Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 ( 9 ) 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

iS= а. Пример: длу£ А. объема 640

с D=10,7 м, принимала =1,2, получим: 8=ЗЪ кг на 1 п.м и, следовательно, запас прочности к = 17,4. Оболочки испытывают при упаковке и транспорте их часто большие напряжения, чем от сверхдавления; кроме того, они портятся от атмосферных условий, поэтому запас прочности их берется сравнительно большой.

Привязные змейковые А. служат для наблюдения, заграждения и для подъема метеорологических приборов. Первые употребляются на войне в качестве подвижной наблюдательной вышки для блинс-ней разведки, для корректирования стрельбы батарей. А. заграждения служат для подъема воздушных заграждений, состоя-


Фиг. 2. Привязной аэростат Како,

щих из металлических сетей, протянутых между двумя А. в целях преграждения пути неприятельским самолетам. Эти А. употреблялись мало и только ночью. А. поднимаются и выбираются (опускаются) помощью специальной моторной лебедки, установленной на земле, и привязного троса. До последнего времени существовало два основных типа А. для наблюдения: а) немецкий тип, Парсеваль (с 1900 г.) - емкость 1 ООО м, длина 25 м, диаметр 7,5 м; этот тип в последнее время почти не применяется; б) французский тип, Како (фиг. 2), очень устойчив, может работать при скорости ветра до 30 м/ск, состоит на вооружении почти во всех странах (и Германии) и применяется для работы на суше и во флоте. Объем А. Како - 930 м, длина 25 м, максимальный диаметр 8,15 м, общий вес около 470 кг (употребляются объемы и в

1 ООО, 1 200 и 1 400ж). Оболочка 1 формы, составленной двумя полуэллипсоидами вращения с миделем на /з длины, считая от носа, сшивается из двуслойной прорезиненной хлопчатобумажной ткани весом около 300 г на 1 м, с прочностью на разрыв по основе и по утку не менее 1 ООО кг на 1 w. ж и с газопроницаемостью не более 5-10 л на 1 jw в сутки. Полотнища сшиваются шелковой ниткой двойным или тройным швом. Оболочка снабжена баллонетом (см.) 2 и автоматическим клапаном 3; клапан автоматически открывается при сверхдавлении внутри оболочки выше ~ 14 мм водяного столба. При расширении до этого предела газ вытесняет воздух из баллонета. На оболочке имеется апендикс 4, для наполнения оболочки газом, с й=0,5 м; через него возможен и вход в оболочку для ремонта ее; по наполнении оболочки апендикс завязывается. Разрывное приспособление 5 помещается вверху А.; им пользуются только в крайнем случае. Органы устойчивости А.: 2 матерчатых стабилизатора 6 и такой же рулевой мешок 7, расположенные на корме под углом в 120° друг к другу, в рулевой мешок через улавливатель ветра 8 входит воздух, поступающий затем в оба стабилизатора и в балле-, нет. На оболочке нашит главный пояс 9, от которого идут привязной такелаж 10, соединяющий А. с привязным тросом и через него - с лебедкой, и подвесной такелаж 11, соединяющий А. с корзиной. Такелаи: состоит из системы т.н. гусиных лапок 12, спусков 13 и строп 14. Материал для них - веревки из пеньки, рами (китайск. крапива), хлопчатой бумаги, льна, редко- шелка; запас прочности не менее 12-15. Привязной трос стальной, плетеный, диаметром 5-7 мм и весом ок. 150-200з на In.м, включая сюда и телефонный кабель, обычно из трех изолированных проводников; сопротивление троса на разрыв 3 ООО-4 000 ?сг. А. Како поднимается с одной или двумя корзинами; возмож;ная высота подъема- 1 200-1 500 м с двумя наблюдателями и 1 800-2 ООО л* с одним. В Италии имеются А. системы Аворио-Прассоне АР с оболочкой почти сферической формы; дает хорошие результаты в местах с редкими ветрами. Объем 900 м, общий вес 450 кг. В последнее время за границей строятся так наз. расширяющиеся А., т. е. А., изменяющие свой объем вследствие способности оболочки растягиваться. Эта растяжимость, если она упруга, позволяет, сверх того, устранить баллонет и клапан, что значительно



облегчает А. Таким А., изменяющим свой объем с 280 до 500 м, предназначенным для метеорологических исследований, достигнута высота 5 ООО м.

Силы, действующие на поднятый привязной А. (фиг. 3): свободная подъемная сялаР газа, заключенного в оболочке, направленная вверх, натяжение троса Ттр., вес А., корзины и грузов, в ней находящихся,-Q, усилие ветра R; последнее разлагается на горизонтальное S и вертикальное N. При равновесии все эти силы находятся в одной плоскости. Разлагая Ттр. на горизонтальную силу Тгор. и вертикальную Теерт. и проектируя на оси координат, имеем:

Тгор. = S (1)

F + N=T +Q. (2)

Сила F приложена к центру объема газа в оболочке (в центре поддержания). А.

