Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 ( 78 ) 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

нижний рабочий котел соединен с компрессором, поддерживающим в нем давление около 3 atm, верхний-служит воздушным шлюзом, проводящим бетонную массу в рабочий котел и обеспечивающим так. обр. непрерывное действие. Сжатый воздух увлекает сухую смесь цемента с песком по рукаву к соплу, куда по другому рукаву доставляется вода. Из сопла Б. выбрасывается на покрываемую им поверхность. По За-лигеру, рукав, доставляющий смесь, может быть выведен на 200 ж в длину и на 100 лг в вышину и может обладать любой кривизной. Прысковой Б. способен сильно сцепляться со старым бетоном, хорошо обволакивает арматуру и дает плотную и прочную массу, достаточно водонепроницаемую при толщине в 3-4 см.

Опалубка, придающая Б. требуемую форму, делается обычно деревянная; она д. б. прочна, жестта и устойчива, не поддаваться влиянию трамбования или распору от жидкого Б. Перед бетонированием опалубку необходимо очистить от щепы и мусора и смочить. Готовые бетонные конструкции необходимо в первое время защищать от быстрого высыхания, покрывая их рогожами и поливая водой. Для бетонных перекрытий защитой может служить слой песка, поддерживаемый во влажном состоянии. Если бетонная кладка имеет каменную облицовку, то эта последняя и слулшт формой, наполняемой бетоном по мере возведения. Для хорошей связи между Б. и облицовкой таковую укладывают логом и тычком. При опалубке внутренняя поверхность ее смазывается жидким мылом или минеральным маслом, чтобы избежать прилипания Б. к дереву. Иногда в облицовочный Б. добавляют еще красящие вещества для придания ему вида естественного камня; лучше всего такой вид достигается путем насечки Б. после его затвердения, употребляя для окраски тонко перемолотый цветной известняк.

С развитием бетонного строительства понадобилось точное изучение и опытное исследование механических свойств Б. Вначале довольствовались испытанием Б. на сжатие, чего часто бывает достаточно для суждения о качестве материала, т. к. в бетонных сооружениях, не снабженных арматурой, следует избегать скалывающих и растягивающих нанряжений, к-рые такой Б. плохо воспринимает. Крепость Б. увеличивается с возрастом его, поэтому нормы предписывают определенные сроки для испытания образцов : 28 дней для трамбованного и 42 дня для литого Б. (об испытании Б, см. нюке). Прочность Б. сильно понижается, если он, прежде чем успел значительно затвердеть, подвергся влиянию мороза. Если мороз наступил только через 2 дня после затвердения, в течение которых t° была не ниже -f4°, то прочность В. очень мало уменьшается. Чем раньше, дольше и сильнее действует мороз, тем больший ущерб он наносит прочности Б. Литой Б. чувствительнее к действию мороза, чем пластичный или жесткий. Сопротивление Б. разрыву невелико и достигает лишь 0,1 сопротивления сжатию. От сопротивления разрыву зависит и со-

противление скалывающим напряжениям, так как последние всегда сопроволедаются растяжением в косом направлении, что особенно существенно для железобетонных конструкций (см. Железобетон). Сопротивление скалыванию для Б. и растворов, по Баушингеру, равно 26-29 кг/см при составе 1 :4 и 1 :3 и в среднем равно \/kk, где и к-сопротивления Б. слттию и растяжению. Определение модуля упругости для бетона понадобилось впервые при постройке больших бетонных сводов. К. Бах описа.п свои исследования упругости бетона в Ztschr. d. VDI за 1895-97 гг. Им исследованы полная, остаточная и упругая деформации (при сжатии) и найдена зависимость между относительным укорочением £ И напряжением о для встречающихся на практике напряжений, известная под названием потенциального закона : еат -, где т> 1. По Баху, для Б. состава 1 : 2,5 : 5

298 ООО

В Практических .расчетах этой формулой не пользуются вследствие ее сложности. Модуль упругости, зависящий, как и сопротивление, от состава В., количества воды, возраста и т. д., на практике считается постоянным; в действительности, чем больше сопротивление сжатию, тем больше модуль упругости. Модуль упругости Б. при растяжении хорошо изучен только после развития железобетонного дела. По исследованиям фирмы Вейс и Фреитаг и Германской комиссии по железобетону, оба модуля упругости (при слатии и растяладнии) уменьшаются с увеличением напрялений, т. е. относительные изменения длины в Б. растут скорее напрялсений.

