Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 ( 47 ) 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148


Фиг. 3. Поперечный разрез через головную часть сухого дока с сооружениями для откачивания воды.

чем на некотором расстоянии от ткани натягиваются нити, которые каждая уточина должна обогнуть при перемене направления движения. Для выработки Б. на штучных товарах - шалях, пледах, платках и т.п. - нити основы и утка остаются на некотором расстоянии незатканными и затем скручиваются или связываются по несколько нитей машинньпл или ручным способом.

БАХТАРМА в кожевенном производстве, мездренная поверхность- мездра , мязд-ра -нижняя поверхность кожи или шкуры. Кровяная Б.-признак шкуры больного или палого ливотного; осклизлая Б.- признак недостаточной солки соленой шкуры. Отделка на Б.-прием, применяемый для отделки в случае порченого липа кожи.

БАХЧЕВОДСТВО, отрасль растениеводства, имеющая дело с культурой растений семейства тыквенных - арбузов, дынь, тыкв. Огурцы, принадлежащие к этому же семейству, но требующие, кроме большого количества тепла, также высокого содержания влага в воздухе и почве, не следует относить к бахчевым культурам. Б. в СССР занимает первое место на земном шаре как по размеру занятой площади, так и по качеству продукции. Площадь под бахчевыми культурами в СССР близка к 1 ООО ООО га. Северная граница Б. проходит через Подо лию, Киев, Тамбов, Оренбург. Любопытно отметить, что по продолжительности и сумме тепла Подолия значительно превосходит не только Тамбовскую и Самарскую губ., но и более южные губернии нашего Поволжья, тем не менее бахчевые культуры на юге Украины удаются хуже, чем в Поволльи. Причиной этого является то, что бахчевые культуры не столько требовательны к продолжительности тепла (период роста арбузов и дынь, смотря по сортам, 100 -120 дней), сколько к напряжению тепла и известной сухости воздуха. В дождливое лето в Донском бассейне и на Кубани бахчевые культуры не вызревают; они идут в ботву, плохо завязывают плоды, а завязавшиеся становятся толстокорыми и малосахаристыми. Б. связано с наличием свободных земель. Дыни и арбузы предъ-

являют высокие требования к почве, гл-обр. к ее структуре, что, очевидно, находится в связи с водными свойствами почв. Целинные и залежные (4-5-летняя за-лель) почвы являются лучшими для культуры арбузов и дынь. Хорошо проницаемая подпочва, из к-рой бахчевые растения черпают запасы влаги при помощи своей мощно развитой корневой системы,-cлeдyющee непременное условие успеха культуры. Значение бахчевых культур в условиях нашего засушливого Ю. и Ю.-В. огромно.

Лит.: ЛогиноеГ А., Промышл. бахчеводство Камышинского района, Сел. хозяйство и лесоводство , т. 217, 4, стр.63, СПБ., 1905. В. Эдельштейн.

БАША-КАУЧУК, каучук хорошего качества, бразилианский сорт, из растения Hancornia; при промывке теряет 18%. На рынок поступает в виде больших неправильной формы кусков и комьев.

БАШЕННЫЕ ОХЛАДИТЕЛИ для охлаждения теплой конденсационной воды воздухом применяются при недостатке воды для конденсации. Вытяжные башни, создающие тягу за счет разности удельн. весов влажного теплого воздуха внутри башни и более сухого и холодного атмосферного воздуха, строятся деревянные, железные или бетонные. Для сильного охлаждения при недостатке места охлаждающий воздух подается вентилятором. Для раздробления воды в градирне применяют деревянные решетки, пучки хвороста, гончарные или изогнутые из железных пластинок трубки. Резервуар для охлаждающей воды чаще всего строят из бетона. Градирни располагают вьппе или ниже уровня земли.

Лит.: Шмидт К., Конденсация паровых машин и паровых турбин, СПБ., 1912; Вейс Ф., Конденсация, пер. с нем., М., 1903.

БАШЕННЫЕ Ч АС Ы, заводные механизмы с часовыми и минутными стрелками, боем, музыкой и разного рода автоматами, устанавливаемые на высоких башнях для обслуживания населенных районов. Возможные особенности: 1) крупные размеры (напр. на башне Madison Square в Нью-Йорке Б. ч. установлены на уровне 25-го этажа, при чем циферблат покрывает 3 этажа); 2) наличие



чаще всего нескольких щ1ферблатов, обращенных в разные стороны, при чем все стрелки приводятся в движение от одного механизма при помощи коническ. зубчатых передач; 3) колокольный бой; 4) музыкальный перезвон каждые четверть часа и 5) установка автоматов с появлением фигур и т. п. Краткая история Б. ч. наглядно представлена в Мюнхенском музее. См. Часовое

производство. д. Малышев.

