Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 ( 99 ) 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

к-та разъедает камень, но содержащая олифу типографская краска, к-рой отпечатаны текст или рисунок, защищает в соответствующих местах камень или цинк от разъедания азотной к-той, и, следовательно, эти места становятся более выпуклыми и при накатывании краской дают оттиск. При этом буквы, подлежащие печатанию, нужно предварительно защитить, напр. канифолью, покрывающей краску. Возможно также, после предварительной хим. обработки ранее отпечатанного листа и прокатки затем валиком с краской, оживление текста и иллюстрации, при чем белые места бумаги краски не принимают. А. п. не всегда возможно, т. к. издания, с к-рых делается перевод, обычно приходят в негодность; кроме того, безукоризненного перевода добиться трудно, и изготовляемый т. о. материал на камне или цинке, часто несколько расплывчатый, приходится подправлять от руки. С расщирением применения фотографии в печатном деле, А. п. заменяется или получением обычных авто- и фототипических клише или другими способами, например офсет (см. Фотомеханические способы печатания), при которых возможно увеличение или уменыпение получаемой формы против оригинала.

АНАСТИГМАТЫ, наиболее совершенные фотографические объективы, исправленные на сферическую и хроматическую аберрацию и астигматизм (см.) и обладающие большой светосилой. А. дают резкие изображения не только в центре поля, но и при больших углах зрения, чем отличаются от апланатов (см.). Различают А. симметрично и несимметрично построенные. Примером первых может служить наиболее употребительный двойной анастигмат Герца (дагор) со светосилой f : 6,8. Наибольшая светосила у А.=/: 1,8. Наиболее известные: А.: немецки й-протар, у нар, планар, триотар и особенно тессар Цейса; дагор, целор и догмар Герца; ортостигмат и унофо-кал Штейнгейля; коллинеар и гелиар Фохт-лендера; аристостигмат и плазмат Мейера; омнар Буша; английский-гомосентрик и экспресс Росса, А. Кука, Тэйлора и Робсона; американский-Бауша и Ломба; французский-Бертио и мн. др.

Лит.: Соль с к и й Д., Иванов И., Хомяков А., Чибисов К. и Тарасенков Д., Фотография и аэрофотография, гл. II, М., 1926; Е. Энглиш, Основы фотографии, ГИЗ, М., 1927.

АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ, гистология, или внутренняя морфология, наука о внутреннем строении растительных организмов. Анатомич. изучение клеток, тканей и органов растительных организмов ведется, во-первых, с точки зрения истории их развития, способа происхождения; во-вторых, с точки зрения физио-тогич. функции, или основной работы, выполняемой отдельными тканями и органами. Исходя из физиологич, принципа, Габерландт выделяет следующие группы, или системы, растительных тканей: 1) кроющая система, 2) механическая, 3) всасывающая, 4) ассимиляционная, 5) проводящая, 6) накопляющая, 7) система газового обмена, 8) выделительная система. А. р. выясняет также связь между внутренним

строением растений и их положением в систематике растений (анатомия типов растительных организмов). Из А. р. вьщеляют цитологию, изучающую особенности строения составных частей растительной клетки. Анатомич. работы ведутся при помощи микроскопа и различных технич. приемов микроскопирования (изготовление препаратов, их обработка специальными реактивами, окрашивание и пр.). Анатомический анализ имеет большое практич. значение, напр. при установлении фальсификации пищевых и кормовых средств, при определении технич. ценности древесины, текстильных растительных материалов, определении ботанического состава торфов, сапропелитов и т. д. и. т.

АНГАР, помещение для хранения и обслуживания самолетов во время эксплоатации, ремонта и сборки. Просторное, прямоугольное, крытое помещение с одним или двумя выходами во всю его ширину. А. возводятся временные (переносные и стационарные) и капитальные. Перенос-


Фиг. 1. Переносный ангар Бессоно.