В., как и цемент, м. б. окрашен снаружи только тогда, когда он xoponio схватился и высох. Для окраски Б. идут глав. обр. смоляные и асфальтовые составы. Молшо также окрашивать Б. масляными красками и даже спиртовым лаком, сделав подготовку из льняного масла и молотого свинцового сахара. Масляная краска м. б. полезна для резервуаров. Рекомендуют окрашивать бетонные изделия красками на Лчидком стекле (1 ч. краски в порошке и 3 ч. лсидкого стекла при плотности 33° Вё). Жидкое стекло укрепляет оболочку Б. и придает ему водонепроницаемую, блестящую, стекловидную поверхность.

Испытание Б. Испытанием Б. молшо определить его сопротивление механич. усилиям, водонепроницаемость, сопротивление стиранию, постоянство объема, отношение к переменам t и к химич. воздействиям. Для испытания изготовляют (желательно на месте работ) сцециальные образцы. Материалы, пропорпия, консистенция (количество воды), приемы изготовления образцов должны соответствовать или действительным условиям производства работ, или же установленным нормальным техническим условиям. На результаты испытания при данном составе В. влияют: возраст образцов, способ приготовления и хранения их, количество употребленной для затворения воды и т. д. Т, к. при укладке Б. на постройке часть



воды вытекает через щели опалубки или впитывается досками, то литой и очень пластичный Б. в сооружении крепче, чем в образцах бетона, изготовленных в непроницаемых формах. Б. мащи1того изготовления крепче Б., изготовленного ручным способом (по Баху, на 6,5-8,3%). Чем скорее после затворения водой Б. уложен на место, тем больше его крепость. Бетон для образцов молено приготовлять в машине Гюфера (фиг, 6), в которой перемешивание производится двумя мешалками в вертикальном цилиндре. Механическое сопротивление Б. определяется, по нормам, испытанием бетонных кубиков на сжатие. Такое испытание является обязательным:

1) для всяхеого рода железобетонных работ, если объем массы Б, превышает 250 м,

2) для особо ответственных соорулсений любого объема (мосты, плотины) и 3) в случае применения Б. не нормального состава и качества. Образцы изготовляются в виде кубиков, размерами 30 см (нормальные) и 20 см (уменьшенные) в стороне. По опытам

Баха,сопротивление цилиндрическ. (или призматических) образцов с высотой, равной четырекрат-ной величине диаметра (или стороны) поперечного сечения, составляет 80 % от сопротивления кубиков. Кубики, выпиленные из готового сооружения, дают в среднем такое же сопротивление, как специально приготовленные. Формы рекомендуются разборные металлические с насадкой для удер-


Фиг. 6. Мешалка системы Гюфера.

жания запаса Б. при трамбовании и для направления трамбовки. При употреблении деревянных форм нуж;но принять меры против коробления и разбухания дерева (обивка изнутри оцинкованным н<;елезом). Трамбованный Б. укладывается в два слоя при 20-сж кубиках и в три слоя при 30-см. Вес трамбовки 12 кг; площадь основания 12x12 см; высота падения 25 см. Число ударов должно соответствовать применяемому на работах (приблизительно 32 удара на каж;дый слой 20-см кубика и 72 удара на слой ЗО-сж кубика, что соответствует 1 кгм работы на 100 г смеси). Литой В. наливают в форму и уплотняют помешиванием, постукиванием по форме и осаживанием Б. в углах трамбовкой. Если поверхность давлергая на образцах не вполне правильна, таковую выравнивают тонким слоем цементного раствора не позже чем за 8 дней до испытания. Боковые стенки снимают через 24 часа при трамбованном и через 48 ч. при литом Б. Образцы следует сохранять в достаточно влажном состоянии до самого испытания. Срок испытания-28 дней для трамбованного и 42 дня для литого В. Испытание кубиков разрешается, по нормам, произ-