БАШЕННЫЙ РЕСПИРАТОР, см. Противогазы.

БАШМАК, металлический наконечник, надеваемый на нижний заостренный конец сваи с целью предохранения его от размочаливания и для преодоления сваями попадающихся в грунте препятствий. Б. применяются при забивке свай в плотный, твердый грунт, в к-ром встречаются камни или карчи. Б. делаются железные или чугунные; лелезные имеют пирамидальную форму и в зависимости от числа граней выковываются о трех или четырех лапах с двумя или тремя отверстиями для гвоздей в каждой, которыми и при1грепляются к свае, чугунные - конической формы, укре-плйются помощью заершенного гвоздя, вта-пливаемого в Б. при его изготовлении. Б. в горном деле - см. Бурение.

Лит.: Курдюмов В. И., Материалы для курса строительных работ, выпуск 3-Свайные работы, СПБ., 1911.

БАШМАКИ ТОРМОЗНЫЕ. При сортировке вагонов на станциях паровоз передвигает их с одного пути на другой. Часто для ускорения паровоз не доводит вагон до места, а толкает его после отцепки, и вагон катится один. Для того, чтобы остановка произошла в определенном месте, или для того, чтобы не произошло удара в стоящий подвижной состав, вагон задерлсива-ется при помощи особого приспособления, называемого тормозным башмаком. На сортировочных станциях вагоны ставятся на наклонный путь или толкаются паровозом через горку и оттуда по-одиноч-ке или группами скатываются на те пути, на которые они предназначаются. Для задержки вагонов применяются те же Б. т.

Б. т. устанавливаются (на каждую рельсовую нитку) по направлению к движущемуся вагону или группе вагонов. Колесо накатывается на башмак, упирается в упор и останавливается; по поступательная сила заставляет Б. т. скользить по рельсу. При этом колесо не получает выбоин. Изнашиваемость рельса уменьшается, так как давление распространяется на большую поверхность. При остановке получающаяся отдача заставляет вагон откатиться и сойти с башмака.

Б. т. служат не только для остановки вагона, но и для замедления скорости его. Устраивается приспособление, при помощи к-рого Б, т. на определенном месте сбрасывается с рельса, и вагон, замедленный в движении, продолжает катиться без башмака. Кроме того Б. т. употребляются для подклинки вагона на стоянке, чтобы вагон не мог быть угнан со станционных путей, а также дается кондукторской бригаде, сопровождающей поезд (как правило, кондуктуру на

последнем вагоне), для подкладки под заднее колесо при остановке поезда на подъеме, что обеспечивает вагон от ухода по уклону в случае срыва.

Б. т. бывают различных систем; наиболее распространенным является стальной башмак Бюссинга. Этот башмак состоит из



Башмак тормозной: А-козелок, В - тормозная колодка, С - ведущая полоса, D - болт со шплинтом, Е - ручка, F - пружина.

стальной пластины длиной до 500 мм, на которой устанавливается упор; пластина имеет односторонний или двусторонний свес; при одностороннем свесе имеется с другой стороны приспособление, состоящее из стержня и пружины. Такая конструкция дает возможность Б. т. обхватывать рельс и вместе с тем проходить по стрелкам и крестовинам. Такой Б. т. весит 5-8 кг; Б. т. делают и более упрощенной конструкции. Распространены сплошные литые башмаки, к-рые охватывают рельс двумя лапками; вес таких башмаков до 16 кг. Помимо большого веса, недостаток их тот, что острый конец (т.н. язык) загибается кверху, из-за чего башмак сбрасывает вагон, а язык обламывается. Для устранения этого язык Б. т., сделанный из лучшей стали, отделяется в особую часть, соединяемую с остальной частью башмака шарниром. Рационален тип Б. т. Рязано-Уральской железной дороги; весит он 10-11 кг. Хорошие Б. т. пропускают до 1 000-1500 вагонов.

Постановка Б. т. на сортировочных станциях производится специальными агентами, к-рые называются башмачниками. Каждый башмачник обслуживает один-два (иногда три-четыре) пути. Соответствующими сигналами--звуковьши, световыми, надписями на самом вагоне - указывается, на какой путь должен подаваться вагон. Башмачник в зависимости от скорости движущихся вагонов, количества их и расстояния, накладывает на один рельс один башмак, а в некоторых случаях и на другой рельс -второй башмак. Дело это требует большой сноровки и опыта. Количество повреждаемых вагонов может быть доведено при опытном агенте до 0,1-0,03 вагона на 1 ООО перерабатываемьпс вагонов, м. Федоров.



