Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 ( 67 ) 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

кетон; получается из хлористого бензоила (3 ч.) и бензола (3 ч.) в растворе сероуглерода (3 ч.) в присутствии безводного хлористого алюминия (4 ч.) или путем сухой перегонки калиевой соли бензойной кислоты (при 190-210°). Б. образует большие ромбические кристаллы с Гпл. 49°, Гкип. 306° и уд. вес. 1,0976; Б. нерастворим в воде, легко растворяется в спирте, эфире и ледяной уксусной к-те. Б. служит для приготовления многих лабораторных химическ. препаратов.

БЕНЗОФЛАВИН, основной акридиновый краситель (см.),

БЕНЗОФОРМОВЫЕ КРАСИТЕЛИ, субстантивные красители, выпущенные фирмой Ф. Байер в 1912 году; они обрабатываются после крашения формалином, вследствие чего окраски становятся прочными к мытью, щелочам, уксусной кислоте и трению. Применяются для крашения пряжи и трикотажных изделий, где успешно конкурируют с проявительными красителями. Сюда относятся Б. к.: красный 2GF, оранжевый G, желтый R, синий 2BL, фиолетовый В и др. См. Азокрасители, Красящие eev/,ecmea синт&т.ические.

БЕНЗОХИНОН, см. Хиноны.

БЕНТОНИТ, жирная на ощупь глина, содержащая большое количество щелочей и щелочно-земельных металлов, благодаря чему имеет способность омылять яшры и поглощать их. По химич. составу Б. представляет соединение типа

bjOa-RO-5SiOj. 5-бНгО,

где под R2O3 разумеется AI2O3 и FegOa, а под R0 - СаО, MgO, FeO и щелочи. Главное применение - в бумажном и мыловаренном производстве, при обработке кожи; частично применяется при очистке нефти. Характерна способность мылиться в морской воде, благодаря чему разность, называемая каффекеллитом, применяется в Крыму для приготовления специального мыла кил . В Союзе ССР встречается на Кавказе - в Грузии; в Крыму - ок. Симферополя; в Московской губ. - Г.Гжель. Однако до сего времени на этот ценный продукт обращалось очень мало внимания, и почти нет обследования ни залежей Б. в СССР, ни его технологического применения.

БЕРБЕРИН, CgoHigNOg, алкалоид, находится в корне растения Berberis vulgaris, распространенного по всей Европе и Индии. Для получения Б. корни экстрагируются водой; водный экстракт упаривается и вновь экстрагируется кипящим спиртом. Спирт отгоняется, и из сиропообразного остатка через несколько дней выкристаллизовывается В., очищаемый перекристаллизацией. Б. является производным хинолина и единственным природным красителем, содержащим азот; красит шелк и колу в желтый цвет.

БЕРГАМ ИОЛ, СюН-СООСНз, уксусный эфир линалоола, служит заменой бергамотного эфирного масла (см.). Получается ацетилированием линалоола из масла ли-налое или кориандрового.

БЕРГАМОТНОЕ ЭФИРНОЕ МАСЛО получается из корок плодов Citrus berganiia Risso выжиманием, для чего применяются специальные механич. приспособления (см. Эфирные масла). Отгонка с водяным паром

дает лишь низкие сорта масла. Б.э.м. представляет собой жидкость, окрашенную незначительной примесью хлорофила в зеленый или желто-зеленый цвет и обладающую характерным запахом, обусловленным содержанием 35-42% уксусного эфира линалоола. Помимо того в масле находятся лимонен, линалоол и бергаптен. Б. э. м. часто фальсифицируется прибавкой слолсных эфиров (напр. лимонной, янтарной, фталевой и др. к-т); оно находит широкое применение в парфюмерии (одеколон) и мыловаренной промышленности. Производство Б. э. м. сосредоточено на юге Италии (Калабрия, окрестности Реджио) и на острове Сицилия (Мессина), где вырабатывается ежегодно до 250 ООО кг. Потребность СССР, около 10 ООО кг, покрывается исключительно ввозом; надо полагать, что добыча Б. э. м. станет возможной в Адлсаристане.

БЕРГМАНА ТРУБКИ, полые трубки из спирально скрученных бумажных полос, пропитанных одним из углеводородов с высокой t°vji. Трубки бывают с латунной, оцинкованной или стальной оболочкой или вовсе без оболочек. Употребляются в качестве изоляционного материала для прокладки проводов при электрической проводке внутри помещений. Для облегчения прокладки проводов трубки делаются не длиннее 3 м. Соединение трубок производится металлическими муфтами; при ответвлениях применяются ответвительные коробки и ответви-тельные зажимы. Для плотной пригонки трубок к стене их сгибают специальными клещами. Трубки прокладываются поверх штукатурки и под штукатуркой в приготовленных в 1шадке каналах. См. Установочные материалы.