Фиг. 7. приспособление для испытания на изгиб железобетонной балочки.

ВОДИТЬ на месте работ при наличии пресса, позволяющего с достаточной точностью определить временное сопротивление. Машины для испытания материалов - специальные машины изготовляет завод Augsburg- Nurnberg, Amsler - Laffon -Schafhausen и ряд др. Эмпер-гер рекомендует на месте работ испытывать н а изгиб железобетонные балочки, армированные так, чтобы разрушение их произошло только от раздавливания Б. На фиг. 7 показано приспособление для такого испытания: нагрузка на образец Р = 133,3W. Если обозначить сопротивление В., полученное при испытании кубиков на сжатие, через о, а через а сопротивление такого же Б., полученное при испытании балочек на изгиб, то, по

Петри,- равно 1,76-1,71. Испытания на

разрыв, на изгиб бетонных балочек и на скручивание (скалывание) не имеют непосредственного практического значения. Ряд опытов дал следующ. соотношения между сопротивлениями сжатию (Т, растяжению Cg, изгибу и чистому скалыванию г: aj = 16вг = 8ajg = Stq. Постоянство объема и влияние t° зависят гл. обр. от свойств раствора (см. Испытание растворов). Новейшими точными измерениями определен коэфф. температурного расширения Б. от 0,0000099 до 0,000010. При твердении на воздухе бетон вначале разбухает, а потом, до конца процесса затвердевания, сокращается. При твердении под водой бетон разбухает. Испытание на сцепление Б, с лселезом производится выдергиванием железных прутьев из железобетонного образца или изгибанием образцов и измерением относительного смещения концевых сечений железа и бетона. Роланд считает сцепление явлением механич, характера. Водонепроницаемость иснытывается на полых образцах (трубы) нагнетанием воды в них до онределеиного давления, или на чашевидных образцах простым наполнением их водой, или, наконец, на плоских плитках с примазанным к ним стеклянным бездонным цилиндром, наполненным водой; тонкий слой масла защищает воду от испарения во время опыта. Сопротивление стиранию иснытывается при помощи круга стирания или пескоструйного аппарата.

Лит.: Эвальд В. В., Строит, материалы, изд. 11, Л., 1926; Федорович 0. М., Каменные работы, М., 1923; .Л а х т и н Н. К. и К а ш к а р о в Н. А., Н{елезобетон, М., 1926; Лолейт А. Ф., Курс железобетона для строит, техникумов, М.-Л., 1925; 3 а л и г е р Р., Железобетон, М., 1927; Упр. Моск. Губ. Инж., Временные технические условия и нормы для проектирования и возведения железобетонных сооружений, Москва, 1925; О aye J., Der Gussbeton, Berlin, 1926.



Роко

Торонто

40Г) С

(ZZ5

*---50---1

Рациональный

*=---54----

Ливчак

21,3 L

00(00 ОО ОО

<г---53,3---

БЕТОНИТ, пустотелые бетонные камни для постройки гражданских сооружений. Б. изготовляется на месте работ с помощью металлич. или деревянных станков. Для формовки Б. на дно станка кладется деревянная подкладка, с выпиленными в ней отверстиями по форме станка, слулащая для выталкивания из формы Б. По набивке формы бетоном выталкивают из нее Б. и на подкладке относят его на стеллаж для твердения. Стеллажи устраивают иод навесом. Изготовленные камни поливают в течение 7 дней водой. Для изготовления Б. употребляют гл. обр. бетон следующих составов: 1) с гравием или кирпичным щебнем, состава 1:3:4; 2) из шлака, состава 1:3:4 до 1:4:8, где в первом случае 1 часть

