Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ( 17 ) 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

создали вид складов, также называемых базисными в специфически налоговом смысле. Для облегчения производства и возможности сосредоточения товарных запасов в определенном районе разрешается оплата акцизом только реализованной, а не всей хранимой на складах продукции, и с этою целью допускается перечисление акциза с места производства товаров на место их хранения, т. е. на Б. с, находящиеся под акцизным контролем. Право открывать такие Б. с. предоставляется только государственным и кооперативным предприятиям, с разрешения НКФ СССР, если предприятие учреждает Б. с. на территории другой республики; если же Б. с. открывается в пределах той же республики, то с разрешения соответствующего НКФ. Для открытия Б. с. в табачной, махорочной и спичечной промышленности требуется кроме того разрешение ВСНХ и НКТорга. Б. с. спирта и виноградных вин открываются без разрешения НКФ, но с последующей регистрацией в губернском финансовом отделе. См. Складское дело, г. Постников.

БАЗИСОВ ИЗМЕРЕНИЕ. Измерение прибором Струве с металлич. жезлами. Перед началом работ всю линию базиса провешивают, очищают от всяких препятствий, местами выравнивают для наилучшей установки табуретов - подставок для лсезлов. Табуреты и жезлы точно устанавливают по линии базиса теодолитом, к-рый для этой цели центрируют на базисе через каждые 200 м. Первый жезл устанавливают твердым концом над началом базиса (центром) по отвесу и по нитям второго теодолита, к-рый относят в сторону от базиса под прямьпд углом метров на 10. Далее устанавливают все остальные три жезла, мягкими концами вперед. Для точного измерения базиса нулшо знать горизонтальное расстояние между центром (началом базиса) и твердым концом первого жезла, наклон каждого жезла к горизонту, что достигается отсчетами по уровню, отсчеты по фюльгебелю, t° жезлов, число жезлов и остаток до конца базиса от последнего жезла, который измеряют штангенциркулем.

Вычисление базиса. Длина каждого жезла изменяется от t° по формуле: А =А-\-АК [t-t, где А - действительная длина при данной Г; ко-нормальная длина при температуре исследования о; ЛГ-коэфф. расширения материала жезла на каждый градус; t - темп-ра наблюдения. Кроме того, такая длина требует поправки за наклон

. sinl .

к горизонту по формуле: = -А-- г,

где г - угол (в минутах) наклона базиса к горизонту. Далее нужно ввести поправку на показания фюльгебеля, что измеряется на компараторе и зависит от показаний стрелки сравнительно со средним отсчетом 15, по ф-ле: Y=-{-v{\b-/ ); здесь v - цена делений фюльгебеля, а f - отсчет по нему. Затем вводится поправка за приведение длины базиса

к уровню моря по ф-ле: Ln=L- - г-. Здесь

L- полученная длина базиса, Н-средняя высота над уровнем моря, Е - радиус кри-

визны. Относительная ошибка измерения базиса при помощи прибора Струве не превышает 1 :1 ООО ООО; скорость измерения в день - около 600 м.

Измерение базиса прибором Иедерина. Предварительно на базисной линии через каждый км устанавливают временные центры для ночных перерьшов; затем по промерам через каждые 24 м определяют места для штативов с целиками или для кольев; штативы устанавливают точно по линии базиса, при чем целик штатива должен стоять строго вертикально по линии базиса, а расстояния между двумя соседними целиками могут отличаться от 24 м на 4 - 6 см. После того как штативы будут установлены, приступают к нивелированию целиков, для чего следует пользоваться маленькой легкой рейкой, которую ставят на целики, закрьггые шляпками. Для измерения пролета между двумя соседними целиками-штативами около них устанавливают треноги с блоками так, чтобы острие главной ноги было в вертикальной плоскости целиков, чтобы верхний край блока был немного выше целика и чтобы ручки у блока треноги были горизонтальны. Далее мерную проволоку пристегивают к проволокам, перекинутым через блоки и удерживающим гири, вешают гири и постепенно проволоке дают нормальное натяжение в 20 кг; затем по обеим шкалам мерной проволоки по целикам делают отсчеты; проволоку потом можно несколько передвинуть и сделать еще один-два отсчета по шкалам: этим устанавливают контроль отсчетов. После этого первую проволоку отстегивают и подают вторую, третью и т. д. Из всех измерений высчитывают среднее арифметическое длины базиса. Эту длину следует исправить за приведение к горизонту по результатам нивелирования

по формуле: Д / = j-; здесь I равно 24 м, а

i\h - квадрат превьппения. Например для Казалинского базиса средняя длина равна 7 421,37127 м, а поправка за горизонт 0,47061 м. Затем вьшисляют поправку к уровню океана. Если эталонирование проволок и гирь производится вдали от базиса, то натяжение проволок может быть различно от изменения веса гирь за широту, местную аномалию силы тяжести, высоту и проч.; вследствие этого и длина проволок может меняться, что нужно учесть при выводе окончательной длины базиса.

