Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 ( 3 ) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

составы для хромового и медного авантюрина (в весовых частях). Медный авантюрин состава № 1 плавится очень быстро, и стекло может получиться красным непрозрачным или тёмнокрасным прозрачным, или бесцветным (в последнем случае для получения авантюрина повторное нагревание стекла обязательно).

Срставы авантюринов. Хромовые

ль 1 № 2 Лл. 3

Песок ............ 1 ООО 1 ООО 1 ООО

Сода............. ЗаО 400 350

Плавиковый шпат..... 150 - 150

Полевой шпат........ 300 300

BHTepiB-........... 250 - 250

ДвухромовокислыП калии . 120 160 100

Перекись .\гарганца..... 70 - 50

Окись кобальта........ - 5

Известковый камень..... - 200 -

Мед и ы с

ЛЬ 1 № 2 3

Песок ............ 1 ООО 1 ООО 1 ООО

Сода............. 320 333 225

Известковый камень .... 320 238 100

Поташ ........... SO 227 112

Свинцовый сурик....... 10 - -

Сжись меди.......... 60 - -

Г:!акись медп.......... - 83 50

Уакись железа........ 30 -

Окись железа......... - - 75

Окись олова.......... 30 -

Селитра............. - 133 -

Из А. С. дела.г1и различные украшения; центр производства - Мурано, близ Венеции. В последнее время его изготовляют в Англии, Франции. Германии.

Лит.: Н о d к i п А. а. С о и s е п А., А Textbook of Glass Tecbn., Edinb., 1925. И. Китайгородский.

АВГИТ, составная часть многих древних горных пород: диабазов, базальтов, гранитов, сиенитов и различных лав. При выветривании А. получаются различные железистые глины. См. Пироксен.

АВГИТИТ, ультраосновная эффу.зивная горная порода, относящаяся к бесполевошпатовым породам, но с натровым стеклом. Состоит из основной стекловатой массы с вкраплениями авгита (см.), магнитного железняка и других минералов. Распространенность А. небольшая; промышленного значения авгитит не имеет.

АВГУСТИНА ПРОЦЕСС, гидрометаллургический процесс получения серебра из руд, сводящийся к хлорирующему обжигу, выщелачиванию обожженной руды крепким раствором хлористого натрия и последующему выделению серебра металлической медью. См. Серебро.

АВИАБОМБА, аэробомба, снаряд, наполненный взрывчатым или другим специальным веществом, сбрасываемый с воздушных судов с целью поражения глубоких тылов противника и пунктов, недосягаемых для арти.пл. огня. А. бывают: а) фугасные - для разрушения сооружений; б) осколочные - для действия по живым целям; в) зажигательные (с f° до 3 000°)- для действия по легко воспламеняющимся и взрывающимся целям (бензиновые хранилища, огнесклады); г) гидростатические - рвущиеся под водой на известной глубине, для действия в море; д) химически е-содержащие газообразн. или жидкие вещества, вызывающие отравление, удушье, слезотечение или поражеьше наружных поТ. Э. т. I.

кровов; е) осветительные - для освещения местности при ночных атаках; ж) д ым о в ы е - для образования дымовой завесы. А. состоит: из корпуса каплевидной формы, с гладкой, удобообтекаемой поверхностью, заряда внутри него, взрывающего приспособления (взрывателя) и оперения. Корпус А. изготовляется из листового алюминия, стали или железа с таким расчетом, чтобы достичь большой пробивной способности и безопасности в отношении прострела оболочки пулей противника. В передней части к корпусу 1 приклепывается литая латунная головная часть 4 с горловиной 5. С головной частью соединяется на резьбе чугунная головка 6 с ввинченным в нее носком 7. В тыловой части к корпусу приклепываются четыре лапки, или пера, 8, на к-рых крепится стабилизатор J0. Последний дает А. вращение вокруг продольной оси, необходимое для лучшей устойчивости ее полета. Это вращение вызывает деривацию (см.), величина к-рой изменяется с изменением высоты бомбометания и к-рая требует введения добавочной боковой поправки на деривацию . 4 К латунному кольцу 2, с навинтованным очком для ввинчивания взрывателя 3. изнутри припаивается стакан взрывателя 11, который герметически закрывает тыловую часть авиабомбы. Сбоку корпуса приклепывается ушко 12 для подвешивания бомбы к бомбодержателю (см.). В качестве заряда для снаряжения авиабомбы служат: анилит, тротил, мелинит и другие взрывчатые вещества, а также и смеси из них (см. Взрывчатые вещества). Взрыватели служат для взрыва при ударе авиабомбы о препятствие. По своему действию взрыватели разделяются на мгновенные и действующие с замедлением, а по месту установки на бомбе - на головные, или ударные, и хвостовые, или инерционные. А., подвешенная к бомбодержателю, отпускается движением особого рычага, посредством механической, пневматической или электрической передачи (см. Бомбосбрасыватель). Будучи сброшена с некоторой высоты, А. летит с постепенно возрастающей скоростью; так, напр., А. среднего веса, сброшенная с высоты 1 ООО м, обладает у земли скоростью ок. 120 м/ск; при высоте сбрасывания в 4 ООО м скорость ее у земли достигает 300 м/ск.