цемента, 3 части

мелкого шлака и 4 ч. крупного, а во втором - 1 часть цемента, 4 части мелкого шлака, 8 частей крупного. При тощих бетонах добавляют 10 %-ное известковое молоко. Бет. камни имеются различных систем, из них главные показаны на фиг. Кроме Б. этих систем, с 1926 г. инж. Прохоровым изготовляется Б. с большим количеством воздушных прослоек в одном камне (от 3 до 5), названный им многослойным . Высота Б. в большинстве случаев 20 см. Для изготовления 100 штук Б. требуется в среднем 3 рабочих дня (1 каменщик и 2 рабочих). Для постройки жи.тых зданий употребляют Б. с воздушными прослойками, изготовленный из шлакобетона, как менее теплопроводного материала. Коэффициент теплопроводности шлакобетона А; = 0,245 почти в три раза меньше, чем у бетона из кирпичного щебня, для которого Л=0,72. Воздушные прослойки еще больше понижают коэфф. теплопроводности Б. Воздушная прослойка в 10 см имеет коэфф. теплопроводности 0,07. Для уменьшения циркуляции воздуха в пустотах В., ширина которых значительна (Торонто, Роко), воздушные камеры засыпают шлаком или другим изолирующим материалом неорганич.

Табл. 1. - Формулы для расчет

--45---

происхождения, во избежание загнивания его. Построенные в Подмосковном каменноугольном районе жилые дома из Б. системы Роко и Торонто с засыпкой воздушных камер шлаком дали весьма хорошие результаты. Стены из бетонита кладут толщиной в 1, 1 и 2 камня. Снаружи здания стены из Б. обязательно штукатурят или затирают цементным раствором. Стены, выложенные из Б. в 1 камня, менее теплопроводны, чем кирпичные стены в 2 кирпича. В виду недостаточной крепости Б. большие здания строят каркасной железобетонной системы, а Б. слулшт лишь для заполнения промелутков и в качестве хорошего изоляцион. материала, ф. Труеов.

БЕТОННАЯ МОСТОВАЯ, см. Дороги.

БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗНЫЕ СВАИ. При расположении грузных соорулений на слабых грунтах является потребность в предварительном укреплении самого грунта, что достигается путем внедрения в такой грунт на некоторую глубину посто- ,

роннего тела - сваи. По фи-зическ. свойству непроницае- -уд мости тел свая, погружаемая в грунт, вытесняет собою некоторый объем этого грунта, который, распределяясь в пустотах естественной залежи его, создает в последнем область уплотнения вокруг боковой поверхности сваи. Эта область уплотнения (фиг. 1) может быть построена геометрически, если только известны значения $ и s:

где С - коэфф. вытеснения грунта. По опытам Штерна, фиг. 1. для песка = 1,59, для глины С = 1,96, для насыпного песчаноглини-стого грунта = 1,02. Зная величину д ширины области уплотнения, можно определить, на каких взаимных расстояниях пульно расставить сваи так, чтобы пространство грунта между ними было уплотнено до желаемого предела, и т. о. регулировать степень сопротивляемости грунта. Расчет отдельно стоящей сваи м. б. произведен статич. или динамич. способами. Статич. способ дает такие значения сопротивления сваи: а сваи статическим способом.


Сопротивление

Свая цилиндрическая

Свая коническая

острия К. 1 ,A.b+2h

Ствола R

cos et, \ 2 3 / + .-A.g.(.+j).COS ..g,.,..(- + tip)

Полное временное R

Полное допускаемое ! мкл



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 ( 78 ) 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148