Относительные ошибки при измерениях базисов по способу Иедерина чрезвычайно малы, что видно из следующей таблицы новейших измерений:

Харбинский базис имеет ошибку .... 1 : 10 ООО ООО Гомельский .... 1 : 8 647 ООО

Саблинский > л .... 1 : 6 830 ООО

Павлодарский .... i : 17 850 ООО

Омский .... 1 : 10 700 ООО

Если же принять во внимание относительные ошибки в определении длины компаратора и проволок, то молено считать среднюю относительную ошибку такого измерения около 1 : 5 ООО ООО. Средняя скорость такого измерения примерно равна 1 км в день, поэтому при помощи прибора Иедерина



теперь представляется возмолгным измерять сравнительно быстро и очень точно большие базисы (10-15 км).

Измерение базиса по бечеве. Этот способ наименее точен и применяется на второстепенных, вспомогательных триангуляциях. Для измерения через каждые 20 м вдоль базиса забивают вехи-колья; на них нивелиром или теодолитом отмечают (гвоздями) линию одного уклона (параллельно поверхности земли) и по этим гвоздям на колья натягивают бечеву, укрепляемую по концам к наклонным крепким кольям. Начало и конец базиса отмечают на бечеве по кресту нитей в теодолите тонкой нарезкой ножом. Для измерения базиса прикладьшают деревянный жез.д к бечеве, совмещают начальный штрих его с нарезкой на бечеве, а против конечного штриха жезла делают второй надрез на бечеве; затем жезл переносят, начальный штрих его совмещают со вторым надрезом, делают третий надрез и т. д. Такое измерение .производят до конца базиса и обратно. Полученную в среднем длину нужно исправить за провес бечевы, введя поправку 8 2Z)2

; здесь а -расстояние между вехами

(20 jh), 262 - сумма квадратов стрелок провеса, которые определяют в каждом пролете по линейке с делениями, визируя на-глаз с гвоздя на гвоздь вех. Потом вводят обычные поправки за наклон к горизонту и к уровню океана. Средняя относительная ошибка равна примерно 1 : 50 ООО, а скорость - 3-4 км в день.

Лит.: Струве Ф. Г., Дуга меридиана в 2520, т. 1, стр. 40 - 76, СПБ, 1861; Гедеонов, Измерение Казалинского базиса по усовершенствованному способу Иедерина в 1907 г., Записки Военно-топогр. отд., ч. LXIII, отд. 2; Вит к о век nil В. В., Практическая геодезия, СПБ., 1911; Красов-с к и й Ф. Н., Руководство по высшей геодезии, М., 1926; Об измерении базисов по бечеве, Записки Воен.-топ. отд., ч. XXXVIII, стр. 177. П. Орлов.

БАЙДАРКА, см. Суда.

БАЙКА, шерстяная ткань, слегка валянная и слегка начесанная, при чем ворс в ней становится длинным. Употребляется гл. обр. для одеял. Переплетение саржевое. Под таким же названием приготовляется особый сорт хлопчатобумажной бумазеи.

БАЙОНЕТНАЯ СТАНИНА, штыкообраз-ной формы рама горизонтальной паровой машины, предложенная Кор лисом. Б. с. состоит из соединенных одной балкой основного подшипника, направляющих ползуна и кольцевого фланца для укрепления парового цилиндра. Соединяющая балка расположена более или менее симметрично относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ось цилиндра. Недостаток Б. с. по сравнению с рамами новых конструкций заключается в том, что осевые напрялсения, возникающие при работе машины, воспринимаются рамой с образованием изгибающего момента в горизонтальной плоскости, что может вызвать поломку рамы. Поэтому рамам в новых конструкциях придают вилкообразную форму.

БАЙ ПАСС (by-pass), прибор, устанавливаемый на паровом цилиндре паровоза и служащий для установления сообщения мелсду передней и задией полостями цилин-

дра во время хода паровоза с закрытым регулятором, в целях устранения засасывания паровозными цилиндрами воздуха и газов и сжимания их, на что затрачивается большое количество работы (до 200 ИР в идущем с большой скоростью паровозе). Б. состоит из соединяющей обе полости трубы или канала, на котором устанавливается клапан, прекращающий соединение обеих полостей при открытии регулятора. Предлолено много типов Б., отличающихся устройством клапанов, но все они оказались неудовлетворительными, вследствие малого сечения соединительной трубы (большое сечение невозможно по конструктивным соображениям), а следовательно и большого сопротивления протеканию по ней воздуха. Задача уменьшения сопротивления успешно решается лишь при клапанном парораспределении, когда при езде без пара молено приподнять клапаны, или при раздвижных золотниках, диски к-рых при закрытии регулятора сдвигаются к середине. В обоих этих случаях открывается сообщение между передней и задней полостями цилиндра по обычным паровым каналам, имеющим настолько большое сечение, что сопротивление двшкению воздуха в 10-20 раз меньше, чем в соединительной трубе.

На фиг. 1 показан Б. системы Зяблова, получивший распространение на паровозах


Фиг. 1.

