Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ( 35 ) 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

кремния.......10,0

алюминия......74,0

стенок цилиндра ок. 6 мм вверху и 8 мм внизу и толщина рубашки около 4 мм.

Картер мотора обычно отливается из алюминиевого сплава; примерный состав сплава (в %):

меди.........6

никеля ....... 2

цинка........8

Уд. В. около 2,8, сопротивление на разрыв ок. 1 500 кг/см*, удлинение 1,5-4%. Часто, в особенности у грузовых моторов, верхняя часть картера отливается вместе с цилиндрами мотора. В верхней части картера прилиты ланы, которыми мотор укреплен на раме автомобиля. Нижняя часть картера или штампуется из стального листа, или отливается из алюминиевого сплава. В нижней части картера мотора расположен запас маета для смазки мотора; для лучшего охлаждения масла эта часть иногда снабжается ребрами.

Поршень отливают из чугуна, алюминиевых или магниевых сплавов. В настоящее время чугунные поршни применяются гл. обр. в тихоходных моторах грузовых автомобилей. Поршень в автомобильных моторах служит в то же время в качестве крейцкопфа и поэтому имеет форму стакана, длиною примерно в 1,2 диаметра цилиндра. Поршень делают диаметром несколько меньше, чем цилиндр, и зазор вверху поршня несколько больше, чем внизу. Величину зазора выбирают так, чтобы поршень, когда он нагреется, не заедало в цилиндре. На фиг. 9 представлен в разрезе нормальный чугунный поршень, а также способы укрепления поршневого пальца. На поршне имеется 3-4 поршневых кольца, служащих уплотнением между поршнем и стенками цилиндров. Поршневые кольца изготовляются из чугуна, ширина их при чугунном поршне ок. 5-8jhjh; чтобы они пружинили, делают разрез, форма которого показана на фиг. 10. Поршневой палец укреплен в специальных приливах в стенках поршня; в некоторых моделях палец может вращаться - т. и. плавающий палец. В последнее время в легковых, а также и грузовых моторах стали применять поршни из легких сплавов (алюминиевых или магниевых), обладающих хорошей теплопроводностью и меньшим, по сравнению с чугуном, коэфф-том трения. Мотор с поршнем из легких сплавов лучше использует тепло топлива и вследствие легкости поршня развивает большее число оборотов. На фиг. 11 представлен результат опыта с мотором при различных поршнях. С легким поршнем мотор развил большую мощность и уменьшил расход топлива. На фиг. 12 представлена конструкция поршня из легкого металла; днище поршня из легкого сплава не делают


Фиг. 9. Поршень и детали укрепления пальца.

тоньше 8-10 мм (для хорошего отвода тепла). Главн. диаметры (в мм) и материал поршней приведены в таблице на ст. 225. Поршневые кольца для алюминиевого поршня делают несколько уже, чем для чугунного, с расстоянием между кольцами около 3-4 мм. В качестве материала для чугунных поршней применяют чугун более мягкий, чем для цилиндров. Наиболее





Фиг. 10. Поршневые кольца.

употребительный состав сплава для алюшг-ниевых поршней (в %):

алюминия......... 86,0

меди............ 13,4

цинка........... 0,6

Уд. в. 2,8 - 3, ТВ. по Бринеллю 86 - 126. Поршни из электрона содержат примерно:

магния........... 91%

меди............ 8%

Тв. по Бринеллю 43 - 44, сопротивление на сжатие-36 кг/мм, уд. в. 1,75. В поршнях из электрона часто применяют плавающий поршневой палец. Напряжение на сжатие в приливах поршня не допускают больше 145-160 кг!см*, считая давление вспышки в 30-32 кг 1см*.

Поршневой палец изготовляется из специальной стали трубчатого сечения (хромоникеле-вой стали: С=0,25%, Сг=0,7%, N1=4%) Фиг. 11. Мощность и рас-с сопротивлением на ход тепла у моторов с чу-разрыв ок. 90 кг!мм*, гунными (- - -) и легкими с пределом упруго- поршнями (-). сти ок. 65 кг!мм* и удлинением в 19-20%.

Шатун в А.д. изготовляется i или О сечения. Материалом для шатуна служит никелевая сталь с содержанием N1 2%.

Гц/ V<



В быстроходных двигателях шатуны часто делают из дуралюминия (уд. вес 2,8, сопротивление разрьшу 42-48 кг/мм, предел упругости 28-34 кг/мм, МОДУЛЬ упругости £:=600 000 кг/см, удлинение от 10 до 18%) или из прессованного электрона (уд. в. 1,82, сопротивление сжатию 39 кг/мм, сопротивление р астяжению 36 кг/мм £ = =450 ООО кг/слг 2, удлинение от 10 до 12%). Ыа фиг. 13и14изо-бражены легкие шатуны-дур алюминиевый и из электрона. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка, в к-рой врашает-ся поршневой пален. Нижняя пхатунная головка разрезная, содерлшт бронзовые вкладыши, залитые баббитом. Длина шатуна в автомобильном моторе в 4,2-4,8 раза более, чем радиус коленчатого вала. Расчет тела шатуна надлежит вести на продольный изгиб по формулам Тетмайера.


Фиг. 12. Легкие поршни.


Материал

Диам.