ные, или разборные, А. широко применяются в военной авиации в условиях боевой работы и в мирных условиях на маневрах, а также в гражданской авиации во время работы самолетов в экспедициях. При маневренной войне этот тип А. является единственным пригодным для эксплоатации. Во время и.мпериалистической войны на снабжение русской армии были приняты А.- палатки шатрового типа системы Ульянина, изготовлявшиеся из пропитанной водонепроницаемым составом парусины. Временные А, обычно выпускались трех размеров: одиночный, сдвоенный и строенный. Конструкция шатровых палаток состоит из поддерживающего покрытие палатки каркаса из стальных тросов, растянутых между вершинами вертикально поставленных шестов, расчаленных пеньковыми веревками, В сложенном виде одиночная палатка со всеми принадлежностями и установочным инструментом укладывается на обычный армейский пароконный фургон. Другой тип переносных А. (фиг. 1), более вместительных и более прочных, с жестким деревянным каркасом, состоит из отдельных плоских разборных ферм, образующих по контуру попереч. сечения А. боковые колонки и дугообразные арки; ряд таких ферм, отстоящих одна от другой на небольшом расстоянии и связанных между собой жесткими крестами, обтягивается сшитыми парусиновыми полотнищами. Этот тип переносных А. не получил широкого применения вследствие своей высокой стоимости, слолсности сборки, разборки и перевозки и, главное, из-за



трудности маскировки. Наиболее распространенным типом А., применяемым повсеместно с самого начала авиации до настоящего времени, является временный А. стационарного типа из дерева. Он состоит из врытых в землю по периметру занимаемой А. прямоугольной площади столбов, обшитых с трех сторон досками. Четвертая сторона, служащая выходом, заставляется узкими дощатыми щитами, легко переносимыми одним человеком. Здание покрывается двускатной щипцовой крышей со скатами в сторону боковых стен, В зависимости от предполагаемого срока службы, кровля делается железной или дощатой. Свет устраивается боковой, при чем окна располагаются на высоте от 1,5 ж над землей и выше. Пол земляной или глинобитный и редко выстилается досками. Никакого оборудования, кроме верстака с тисками и набора инструмента для разборки самолетов и моторов, временные А. не имеют,

1о ширине (соответственно ширине выхода) временные А. делают не более 22 м. Т. о. многие современные самолеты не м. б. укрыты во временных А., не имеющих специального приспособления для заводки самолета боком. Приспособление это заключается в 4-колесной тележке с возможно низко от пола сидящей платформой, передвигаемой вручную по деревянному настилу, выходящему из глубины А. нарулсу в виде дорожки, параллельно боковым стенам. Недостатком такого приспособления является трудность ввода тялеелого самолета на платформу даже при посредстве трамплина, устраиваемого у нарулсного конца дорожки в виде наклонной плоскости, возвышающейся до уровня платформы. Обслуживание самолета во временном А. имеет целый ряд неустранимых неудобств. Подсобные мастерские, в к-рых производится мелкий ремонт, в целях пожарной безопасности должны возводиться обособленно от А., на таком расстоянии, чтобы искры из отопительных печей и печей для подогревания воды и масла не могли долетать до помещения А.

В отличие от временных А., назначение к-рых в отношении обслуживания самолетов ограничивается почти исключительно задачей защиты их от бурь и непогоды, капитальные А. должны быть достаточно просторны ивнолне обеспечены как дневным светом, при закрытых дверях, так и электрическим, при работе в сумерках или ночью. При них д. б. подсобные мастерские, склад мелких запасных частей, ходовых материалов, инструмента и приборов и камера для подогревания в зимнее время воды и смазочных масел. Открывание и закрывание дверей должно производиться механически, при помощи лебедки или электромотора. Необходимо оборудовать А. подъемным устройством в виде хотя бы одного подвесного крана для снятия и установки моторов в случае их замены или чистки. Условия хранения самолетов в отношении влажности воздуха внутри А. и i° д. б. наиболее благоприятными для тех материалов, из к-рых выполнены самые ответственные части хранящихся машин. Хорошая есте-

