Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ( 64 ) 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

из 120 А., емк. в 1 740 Ah при 10-часовом разряде. Для поддержания постоянного напряжения у батареи во время заряда и разряда число аккум. батарей, включенных в сеть, может изменяться вручную или автоматически нри помощи элементного коммутатора (целленщальтера), посредством к-рого во время разряда число А.

постепенно увеличивается от величины г

1,83

во время заряда концевые А.,

присоединенные к элементному коммутатору, постепенно выключаются. К простому элементному коммутатору присоединяются 14%-ные А., при чем во время зарядки батарея не может работать на осветительную сеть; если же требуется поддержание постоянного напряжения и во время заряда, то устанавливается двойной элементный коммутатор (иногда применяется автоматическое регулирование напряжения цел-ленщальтером) и число добавочных А. батареи увеличивается до 33,5%. Емкостные батареи применяются часто на ветросиловых станциях, где, работая при от-ст,тствии ветра, они заряжаются, когда ветряной двигатель дает мощность, превышающую потребность. На больших телефонных станциях емкостные батареи являются рабочим источником энергии, обеспечивающим отсутствие колебаний напряжения. В СССР применяются А. исключительно стационарные Тюдор, типа И . Стационарные А. производятся для емк. до 18 ООО Ah при 3-часовом разряде.

Телеграфные А. можно отнести к группе стационарных (по характеру работы) и к группе переносных (по размерам). Наиболее распространенными у нас типами телеграфных А. являются: свинцовые (типа ПО ), емк. 12,5 Ah при разрядном токе 0,9 А (максим, зарядный ток 2,5 А) и емк.36 Ah при разрядном токе 3,5 А(максим. зарядный ток 9 А); щелочные, системы Юнгнера, емк. 22 Ah при разрядном токе 2,75 А (максим, зарядный ток 9,4 А) и емк. в 45 А при разрядном токе 5,6 А (максим, зарядный ток 20 А). Кроме вышеперечисленных типов, применяются свинцовые в 73,109 и 363 Ah при 10-часовом разряде и юнг-неровские в 20, 23 и 100 Ah. Телеграфные батареи рассчитывают, исходя из силы тока и сопротивления цепи. Щелочные А. в качестве емкостных стационарных А. применять невыгодно.

Буферная батарея А. применяется гл. обр. на трамвайных станциях нри небольшом количестве одновременно курсирующих вагонов. Эдс буферной батареи д. б. равна напряжению мелоду точками ее присоединения к сети, при полной нагрузке генераторов станции. При дальнейшем увеличении нагрузки в сети батарея автоматически берет на себя часть нагрузки, а при уменьшении последней в сети излишек энергии, вырабатываемой генераторами, заряжает батарею. Применяются различные схемы соединения буфер-

* Е - напряжение, которое должно поддерживаться в сети.

НОЙ батареи с сетью при посредстве вольто-добавочных машин (см.) для усиления буферного действия. Правильно рассчитанные буферные батареи в течение суток в среднем почти не разряжаются, но, тем не менее, требуют ежедневного подзаряда для покрытия потерь на саморазряд. Щелочные А., вследствие относительно большего внутреннего сопротивления, менее приспособлены для буферной работы, чем свинцовые. Буферные батареи (свинцовые) при правильном уходе слулат 10 и более лет без смены пластин. В СССР применяется в качестве буферных А. почти исключительно тип ИС Тюдор.

2) П е р е д в и ж н ы е А. применяются гл. образом: на п о д в о д н ы х с у д а х, на электровозах разного рода и а к-кумуляторных тележках; сюда же надо отнести батареи, служащие для освещения ж.-д. вагонов, автомобилей, и стар-торные А.-для пуска в ход бензиновых двигателей. Все подводные суда, почти без исключения, пользуются для движения в погруженном состоянии электродвигателем, к-рый получает в это время энергию от мощной батареи А. Во время хода над водой или во время стоянки надводный двигатель вращает динамомашину, к-рая зарялает батарею А. При конструкции А. для подводных лодок стремятся достигнуть большой удельной емкости при минимальном объеме и весе. У свинцовых А. делают легкие эбонитовые сосуды; расстояние между пластинами, несмотря на их большой размер, делают возможно меньшим. Во избежание выплескивания электролита во время качки, эти А. закрываются герметически эбонитовыми крышками с эбонитовыми пробками. Удаление газов, скопляющихся в аккумуляторном помещении подводной лодки, гл. обр. при зарядке А., производится специальным вентилятором. Щелочные А., как более прочные, конкурируют на подводных лодках со свинцовыми. Здесь их большая стоимость не может играть решающей роли, а их большая прочность очень ценна. Если же они не вытесняют в этой области свинцовых А., то это происходит гл. обр. потому, что при том же объеме они все же имеют меньшую емкость при медленных разрядках, даже если при быстрых разрядках емкость их больше. Между тем, на практике, на подводной лодке, в громадном большинстве случаев, приходится разряжать батарею медленно.