находится в воздухе наклоненным своей продольной осью, обычно под углом в 15-18°, к горизонту;для равновесия момент всех сил, взятый относительно центра тяжести А., д. б. равен нулю, что и бывает при таком наклоне оси А. Момент считается положительным, когда он стремится поднять нос А. Равновесие привязного А. при сильном ветре зависит почти исключит, от аэродинамич. сил и моментов; это является иллюстрацией закона: эффект силы поддержания (газа) важен для определения пололсения плавающих тел лишь при очень малых относительных скоростях . Натяжение привязного троса возрастает со скоростью ветра очень значительно; так, например, при скорости ветра в 35 м/ск натяжение троса возрастает в 14 раз по сравнению с натяжением при отсутствии ветра. Если пренебречь силами ветра, действующими на трос при подъеме А., то кривая, образованная тросом, представится в виде цепной линии, что необходимо учитывать при определении потребной длины троса. Как показали опыты, при увеличении скорости ветра


Фиг. 3. Схема сил, действующих на привязной А.

отношение

гор.

меняется незначительно,

вертп.

Т. е. А. (при умеренных ветрах) относится на определенное расстояние и остается на нем, несмотря на то, что ветер усиливается.

Лит.: К о г у т о в И., Змей1совый аэростат и подъемы на нем. П., 1916; М е й с н е р И. И., Змейковый аэростат Како русского изготовления, М., 1922; ПГ а б а ш е в Н. И., Привязное воздухоплавание в военном деле и применение его в России в войну 1914-17 гг., М., 1921; Эбергардт К., Аэронавтика, Б-ка Решен, Берлин-Рига, 1927; Воздушный справочник , Сборник статей по вопросам авиации и воздухоплавания, т. 1. М., 1925; W i d m е г Е m i I, Military Observation Balloons Captive a. Free, London, 1918; Upson. R. a. Chandler C, Free

a. Captive Balloons (Ronald Aeronaut. Library), 3 pts, New York, 1926; B a i r s t о w L., Applied Aerodynamics, L., 1920. H. Лебедев.

АЭРОСТАТИКА, учение о равновесии газов, часть общей гидростатики (см.). Состояние жидкостей характеризуется в 1 идростатике t°, а состояние газообразных тел t° и давлением, т.к. капельная жидкость несжимаема, газообразные же тела поддаются сжатию. Законы А. применяются к аэростатам (см.) управляемым (дирила-блям) и неуправляемым. Вся А., как и гидростатика, основывается на законе Архимеда (см. Архимеда закон), приложимом и к аэростату, к-рый м. б. рассматриваем как замкнутый в оболочке объем газа, погруженный в атмосферу. По закону Архимеда, аэростат не может находиться в устойчивом равновесии в воздушной среде: 1) если его центр тяжести и центр давления не находятся на одной вертикали, и центр тял<ести ниже центра давления и 2) если архимедово давление, зависящее от величины веса газа, больше или меньше веса аэростата и грузов, на нем находящихся. Результирующая давления и веса всей системы и заставляет аэростат соответственно подниматься вверх или опускаться. Источником поддержания аэростата в воздухе является подъемная сила газа, заключенного в оболочке аэростата. Эта сила /г. образуется из разности между уд. весом воздуха de. и уд. весом газа /fz., взятых при одинаковых условиях t° и давления:

fe.= da,-Je. (1)

Полной подъемной силой аэростата F называют подъемную силу газовой массы, содернтщейся в его оболочке, т. е. разницу между весом вытесненного воздуха и весом соответствующего объема газа:

Fa=Wfe., (2)

где W-объем газа в оболочке. Свободной подъемной силой F называют:

F = Fa~Q, (3)

где Q - мертвый вес аэростата. Разница между полной подъемной силой Fa и весом аэростата Q и всех находящихся на нем грузов Q называется сплавной подъемной силой Fjf :

cn..=Pa~iQ+Q)- (4)

Эта сила заставляет нагруженный аэростат подниматься с земли. Аналогичная сила появляется и под действием сброшенного с аэростата балласта (см.). Подъемная сила измеряется в кг; она изменяется в зависимости от изменения условий, характеризуемых давлением и i газа (и воздуха), по законам Мариотта и Гей-Люссака. Изменение давления воздуха с высотой определяется по барометрической формуле Гал-лея и (в последнее время) по ф-лам стандартной атмосферы (см. Атмосфера стандартная). При рассмотрении подъема и спуска следует различать аэростат, выполненный газом, т.е. имеющий оболочку, целиком заполненную газом, от аэростата невыполненного , содержащего внутри оболочки, помимо газа, еще и воздух, заключенный в баллонете (см.). Сферический аэростат, обычно не имеющий баллонетов, наполняется газом



у самой земли, перед отправлением в полет; при расширении газа в оболочке, что происходит от уменьшения давления воздуха при подъеме или от повышения температуры газа (и воздуха), часть газа выходит через открьТый апендикс (см. Аэростат) наружу, в атмосферный воздух. Ча высота Ji, по достижении которой аэростат статически уравновешивается, т. е. когда