ственная вентиляция, установка механических вентиляторов и отопление должны обеспечивать производство работ в любое время года и дня. Вопрос об отапливании самого А. не получил еще окончательного разрешения, так как не выяснена степень вредного влияния на самолеты pei3-кой перемены t° от холода к теплу, вызывающей нежелательное явление отпотевания, к-рое наступает тотчас после заводки машины в теплый А. Хорошая вентиляция, правда, способствует быстрому улетучиванию влаги, но лишь с поверхности самолета, в то время как внутри обшивки, гл. обр. крыльев и рулевых поверхностен, роса, вследствие отсутствия тока воздуха, способна задерживаться долгое время, сохраняясь в виде капель, вплоть до новой выводки самолета в поле, что вредно отражается как на материалах, так и на покрывающих их лаках, красках и эмалитах. Кроме того, снабжение А. отопительными устройствами чрезвычайно удорожает как начальную стоимость, так и эксплоатацию А. (вследствие большой кубатуры отапливаемого помещения и трудности отепления его крыши и, главное, выходных дверей). Принимая, однако, во внимание чрезвычайную трудность работы в холодных А. во время сильных морозов, совершенно отказываться от обогревания А. не следует. Во всяком случае, можно без вреда для машин повышать в А. t°, в зависимости от влажности наружного воздуха, не доводя ее до точки росы и не поднимая ее выше нуля, для того, чтобы снег, подсыпаемый на пол при выводке и заводке поставленных на лыжи машин, не таял и мог быть легко удален метлой перед закрытием дверей А. Конструкция всего здания А. должна быть хорошо продумана в отношении пожарной безопасности, а помещения достаточно оборудованы противопожарными средствами в виде водяных кранов с рукавами и брандспойтами, огнетушителей и ящиков с песком. Все подсобные помещения, сообщающиеся с А отделяются от него огнестойкими дверями или металлическими жалюзи, должны иметь второй выход непосредственно наружу, чтобы в случае возникновения в них пожара огонь не мог проникнуть внутрь А. и в то же время имелась возможность тушить его без предварительного взлома окон. В случае же появления огня в самом помещении А., конструкция дверных устройств должна позволять быстрое освобождение выходов для выводки самолетов. Полы во всех помещениях А. должны быть бетонные.

Основываясь на обычных для большинства самолетов отношениях габаритных размеров высоты конструкции машин к размаху крыльев, близких к значениям 1:4- 1:3,5, практика ангаростроения придерживается этих же значений в отношениях исполнительных размеров выходов. В новейших железобетонных А. воздушного порта Ле Бурже, под Парижем, выходные отверстия имеют в свету 50x15 лг. а на аэродроме Виллакубле - 45x10 м, при чем глубина как тех, так и других А. составляет всего около 0,7 ширины.



В конструктивном отношении капитальные А, от обычных гражданских сооружений и заводских зданий отличаются целым рядом особенностей, требующих для них со стороны строительной техники специальных решений. Так, напр., здание А. почти или вовсе не имеет поперечных капитальньгх связей; поэтому требуется самостоятельное укрепление боковых стен, в отдельности каждой, пристройками Или контрфорсами. В А. с одним выходом, имеющих тыловую поперечную стену, укрепление боковых стен обязательно только вблизи выходов; однако вследствие небольшой глубины их служебьш1е пристройки, крепящие боковые стены, располагаются обычно во всю длину этих стен. А. необходимо стро-

liii

ibiiiiMlliiSMM

щщшатхтт J

Фиг. 2. Капитальный американский ангар. Раз-дпижные двери при раскрытии остаются внутри помещения.