Аккумуляторные электровозы получили некоторое распространение на заграничных ж. д., взамен маневренных паровозов, имея перед ними то преимущество, что они моментально готовы к пуску, не расходуя энергии во время бездействия. Эти А. с успехом применяются на автомобилях, которые иногда называются электромобилями или а к к у м о б ил я м и. Их преимущество перед бензиновыми - более спокойный ход при отсутствии неприятного запаха; недостаток - сравнительно малая скорость и ограниченный район действия. В крупных городах С.-А. Соед. Штатов электромобили являются значительным и выгодным ночным абонентом электрических станций, т. к. потребляют



энергию для зарядки в момент минимума нагрузки станций. Особенно распространены там аккумуляторные грузовые автомобили для перевозки грузов на короткое расстояние, вынужденные поэтому часто останавливаться. В этих случаях аккумуляторный автомобиль работает выгоднее, чем бензиновый. Аккумуляторные тележки (фиг. 20) распространены на Западе для перевозки на территории заво-


Фиг. 20. Обыкновенная аккумуляторная тележна.

дов сравнительно небольших грузов, товаров или почты по улицам города, посетителей на обширной территории большой выставки и т. д.

Аккумуляторные батареи для освещения ж;.-д. вагонов, помещаемые обычно под кузовом вагона, заряжаются во время хода поезда специальной динамомашиной и разряжаются во время стоянки. В СССР применяется система Тюдор - Розенберг, т. е. установка с А. Тюдор и динамомашиной Розенберг. А. имеют емк. 370 Ah при 10-часовой разрядке. В этой области применения А. щелочные успешно вытесняют свинцовые вследствие своей большой выносливости как механической, так и электрической. Осветительные А. для автомобилей применяются в виде батарей из 2-6 свинцовых А. и.ли в полтора раза большего числа ще-.точных. Применяемые в СССР А. типа Ц13> имеют емкость 40, 60 или 80 Ah; щелочные А. в этой области успешно конкурируют со свинцовыми. Старторные А. служат для пуска в ход бензинового двигателя, взамен ручного разворачивания. От них требуется кратковременный очень сильный ток; часто служат они и для освещения автомобиля. Свинцовые А. в СССР для стар-торных батарей изготовляются типа СТ , емк. 60, 100 и 150 Ah и собираются в батареи из 3 или 6 последовательно соединенных элементов. Щелочные А. и в этой области имеют преимущество перед свинцовыми.

3) Переносные А. имеют чрезвычайно разнообразное применение и разнообразные размеры и формы. Там, где имеется возмолсность зарялсать А., они вытесняют элементы. Щелочные А., как не требующие столь тщательного ухода и более прочные, успешно конкурируют со свинцовыми во всех областях применения переносных А., кроме тех, где требуется очень медленная разрядка (напр. сигна.тпзация). Д .т я ра-

диоустановок применяются специ-а.71ьные, главн. обр. переносные аккумуляторные батареи, о которых см. Батарея. Для той же цели - изготовляются и щелочные А., состоящие из двух пластин. Лабораторные А. изготовляются в стеклянных сосудах, емкостью (свинцовые) 12,5, 25, 37,5 или 50 Ah, типа ПО . Для сигнализации и телефонии широко применяется у нас специальный тип свинцовых А. - Аккомет , приспособленный для очень слабых разрядных токов и отличающийся сравнительно малым саморазрядом. Для пожарной сигнализации применяются А., емк. около 60 Ah, рассчитанные на медленную разрядку, с сравнительно редкими зарядами. Для рудничных переносных ламп применяются свинцовые А. емк. ок. 6 Ah, разрядной силой тока 0,85 Ah (зарядная сила тока 1, 0,5 А). Для такого же фонаря применяется батарейка из 2 щелочных А.; начальное напряжение батареи 2,48 V. Батарейка при токе 0,72 А имеет емкость 7 Ah и зарядную силу тока 3 А. Для лабораторных целей иногда применяются высоковольтные батареи из большого числа (до 500) последовательно соединенных А. небольшого размера и небольшой емк. для получения источника энергии небольшой мощности, но высокого напряжения, до 1 ООО V, - обычно для измерительных целей. Такие батареи собираются в специальных шкафах, в которых А. установлены на полках и хорошо изолированы друг от друга и от стенок. Батарея из 800 А., устроенная Планте и снабженная системой конденсаторов с особым переключателем ( реостатическая машина ), позволила изобретателю воспроизвести шаровую молнию и другие загадочные явлени>г атмосферного электричества.

Особняком стоят безъемкостные А., изготовленные инж. П. А. Капица для опытов над сверхмощными магнитными по-лялш. Его А. служили только для того, чтобы в лабораторной обстановке давать огромный мгновенный толчок тока в пе-ско.тько тысяч А, получающийся при коротком замыкании такой батареи. Безъемкостные А. могли бы получить и другое применение- в качестве посредников для преобразования тока при помощи редуктора-преобразователя системы С. А. Кукель (сов. патенты №№ 1 738 и 1 623).