БАШНЯ ГЕЙ-ЛЮССАКА, см. Серная кислота.

БАШНЯ ГЛОВЕРА, см. Серная кжлота.

БАЯДЕРКА, пестротканная хлопчатобумажная ткань с продольными цветными полосами. Переплетение большей частью саржевое. Расчет различный: основа разноцветная, № 32 или 24, уток белый - № 36, 20, 14 (см. Ткани).

БДЕЛИЙ, камеде-смола из африк. растения Commiphora africana Engl, и других видов Commiphora, содержит ок. 70% смолы и около 29% камеди; в продажу Б. поступает в виде небольших (от 2 ель в диаметре) округлых твердых зерен красноватого цвета, размягчающихся при нагревании. Б. применяется в парфюмерии.

БЕГЕНОВАЯ КИСЛОТА CHXCHJao-COOH, одноосновная к-та лшрного ряда; 1°пл. 84°, t°Kun. при давлении в 60 см 306°; впервые найдена в бегеновом масле (см.), но находится и во многих других растительных маслах; синтетически получается из эруковой кислоты гидрированием ее:

СН,(СН2)7СН: CH(CH2) -C00H-f Hj= =СНа(СНг)з,-С00Н.

Галоидные производные Б. к. имеют широкое применение в медицине; получаются они действием галоидов или галоидоводородных кислот на эруковую или брассидиновую кислоты (монобромбегеновая к-та С22Н43О2ВГ и иодбегеновая кислота си.оз и др.).

БЕГЕНОВОЕ МАСЛО получается из семян тропич. растения Moringa oleifera выжимкой; бесцветное, безвкусное, долго не прогорькающее масло; уд. в. 0,9248, число омыления 196,4, йодное число 116,2. Туземцы употребляют его в пищу и как лечебное средство. В Европе Б. м. употреблялось раньше как смазочное масло в точных инструментах (часах) и при анфлераже (см.); теперь употребляется в парфюмерии для приготовления помад и мазей.

БЕГУНЫ, бегунная чаша, чилийская мельница, употребляются для тонкого измельчения различных материалов (руда, горные породы, древесная масса и др.). Принцип работы - раздавливание и истирание катящимися жерновами.

Существенные части прибора (фиг. 1): чаша i с наружным ко-жухом, цилиндр. втулка 3, представляющая чугунную деталь в которой вращается вал 6; на конце его помещается передаточная шестерня; жернова-бегуны 4, обычно два или три, состоящие из чугунного колеса и стального бандажа, скрепляемого с колесом расклиновкой; втулка колеса делается отдельной и соединяется с колесом расклиновкой или отливается вместе с колесом; каретка 5, соединяющая оси Б. с вертикальным валом 6, приводящим Б. в движение; соединение бегунных осей 7 с кареткой должно допускать некоторое пере-

мещение Б. в вертикальной плоскости и устраивается различными способами; вертикальный вал с нижним (как на фиг.) или верхним приводом.


Фиг. 1.

Загрузка производится или вручную или питателями; разгрузка - через прямоугольные отверстия в стенке кожуха 12, находящиеся на той или иной высоте от дпа чаши (так наз. порог ) и защищенные, хотя и не всегда, сетками с отверстиями различной величины. Измельчение бьшает или сухое или в присутствии воды. Производительность зависит от характера измельчаемого материала, от крупности загрулеаемых кусков, от равномерности загрузки, от степени измельчения, от устройства сеток и высоты порога, от числа и веса бегунов, от радиуса вращения и числа оборотов, от расхода воды (при мокром измельчении). Нии:е приводятся данные, относящиеся к наиболее распространенным в русской практике типам бегунов, а также к бегунам Ewans Waddell и Lane.

Характеристические данные некоторых типов Б.

Наименование

Березовский рудник

Кочкарск. рудн. (Кгпрр)

Waddell

Lane

данных

2-бегун-

3-бегун-

2-бегун-

3-бегун-

6 бе-

ная чаша

ная чаша

ная чаша

ная чаша

гунов

Диам. бандаша в м .

1,98

1,62

1,83

1,49

1,05

Радиус вращ. в jvt . .

1,09

1,09

1,30

0,82

1,53

Число об/м......

31-40

Вес Б. в 7п......

Потребляемая энер-

гия (№) ......

Расчетная произв. в

24 ч.........

18,2

27,3

36,4

Действит. произв. в

24 ч.........

16,7

19,8-27,3

Б. типа Ewans Waddell с большим чистом оборотов имели значительное раснроетра-нение в Америке на крупных з-дах в первое десятилетие текущего столетия, но в настоящее время они почти полностью вытеснены шаровыми мельницами. Быстроходность Б. этого типа является причиной их



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 ( 47 ) 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148