СССР. Он состоит из стальной отливки в виде трубы 1, соединяющей переднюю и заднюю полости парового цилиндра. В отливке помещен клапан 2, отжимаемый в верхнее положение давлением пара, поступающего через трубку 3 из золотниковой хсоробки и давящего на нижнюю торцевую поверхность клапана. В этом положении клапан закрывает трубу и этим разъединяет полости цилиндра. При закрытом регуляторе пар не поступает через трубку 5, и клапан 2 под действием собственного веса и пружины 4 принимает нилнее положение (показанное па фиг. 1) и своей вьггочкой открывает сообщение между полостями цилиндра. Из фиг. 2, сравнительной диаграммы поглощаемой мощности при езде без пара паровозами, снабженными всасывающими клапанами, Б. системы Зяблова и раз-движньпйи золотниками, видно, что по существу применение этого Б. не дает какого-либо заметного улучшения по сравнению с обычными всасывающими клапанами, и поэтому в настоящее время они заменяются раздвижными золотниками. При скорости



40 км/ч товаррюго паровоза и 60 км/ч пассажирского, т. е. при тех скоростях, при к-рых паровозы следуют без пара, поглощаемая паровозом мощность при Б. системы

80 60 40 ZQ

\ ,

1 /

Л,- /

1 j

сззс

20 40 60 SO iOO 120 И0 160 180 300 20240/? n-uuc.w оборотов движг/щих нолесвмгтутх/ о 10 20 30 40 50 60 70

спорость верст/ч. пасс. Ttapopoaa 10 го 30 Ad

скорость верст/и. тоо. паровоза

Фиг. 2. Поглощаемая мощность во время хода паровоза с закрытым регулятором.

Зяблова и всасывающих клапанах одинакова и равна 190 ЬР, между тем как при раздвижных золотниках эта поглощаемая мощность не превосходит 20 IP. На фиг. 3 показан тип раздвижного золотника системы Трофимова, принцип устройства и действия к-рого заключается в следующем. Золотниковые поршни с кольцами 1 насажены свободно на золотниковый шток 3; при наличии пара в золотниковой коробке, поршни прижимаются давлением пара к шайбам 2, неподвилено закрепленным на штоке 3, и золотник работает как обыкновенный крух лый золотник (верхняя фигура чертелса).


Фиг. 3.

При закрытом регуляторе, т. е. при отсутствии давления пара в золотниковой коробке, поршни не прижаты паром к шайбам, и т. к. трение на периферии поршня больше, чем у втулок, то поршни останавливаются в пололсении, показанном на ншк-ией фигуре чертел:а, и этим образуют сооб-

щение через золотниковые каналы между полостями парового цилиндра. См. Золотник, Паровоз, Парораспределение, п. Красовский.

БАК, резервуар для хранения воды, бензина, нефти и других жидкостей. Изготовляются Б. различных форм и разных размеров, обычно в виде цилиндра с провесным сферич. или конич. дном. Материалы, применяемые для соорумения Б.,-железо, чугук, дерево, камень, бетон и железобетон. В конструктивном отношении различают три типа резервуаров: а) устраиваемые на поверхности земли, б) устанавливаемые на особых возвышенных сооружениях (см. Напорные баки) и в) подземные.

Б. для бензина, масла и в од ы применяются в автомобилях, на аэропланах и др. транспортирующих машинах.

Б. фотографический употребляется для медленного проявления пленок и пластинок.

Б.корабля - носовая часть над верхней палубой, где расположены якорное устройство и хозяйственные помещения.

БАКАН, бакен, плавающий знак на якоре; устанавливается для ограждения водных путей, опасных мест (мелей, рифов) и обозначения фарватера. Надводная часть Б. имеет пирамидальную или конич. форму и окрашена в условный цвет - красный, белый, черный; для ночного освещения на Б. устанавливаются цветные фонари, соответственно окраске Б. К баканам относятся таюке пловучие отличительные знаки, подающие акустические сигналы сиреной или колоколом. См. Буи.

БАКАНЫ, лаковые красители,искусственно получаемые смеси или соединения органических красителей с бесцветными или окрашенньпкЩ минеральными веществами. Минеральное вещество, фиксирующее краситель, называется субстратом и.;ш основанием. Нередко фиксация красителя обусловливается присутствием третьего вещества; для этого водный раствор красителя взбалтывают с субстратом, и к полученной смеси приливают раствор какой-либо соли, к-ты или щелочи, в зависимости от природы красителя. Применяемым весьма часто субстратом является гидроокись алюминия, которая дает солеобразное соединение с красителем кислотного характера, отличающееся замечательной чистотой и яркостью цвета. Для более тусклых тонов применяются с той же целью магнезия, окись олова, окислы свинца и т. п. Иногда субстратом являются сернокислые свинец, барий и стронций. В качестве примера, иллюстрирующего получение В., может служить приготовление пунцового лака: к взмученному в воде субстрату приливают раствор пунцового G, R или 2R и тщательным размешиванием получают полную однородность всей массы. Лак осалсдается прибавлением раствора хлористого бария, который заставляет субстрат фиксировать краситель в виде его бариевого соединения. Б. отличаются богатством, яркостью тонов и дают, будучи нанесены на какую-либо поверхность, прозрачные слои. О широком распространении Б. свидетельствует тот факт, что трехцветная



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ( 17 ) 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148