20. Экономика. Несмотря на многочисленные применения А. и даже на то, что чуть ли не с каждым годом появляются новые и новые применения А., они, в сущности, совершенно не удовлетворяют основным требованиям, которые должны были бы предъявляться к электрическим машинам, служащим для накопления электрической энергии. Они имеют большой удельный объем п уд. вес, высокую стоимость и сравнительно небольшой кпд. Изобретение железо-никелевых А. не изменило по существу положения, и можно наверняка сказать, что для разрешения задач аккумулирования электроэнергии должен быть найден совершенно другой принцип. Вопрос об экономической выгоде применения А. зависит.



конечно, пренаде всего от условий их работы, и поэтому вопрос о том, при каких условиях затраты иа аккумуляторы и па их эксплоатацию окупаются приносимыми ими выгодами, разрешается различно в различных отраслях нриме11ения. Приводим ориентировочные цифры, характеризующие расходы на батареи А.: стационарные А. на

1 kW в течение 3 ч. имеют вес в среднем 150 кг (от 425 до 500) и требуют площади пола 0,7 м; стоимость их иа 1 kW в советских условиях, с установкой, но без здания, в среднем - 400 р.; по америк. данным 1922 г., эта стоимость колеблется от 160 до 500 р.; эксплоатационные расходы, вк.тю-чая амортизацию, колеблются от 4 до 10% от первоначальной стоимости; низшая цифра (ОТНОСИТСЯ к батарее, играющей исключительно роль аварийного резерва. Батареи для электромобилей требуют в среднем площади пола 0,12 иа 1 kW и весят 105 кг. Следующие цифры характеризуют распространение А. в различных областях. В С.-А. С. Ш. в 1920 г. находилось в работе 193 стационарных свинцовых батареи, на общий запас энергии в 177 ООО kWh при одпочасовом разряде. Для освещения ж.-д. вагонов, для телефонов и сигнализации имелось ок. 700 ООО Ah. Для освещения автомобилей (старторные А.) и для воспламенения смеси двигателей внутреннего сгорания применялось всего 15 ООО ООО Ah на суммарный запас энергии ок. 3 ООО ООО kWh. Для осветительных станций на фермах бы.ло в работе 3 ООО ООО Ah на 1 ООО ООО kWh. Для электрических автомобилей, аккуму-.тяторных те.лежек (уличных, шахтенных, фабрично-заводских), тракторов, аккумуляторных локомотивов - 1 166 ООО Ah на 440 000 kWh. В СССР в 1924/25 г. было изготовлено Гос. аккум. трестом, в круглых цифрах, стационарных А. 300 ш, А. для освещения автомобилей и старториых - 3 ООО штук, для освещения ж.-д. вагонов-3 ООО, телеграфных, сигнализационных и т. п.-

2 000, для радио -10 000. В америк. данных указаны только свинцовые А., данные по СССР включают и ше.лочные типа Юнгнера, продаваемые Гос. аккум. трестом. В 1924/25 г. трестом продано А. на 2,3 млн. р., а в 1925/26 г. на 3,2 млн. р.

21. Монтаж А. Батареи переносных и большинства подвижных А. собираются в деревянных ящиках, к-рые окрашены кислотоупорным или щелочноупорным составом. Более крупные из таких батарей А. изолируются от Степок ящика и друг от друга фарфоровыми или эбонитовыми пр01сладками. Для щелочных А., имеющих .металлические баки, изоляция их друг от друга необходима во всех случаях. Для стационарных А. д. б. отведено специальное помещение, t° к-рого не должна превышать t° наружного воздуха в жаркие дни и не должна понил-саться ниже нуля, больше чем на несколько градусов. По.мещение д. б. сухим, очень хорошо вентилироваться (для бо.льших батарей необходима искусственная вентиляция, обязате.льно вытяжная, а не вдзвная), не содержать никаких механизмов, быть безопасным в пожарном отношении, выкрашенным кислотоупорной краской, иметь це-

ментный пол, покрытый слоем чистого асфальта, с уклоном и канавками для стока жидкостей (фиг. 21). А. устанавливаются на


Фпг. 21. Общий вид стациопарпой аккуммуля-торной батареи.

деревянных пропитанных брусьях, - к-рые ставятся при напряжении выше 100 V на метлахских плитках, - или па стеклянных ножках. Если последовательно соединено бо.льше 36 А.,то они ставятся на 4 под- =,=JL кладках из фарфора (фиг. 22и 23). Свинцовые стационарные А. имеют стек.лянные или, чаще, деревянные, обитые внутри свинцом баки. А. располагаются на стеллажах обычно вдоль, изредка поперек (небольшие А.)., П ол ожите л ьныещ л а -стины одного А. соединены с отрицательными пластинами другого общей свинцовой полосой, к к-рой они припаиваются обычно водородным паяльником с помощью специа.Л1>-ных метал.лических форм или паяльных щипцов. От нескольких концевых А. идут провода к э.лемепт-ному коммутатору.

22. Уход за А, 3 а р я д к а А. производится .либо при постоянной силе тока, либо при постоянном напряжении, либо при


Фиг. 22. Установка стационарного А.


Фиг. 23. Установка стационарных А.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ( 64 ) 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143