БЕРГРЕНА СПОСОБ, производство цемента из мела и глины, при котором мел и глина непосредственно из карьеров в определенных пропорциях поступают в вальцовки для размельчения, увлажняются и прессуются в кирпичи. Этот способ дает удовлетворительный цемент при применении чистых и мягких сортов мела и глины. В Союзе ССР этот способ применяется на заводе в Дяткове Брянской губ.

БЕРДО, гребень, зубья которого сделаны из металлических, б. ч. стальных, пластинок, закрепленных между двумя парами полуцилиндрических деревянных брусочков, называемых сволочками . Зубом берда считается просвет между двумя соседними пластинками. Б. различают по номерам, при чем номер определяется удвоенным числом зубьев на единице д.тины. Располагаются пластинки в большинстве случаев параллельно друг другу и в одной плоскости; для специальных тканей расположение иногда делают нак.тонным или волнообразным. В каледый зуб Б. чаще всего пробирают две нити, реже - одну, три и больше. На ткацком станке Б. располагает основные нити на определенное расстояние друг от друга, прибивает уточину и направляет челнок. См. Ткацкое производство.

БЕРЕГОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ назначается для борьбы с быстроходными кораб.лями неприятельского флота, вооруженными могущественной артиллерией, и защищенными



броней. Б. а.-та часть воорунсення приморской крепости, к-рая сооружается со стороны моря в виде береговых батарей. Б. а. в борьбе с флотом действует совместно со своим флотом; в состав ее входят: а) б а-тареи дальнего боя, ведущие борьбу с флотом, на дальних дистанциях, доходящих до 20-30 км; они вооружаются дальнобойными пушками калибром 30 - 40 см, устанавливаемыми по возможности в броневых башнях и располагаемыми выдвинутыми вперед к морю и на о-вах; б) гаубичные батареи, назначаемые для стрельбы по палубам кораблей с более близких расстояний и вооружаемые 27 - ЗО-сл* гаубицами; такие батареи располагаются на выдающихся в море участках и на островах, по возможности на закрытых позициях; в настоящее время работают над вопросом замены гаубичных батарей батареями дальнего боя, для чего дальнобойные пушки д. б. снабжены уменьшенными зарядами; в) батареи ближнего боя ведут оборону входов и узких фарватеров и действуют по мелким судам (миноносцам, минным катерам), не допуская их к берегу; пушки калибром около 15 см располагаются на открытых установках; г) батареи специального назначения - для обстрела минных заграждений, узких фарватеров, противоштурмовые и пр. батареи, должны применяться к местности и маскироваться. По своему устройству береговые батареи бывают: бронебашенные, весьма совершенные и дорогие, бр о неказематные - устаревший тип, открытые. Во время дарданельской операции англо-франц. флота турецкие открытые батареи были побеждены, но операция не имела успеха и была прекращена вследствие стрельбы закрытых турецких батарей; поэтому теперь выдвинуто онределенное требование-скрывать В. а. от взоров противника, по крайней мере до первого выстрела. Кроме того, в виду действия воздушного флота (бомбардировщиков), особое значение для Б, а. приобретает маскировка.

Установка и стрельба береговой артиллерии по существу очень сложны, но выполнение стрельбы стремятся значительно упростить путем механиизации работы у орудия и управ.яения огнем. в. Руппвнйт.

БЕРЕГОВОЙ БРУС, см. Мауерлат.

БЕРЕГОВОЙ ЛЕЖЕНЬ, см. Мауерлат.

БЕРЕГОВЫЕ ДАМБЫ, земляные валы, устраиваемые по берегам рек и морей для предохранения низменностей от затопления при паводках и во время прилива.

I. Речные Б. д. Речные В. д. бывают затопляемые и незатопляемые. Первые защищают лежащие за ними низменности от затопления летними паводками и называются летними дамбами. Верх летних дамб располагается ниже горизонта весенних дамб, и весной они затопляются. Для предохранения местности от затопления весенними водами устраивают зимние дамбы, верх которых располагают выше самого высокого горизонта весенних вод. Незатопляемые дамбы совершенно прикрьшают лежащую за ними местность от наводнения. Эти дамбы значительно дороже затопляемых,


и, кроме того, при полном прекращении доступа весенних вод прекращается отложение весенних наносов, содержащих иногда значительное количество илистых и органич. частиц, способствующих плодородию почвы. При встрече с притоками дамбы приходится прерывать для пропуска притока, а для того, чтобы не допустить затопления по притоку, устраивают дамбы и по берегам притока (фиг. 1). При установке Б. д. необходимо прежде всего удовлетворить требованию безопасного пропуска весенних вод между дамбами, а затем желательно, чтобы дамбы по обоим берегам шли приблизительно параллельно друг даугу, избегая внезапных сужений и расширений. В криволинейных участках расстояние между Б. д. следует несколько увеличить по сравнению с прямолинейными. Для безопасности дамб нужно, чтобы они отстояли на достаточном расстоянии от верхней бровки русла. В особенности это важно у вогнутых берегов, где наблюдается усиленный размыв. При проектировании Б. д. доллсно принимать в соображение следующее: а) Давление воды. Для того, чтобы дамба не могла сдвинуться под

Фиг. 1.