ить на таком расстоянии друг от друга, чтобы меледу ними оставалось достаточно свободного места для прохода больших самолетов. В интересах экономии п.лощади аэродрома, а также строительных материалов, выгодно сдваивать А., примыкая их друг к другу боковыми или тыловыми CTCfiKaMH. В последнем случае выходы устраиваются с противоположных концов. Поперечных стен такой А. улш не имеет, представляя собою одно целое вытянутое по длине помещение, при чем, для одинакового удобства нользовапия обоими выходами, А. располагается боковыми стенками вдоль границы аэродрома. После целого ряда опытов с применением распахивающихся, поднимающихся, опускающихся и складывающихся гармоникой дверных устройств, техника ангаростроения в последнее время остановилась на конструкции раздвижных дверей в виде отдельных щитов, движущихся в своей плоскости по рельсам (фиг. 2). Размеры щитов по длине выбираются с таким расчетом, чтобы щит, во-первых, не был слишком тяжел для отодвигания его силой людей и, во-вторых, чтобы сдвинутые в сторону во время открывания выходов щиты не слишком загромождали проходы между отдельными А. С этой целью, для калсдой пары встречных щитов, раздвигаемых в противо-пололгиые стороны, делается отдельная колея; т. о. при открывании А. щиты как бы накладываются один на другой. В негео-торых случаях колеи с боков А. загибаются в виде дуг, позволяя загонять щиты за углы боковых степ небольшим веером. Перекрытия капитальных А. в большинстве случаев имеют вхщ цилиндрической поверхности с образующими, параллельными глубине здания. Форма дуги по большей части параболическая или круговая.

Конструкции применяемых перекрытий чрезвычайно многообразны, а во многих случаях весьма интересны и оригинальны. В ангарах Виллакубле вся несущая часть крыши, состоящая из нселезобетонных параболических ферм, остается, с целью уменьшения ветровой нагрузки, открытой. Кровля из бетонных плит перекрывает расстояние между соседними фермами в виде узких щипцовых крыш, опирающихся своими скатами на нижние горизонтальные пояса ферм. В условиях нашего климата, с большим количеством снеговых осадков, такая крыша, конечно, неприменима, т. к. снег, улавливаемый открытыдш частями ферм и не имеющий возмолсности ссыпаться, будет быстро накапливаться и на-грулать перекрытие, очистка лее крыш от снега при данной их форме и размерах чрезвычайно затруднительна. Большой Hfi-терес представляет применяющаяся у нас система цилиндрич. перекрытий с лесткой обшивкой. Жесткий свод образован двумя слоями досок, сшитых в каждом слое рядалга, идущими по цилиндрической поверхности обшивки в виде винтовых линий (в одном слое с правым шагом, в другом - с левым) под углом в 60° к оси цилиндра. Сохранение желаемой круговой формы изгиба свода достигается натяжением растяжек, расположенных в перпендикулярных к поверхности свода плоскостях, в нескольких сечениях по длине перекрытия. В калодом сечении растяжка образует как бы два пересекающихся пучка хорд, выходящих из противоположных концов дуг. Этот тип конструкции дает чрезвычайно легкую, прочную и красивую крышу. Существует целый ряд других перекрытий, с успехом применяющихся в ангаростроении. Каркас их в большинстве случаев состоит из стропильных ферм различных форм (помимо описанных дуговых, часто встречается мансардная многоугольная ферма) из разнообразных материалов. Кровля обычно делается железная, иногда частично застекленная. В капитальном ангаростроении находит себе иримснение почти полный ассортимент строительных материалов (фиг. 3).


Фиг. 3. Капитальный американский огнестойкий металлически)! ангар. Стальной каркас, обшивка из листов нержавеющего сплава.

Стены А. возводятся: каменные (кирпичная кладка), лелезобетонные, л-селезные и деревянные (бревенчатые срубы). В то время как npHMCHeiHie дерева для перекрытии и выходных дверей не может встретить особых возражений, устройство бревенчатых стен, несмотря на относительную дешевизну их, по целому ряду условий, которым доллсен удовлетворять капитальный А., нужно считать нерациопальньш. Для



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 ( 99 ) 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143