Диаметр поршня

цилиндров

цилиндр. D

Алюминий

78,5 100 86 67

78,12 99,48 85, 5 66.65

78,15 99,52 85,5 66,8

78,18 99, 55 85,8 66,8

78,2 99,6 85, 8 66,8

78,25 99,6 85,8 66,8

78, 3 99,75 85,9 67-0,06

Электрон

78,5 65 100

78,13

64,6

98,98

78,18 64, 82 99,59

78,23 64,85 99,68

78,25 64,88 99,78

78, 3 64,88 99, 8

78, 34 64,92 99, 8

Чугун

80 86 92 98 110

79,7 85,7 91,5 97, 5 109

79,7 85,9 91 ,95 97,95 109,9

79,9 85,9 91 ,95 97,95 109,9

91 ,95 97,95 109,9

79 85 91 97 109,9

79,9 85,9 91,95 97,95 109,95

Коленчатый вал - одна из самых ответственных частей мотора. Отковывается из никелевой или хромоникелевой стали (примерный состав для никелевой ста-.71и: С = 0.15%, Мп = 0,6-0,7%, Si = 0,1%, Ni = 5%, Cr = 0,15 - 0,20%; для хромоникелевой стали: С = 0,25%, Сг = 0,7%, Ni = 4%). Для хорошего уравновешивания масс и равномерного распределе-

г. э. т. I.

ния вспышек, колена вала для 4-цилиндрового мотора расположены под углом в 180°, для 6-цилиндрового - под углом в 120°. На фиг. 15а, 15би15 в приведены схематические чертежи валов различных моторов , там же видно, как располагают коренные подшипники мото -ров. Длина шеек коленчатого вала выбирается такою, чтобы уд. давление в момент вспышки пе превосходило 50-90 кг/см, а также, чтобы обеспечить отвод тепла, выделяющегося вследствие трения в подшипниках вала. Количество тепла пропорционально ср. уд. давлению

-7-- Pi

k = - (

В - диаметр цилиндра, Pi - ср. давление на поршень , d-диаметр шейки в см, I- длина шейки в см) и окружной скорости Нроизведение Ы слулшт трения; в современных моторах

на kv доходит до 200-300 kjw/ck.Такое

количество тепла не м. б. отведено путем теплопроводности через стенки подшипника, в современных А. д. применяют принудительное охлаждение подшипников маслом. Для этого подводят к коренным подшипникам с помощью насоса необходимое количество масла, которое одновременно служит и для смазки. Масло в шатунные шейки подводится через сверления в коленчатом вале.

Клапаны, всасывающий и выхлопной, в современном моторе де.чают одинаковых размеров. Обращают внимание на хороший отвод тепла от клапанов. Клапаны изготовляют из стали, хорошо сопротивляющейся разрыву при высокой и не окисляющейся. Для этой цели подходят стали с большим содержанием никеля (ок. 25%) или быстрорежущие стали (W-15%, Сг-3%). На фиг. 16 представлена конструкция подвесного клапана при верхнем рас-пололсении ку-лачкового вала.

Смазка мотора. Смазка подшипников коленчатого и кулачкового валов производится принудительно, а смазка

Фпг. 13. Шатун из дур-а.люминия.

шейки V м/ск. мерой работы величи-

и поэтому



цилиндров - путем разбрызгивания. Запас масла из нижней половины картера подается шестеренчатым насосом по особым

трубопроводам в коренные подшипники коленчатого и в подшипники кулачкового валов. На фиг. 17 представлена система смазки в моторе Дикси. Давление масла в трубопроводе при нормальном числе оборотов мотора держится ок. 0,2-0,3 atm. и д. б. поднято с увеличением числа оборотов мотора. При увеличении- уд. давления на подшипники давление масла надлежит поднять: напр., при уд. давлении в 60 кг/сж давление масла д. б. 0,5 - 0,7 atm. Для смазки мотора употребляются специальные масла- зимой более жидкие, летом более густые. Из русских масел для смазки моторов употребляют масло Нефтесиндиката Автол марок: Л , М , Т . t г з Для контроля смазки на щитке автомобиля помещен манометр, который указывает давление масла в маслопроводной системе. На моторе имеется регу.71ятор, позволяющий регулиро- I-1 вать давление масла в смазочной системе.

О X .л а л<: д е н и е мотора. Из всего Фиг. 15a. Схема колен-тепла, поступающего Xopt

в мотор, около 33%

передается стенкам цилиндра. Для удаления этого тепла нормальный автомобильный мотор снабжен водяным охлалсдением.


Фиг. 14. Шатун из электрона.



2 5K y>3i

Фиг. 1 5G. Схема коленчатых валов 6-цилпндр. мотора.

Вода, проходя через рубашку цилиндра, уносит с собой тепло и в радиаторе отдает его окрулсающему воздуху. В А. д. при-

меняют две системы водяного охлаждения: с принудительной циркуляцией воды помощью насоса и термосифонное охлаждение,

5 6-78


Фиг. 1 5в. Схема коленчатых валов 8-цилиндр. мотора.

основанное на циркуляции воды благодаря разнице удельного веса нагретой воды в рубашках цилиндра и холодной воды в радиаторе. Термосифонная система охлаждения


Фиг. 16. Клапан и привод к нему с верхним расположением кулачкового вала.

приведена на фиг. 18. Как расположен насос при принудительной циркуляции воды, можно видеть на фиг. 5. Охлаждение воды происходит в радиаторе, помещаемом обыч-


Фиг. 17. Смазка мотора Дикси.

НО впереди автомобиля. На фиг. 19 и 20 показан внешний вид радиатора. Различают две системы радиаторов: в сотовых (фиг. 21) вода проходит вокруг трубок,.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ( 35 ) 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143