цепи; практически не берут менее 5-б гнезд. Такие малые Б. называются звездочками. Б. приготовляются из чугуна, звездочки таклсе и из стали. Скорость движения при спокойном ходе не свыше 0,3ле/ск. Валы Б. рассчитываются на изгиб и кручение по формуле Сан-Венана. Допускаемое напрянсение на изгиб:

для сварочного железа..... fesS-6 кг/ли

литого железа...... к-Ь-б

литой стали ....... ftj==5-8

при чем с увеличением нагрузки напряжение повышается. Обоймица В., в которой укрепляется ось, рассчитывается на смятие и срез; обычно выполняется из полосового или котельного железа. Бесшумные Б. и цепи употребляются при высоких числах оборотов: от 400 до 1 600 об/м.; в этих Б. звенья цепи сцепляются с зубцами блоков без зазора; профиль зуба и выступов звеньев таковы, что сцеп.тение между ними происходит без скольжения. При значительном расстоянии между осями таких Б. рекомендуется накладывать цепь так, чтобы натянутая часть ее находилась внизу.

В., передающие работу, бывают неподвижные и и о д в и ж и ы е. 1) Неподвилс-ные Б. вращаются на оси с неподвижными опорами (фиг. 3). При отсутствии вредных сопротивлений натяжение обоих концов гибкого те.та было бы одинаковьш, P = Q-

В действительности нужно преодолеть лсест-кость каната или цепи и сопротивление в опорах, и фактически: Q=t]P, где - кпд В. Для ходовых диам. Б. имеем:

d = 16 20 23 26 29 36 46 62 мм О = 0,92 0,90 0,89 0,88 0,87 0,85 0,82 0,80

Т. О. выгодно ПО возможности увеличивать диам. Б. 2) Подвижные В. вращаются вокруг оси, перемещающейся в пространстве (фиг. 4). Чтобы поднять груз Q на высоту h, рабочий должен пропустить через руку длину ве-


Фиг. 3.

ревки s=2h, при чем равенство работ выразится ур-ием: Ре ? плиР = -~. Для пенькового каната:

d= 16 20 23 26 29 36 46 52 мм тг; = 0,96 0,95 0,95 0,94 0,93 0,92 0,91 0,90

Для цепи 7]=0,д8. Тот лее Б. м. б. использован для вьшгрыша в скорости (фиг. 5). Действующая сила приложена к обоймице, груз привешен к свободному концу гибкого тела. Сила Р проходит путь s, меньший, чем груз Q. Основные ур-ия для этого случая:

2 ()

Полиспасты кратные представляют систему подвижных и неподвижных В. при условии, что канат последовательно огибает все блоки; м. б. применены для выигрыша в силе и в скорости. Возмолсны


Фиг. 5.


Фпг. 6.

многочисленные комбинации с различным числом блоков, однако основных групп две: 1) свободный конец каната (или цепи) сбегает с неподвижного Б. (фиг. 6, А) и 2) - с подвижного Б. (фиг. 6, Б). Из условий



равновесия получаются осн. ф-лы: а) в случае выигрыша в силе - для первой группы:

S nh и Р = - 1

где п - число подвижных блоков; для второй группы:

S ={п + l)hn Р

(П + 1)7)

б) в случае выигрыша в скорости - для первой группы (те же схемы, но места сил Р п Q переменены):

s= и Р =

для второй группы: h

S =-

nQ .

(n + l)Q

-1 - Т(

Полиспасты потенциальные применяются только для выигрыша в скорости (фиг. 7). Число подвижных Б. может быть произвольным; неподвижный Б. только меняет направление каната. Каждый Б. имеет свой кацат, прикрепленный к обойми-це следуюпгего Б. Основные уравнения:

h2 s и Р, ъ

где п-число подвижных Б. В потенциальном полиспасте часто употребляются цепи или канаты разной толщины в каждом участке, так как натяжения на этих участках весьма раз.тичны. Полиспасты гр упповые - комбинации кратных и потенциальных - в практике почти не применяются. Полиспасты Тима для проволочного каната отличаются от обычных кратных полиспастов тем, что на оси обоймицы вместо нескольких Б. посажен один с несколькими ручьями. Это дает полиспасту Тима высокий кпд г?=0,97 вместо обычн. 0,89-, потому что в обычных конструкциях втулки блочков быстро изнашиваются, начинают тереться бортиками друг о друга и этим понижают кпд.



Фиг. 7.

Фиг. 8.

Всем полиспастам свойственны следующие недостатки: 1) отсутствие самоторможения, 2) малое передаточное число (s : h), 3) большая длина каната для подъема гру-,за, 4) сильное и неравномерное изнашивание канатов и блочков. Обычно полиспасты

употребляются в помощь вороту, а также как ходоуменьшители в подъемниках.

Дифференциальный блок Весто-на обладает свойством самоторможения, но очень низким кпд. Б. Вестона (фиг. 8)имеет в верхней обоймице два ручья разных диам. и один Б. в нижней подвижной обоймице. Цепь огибает все три В., при чем верхний - в противоположных направлениях и потому стремится вращать его в разные стороны. При определенном подборе диаметров действующий момент на верхнем Б. не сможет преодолеть вредные сопротивления, и груз опускаться не будет. Зависимость между путями силы S и груза в В. Вестона выражается так:

а действующая си.та:

Кпд меняется в зависимости от отношения числа гнезд на верхнем В. : i):

г, : z,=8 : 7 9:8 10 : 9 11 : 10 12 : 11 13 : 12 т=0,44 0,42 0,39 0,37 0,34 0,32

Недостатками блока Вестона являются медленная работа и си-тыше стирание цепи и блочков.

Лит.: Кифер Л. Г. Грузоподъемные машины, т. 1, М., 1922; Берлов М. Н., Детали машин, Москва, 19 27; Польгаузен А., Детали машин, Берлин. 1923. И. Бобарыков.

БЛОКИРОВКА ПУТЕВАЯ. Чтобы обеспечить поезд, движущийся по перегону между двумя станциями, от настижения его другим поездом (что при современных скоростях движения представляется весьма опасным), жел.-дор. практикой выработаны два метода: 1) разграничение этих поездов временем, т. е. следующий поезд может войти на перегон лишь спустя некоторое определенное время после отправления на таковой предыдущего поезда, и 2) разграничение их пространством, т.е. поезд может войти на перегон лишь после того, как предыдущий поезд из- пределов этого перегона вышел. Второй метод, при наличии электрическ, связи между станциями, имеет явные преимущества перед первым в отношении безопасности, а потому во всем мире применяется как основной, тем более, что при одноколейном движении он является единственно приемлемым; первый же метод обычно применяется лишь в исключительных случаях, особенно- когда нарушена связь между станциями. В тех случаях, когда перегоны чрезмерно длинны, а движение достаточно интенсивно, перегон делят на путевые участки; при этом поезд может занять такой участок лишь после выхода из него предьщущего поезда. Разграничиваются участки перегона друг от друга путевыми постами. Обязанность следить за движением поездов возлагается обычно на дежурного по станции или постового агента, к-рый, по получении сведений о том, что перегон или участок свободен, разрешает поезду занять перегон, для чего либо вручает главному кондуктору письменную путевку , либо открывает семафор, который стоит в начале перегона (участка) и как бы заграждает (от англ, block) доступ



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 ( 92 ) 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148