ал=д+д, (5)

называется зоной равновесия. Очевидно, что каждой сплавной силе, полученной в результате сбрасывания части балласта, соответствует своя зона равновесия. Высота, соответствуюшая сплавной силе, равной весу всего балласта, взятого в полет, называется высотой Максимальной зоны равновесия или максимальной возможной высотой подъема аэростата при данной нагрузке. Эта высота определяется из условия равновесия на ней:

%]- , (6)

max \ -Ч I

где Q = Q-rQ минус вес взятого в полет балласта, т.е.-постоянная нагрузка, - подъемная сила аэростата на уровне земли (ft=0), Н-постоянная величина, называемая высотой однородной атмосферы {Н 8 ООО м). Из формулы (0) получаем:

Привязные аэростаты и дирижабли обычно у земли и в начале подъема имеют в баллонете некоторое количество воздуха, а потому и являются невыполненными газом; во время подъема аэростата газ расширяется и, не выходя в атмосферу, вытесняет воздух из баллонета; подъемная сила аэростата остается постоянной, равной начальной подъемной силе:

a,= TT/-a,= Tro/; =i, , (8)

ДО того момента, как таз, вытеснив весь воздух из баллонета, займет целиком объем оболочки. Дальнейший подъем происходит как у выполненного аэростата. Перегреванием аэростата называется избыток t° газа над t° окружающего воздуха. В двигающемся дирижабле, вследствие непрерывного возобновления воздуха на поверхности оболочки, это перегревание очень мало; в свободном же аэростате, движущемся всегда по направлению ветра, оно может быть значительно.

Лит.: Жуковский Н. Е., Гидростатика и гидродинамика, М., 1901; Шабский А. П., Теория свободных аэростатов, СПБ., 1912; Э б е р-гардт К., Аэронавтика, Берлин - Рига, 1927; Воробьев А. Г., Механика свободного аэростата, Л., 1924; March is L., Cours daero-nautique, t. 1-3, 1910-12; Warner Edw., Aerostatics, N. Y., 1926; Upson R. and Chandler C, Free and Captive Balloons (Ronald Aeronautical Library), 3 pts. N. Y., 1926. H. Лебедев.

АЭРОТЕРМОМЕТР, термометр, показывающий на расстоянии температуру воды, поступающей из рубашек водяного охла- ждения авиационного двигателя в радиатор. В воздушном флоте Франции применяется А. Фурнье. Он состоит из приемника- металлического цилиндрика, помещенного в трубопроводе водяного охлаждения.

и коробки с механизмом манометра, градуированного на°Ц. Цилиндрический приемник наполнен на две трети жидкостью, кипящей при низкой t°, - обычно хлористым метилом CH3CI или хлористым этилом CjblgCl.

Трубка Бурдона в манометре и капиллярная соединительная трубка заполнены смесью глицерина. Манометр, измеряющий давление в А. Фурнье-абсолютный, так как трубка Бурдона находится в герметически закрытом коробе манометра. А. системы Foxboro, распространенный в Англии,- аналогичной конструкции, но имеет негерметически закрытый короб манометра.

Лит.: Немчинов в. Г., Авиационные приборы, Москва, 1926.

АЭРОТРАНСПОРТ, см. Воздушный транспорт .

АЭРОФОТОГРАММЕТРИЯ, имеет задачей получение планов местности по фото-графич. снимкам с самолета или аэростата (см. Аэрофотосъемка). Методы А. молшо разделить на две основные группы. К первой группе относятся методы, в которых главной основой камеральных работ над снимками слул-гат проективная геометрия и основанные на правилах последней специальные оптические и механические приборы (фототрансформаторы, пантографы-трансформаторы). Ко второй группе можно отнести метод стереофотограмметрический, при котором пользуются двумя снимками местности, полученными с разных пунктов пространства и обрабатываемыми в спец. оптико-механических приборах, основанных на эффекте стереосконическ. зрения (стерео-планиграф, автокартограф и др.). Первый метод, проективный, применяется гл. обр. при контурной аэросъемке (без нанесения рельефа). Если в момент экспозиции с самолета фотопластинка была строго горизонтальна (онтическ. ось фотокамеры-вертикальна), то аэроснимок при равнинной местности представит фотоплан местности с численным масштабом MflH, где f- фокусное расстояние фотокамеры и Л-высота полета (фиг. 1). Иа практике, вследствие колебаний самолета, оптическая ось фотокамеры б. или м. отклоняется от вертикали, при чем величина угла W этого отклонения равна 3-4°. В результате такого отклонения огромное большинство аэро-

пластмкка

Т объектив

снимков теряет свои- 7ШшШ7:7Ш!Шшш ство плана; масштаб Фиг. i.

в разных точках такого снимка будет различен, и подобие между контурами местности и их изображением на снимках нарушается. Если все же допустить предел для разницы в масштабе в 0,4%, то имеем следующее условие, при выполнении которого снимок, можно принимать за план:

cos (ос+ 03) COS



1 2 3 4 5 6 7 8 ( 9 ) 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148