давлением воды, вполне достаточно, чтобы ширина ее по подошве была равна или больше учетверенной высоты, б) Возможность осадки дамбы при слабом грунте. Для устранения этой опасности приходится увеличивать ширину дамбы по низу, чтобы уд1еньшить давление на единицу площади основания, в) Фильтрация воды через тело дамбы и под основанием ее. Для уменьшения явлений


Фиг. 3.

фильтрации через дамбу необходимо применять грунты с достаточным содержанием глины; если по местным условиям имеются только чистопесчаные грунты, то необходимо устраивать в теле дамбы водонепроницаемое ядро (фиг. 2); еще лучше устраивать водонепроницаемый слой по напорному откосу дамбы (фиг. 3). Весьма серьезное внимание следует уделять надлежащему



БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ

сопряжению дамбы с основанием. В типах дамб, показанных на фиг. 2 и 3, это достигается устройством шпоры (зуба, замка), доходящей до водонепроницаемого грунта. В дамбах без водонепроницаемого ядра следует при назначении очертания профиля соблюсти условие, чтобы линия депрессии (подробнее см. Земляные плотины) не выходила из профиля (фиг. 4).

1\В.В.

0,6л..?

, ,2.5-4.0л


Фиг. 4.

г) Опасность подмыва со стороны реки. Особенно опасность подмыва угрожает на криволинейных участках у вогнутых берегов. Для уменьшения этой опасности откос, обращенный к реке, делают более пологим и укрепляют дерновкой или далее мощением, если есть опасность повреждения его .ледоходом, д) Действие волнения. Во время широких разливов весенних


Фиг. 5.

вод и сильных ветров может возникать значительное волнение. Для устранения опасности размыва волнением необходимо применять более сильные укрепления откосов в пределах волнения, е) Действие роющих животных и влияние растите.л ьности. Особенный вред могут принести дамбам кроты; проделываемые ими ходы

2. Морские Б. д. сооружаются на берегах морей и в устьевых частях рек, впадающих в моря, и предохраняют лежащие за ними низменности от затопления морскими водами во время приливов. Для достижения этой цели верх морских дамб устраивают выше отметки горизонта самого высокого прилива, увеличенной на высоту волны для того, чтобы не могло быть перелива через верх дамбы. При устройстве морских дамб больше всего приходится считаться с силой волнения, так как именно волнение чаще всего прорывает дамбы. Для ослабления действия во.лнения


Фиг. 6.

необходимо располагать дамбы на достаточном расстоянии от морского берега, чтобы между дамбой и берегом была полоса земли шириной ок. 150 м, а при неблагоприятных условиях до 300 м. При наличии такой прибрежной полосы волнение достигает дамбьа уже в значительной мере ослабленным. С целью лучшего сопротивления действию волнения откос дамбы, обращенный к морю, делают возмолсно более пологим и соответственно укрепляют, В зависимости от силы волнения залолеение наруж;ного откоса дамбы делают от 3 до 10 высот. В верхней части, выше горизонта наиболее часто повторяющихся приливов, откос укрепляют обычно дерновкой, а ниже этого горизонта i приходится применять более надежное укрепление-каменную или иную одежду. Ширина морских дамб по верху делается достаточной для проезда, т. е. 3-4 м, чтобы можно было подвозить материал, необходимый для ремонта дамб. В тех случаях, когда по дамбе прокладывается проезжая дорога общего пользования, ширину проезжей части делают в 6-8 м. В таких

Еурх-.пр.-*-3.50


Фиг. 7.

являются готовыми путями фильтрации. Для избежания этой опасности не следует применять для насыпки дамб растительную землю. Деревья своими корнями таклсе разрыхляют тело дамбы и облегчают путь фильтрации, поэтому не следует обсаживать дамбы крупными деревьями. Возвышение дамб над самым высоким горизонтом делают от 0,6 до 1,5 jh. Т. к. земляные дамбы после возведения дают б. или м. значительную осадку, то им придают нек-рый запас высоты. Ширина дамб по верху делается обычно достаточной для проезда (2,5-4,5 м), хотя бы и не предполагалось использовать дамбу для постоянного проезда. Через нек-рое расстояние по длине дамбы делают по ее откосам съезды (фиг. 5).

случаях дорогу обычно располагают на внутренней берме, по внешнему краю к-рой идет-валик шириной 1,5 м, который и образует гребень дамбы. На фиг. 6 и 7 показаны наиболее характерные типы поперечных сечений морских дамб.

Лит.: г а р б е Г., Дамбы (земляные валы), СПБ., 1882; Е п g е 1 S Н., Handbuch d. Wasserbaues, Б. 12, Lpz., 1922. К. Акулов.

БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ, речные постоянные предостерегательные знаки, устанавливаемые по берегам для указания обстановки фарватера судоходных рек. С наступлением меженнего времени является нужным не только указывать границы фарватера баканами (см.), но и ставить перевальные столбы большой высоты д.ля указания



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 ( 67 ) 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148