При движении А. на нее действуют две основные силы: вертикальная - сила тяжести, сообщающая ускорение 9,81 м/ск, и горизонтальная- сила инерции, стремящаяся сохранить первоначальную скорость, сообщенную бомбе самолетом. Под действием этих СИ.П А. падает на зеьшю, описывая кривую, близкую к параболе (сопротивление воздуха несколько отклоняет ее от




параболы). Скорость А. все время возрастает, но одновременно с увеличением скорости увеличивается и сила сопротивления воздуха, замедляющая ее падение. Рассмотрение трех величин - силы тяжести, инерции и сопротивления воздуха - дает возможность путем вычерчивания графиков составить таблицы и траектории полета А. с различных высот, при заданных скоростях самолета, весе бомбы и поперечном ее сечении (см. Бомбометание). При бомбардировке с самолета меткость попадания авиабомбы зависит от применения нужного угла прицеливания (угол, составляемый с горизонтом прицельной линией, т. е. прямой, соединяющей точку выпуска бомбы с целью). Величина угла прицеливания зависит от высоты, скорости самолета, веса и типа А. Направление А. на цель производится посредством специального бомбо-метательпого прицельного прибора. Современные приборы, как показали опыты в С.-А. Соед. Штатах, дают попадание 50% всех выпущенных А. по квадратной цели со сторонами от 0,02 до 0,04 высоты метания. Для поражения земных целей применяют А. не крупнее 100-150 кг , для действия в море - от 200 до 1 ООО кг. Опыты бомбардирования воздушным флотом линейных кораблей, произведенные в С.-А. С. Штатах, показали, что А. весом в 500 - 900 кг достаточна для потопления линейного кррабля. Кроме обыкновенных А., для поражения морских целей применяются торпедные А., имеющие то же значение, что и морские самодвижущиеся мины (см. Мина). Современный тип торпедной А. отличается от самодвижущихся мин более крепкой конструкцией, выдерживающей удар при падении в воду. Торпедные А. сигарообразной формы приводятся в движение особым механизмом (прибор Обри), к-рый автоматически сохраняет заданный курс А. Особой конструкцией А. является т. н. летающая торпеда, или управляемая воздушная мина,- малый моторный аэроплан или планер, снаряженный взрывчатым веществом, снабженный особым часовым механизмом -и автоматическим стабилизатором с жироскопами. Произведенные в Англии в 1926 г. опыты управления А. подобной конструкции при помощи радио дали положительные результаты.

Лит.: Никольский М., Руководство по бомбометанию с самолетов, М., 19 24; Колосовский, Аэропланные бомбы, журн. Война и Мир , 14, Берлин, 1924; Техника и снабжение Красной армии , Москва, 1924; Воздушный справочник . Сборник статей по вопросам авиации и воздухоплавания, т. I, Москва, 1925. а. Знаменский.

АВИАКАМЕРА, аэрокамера, внутренняя часть пневматической шины для аэропланов. См. Автошина.

АВИАНОСЕЦ (авиаматка), плавающий и маневрирующий аэродром, применяется в военном флоте для участия в морском бою. Назначение А.-обеспечить безотказный вылет самолетов с кораблей вне зависимости от погоды и состояния моря. Предельный тоннаж А. установлен Вашингтонской конференцией в 27 ООО т (но допущено в виде исключения переустройство не свыше 2 линейных кораблей в 33 000 т). А. должен

быть обеспечен радиотелеграфом, радиопеленгатором, звуковой -И световой связью, метеорологич. оборудованием и должен иметь мощную зенитную и противоминную артиллерию. По мореходности А. должен соответствовать линейным судам, но обладать большой скоростью хода. Размеры А. зависят от типа ангаров и самолетов; наиболее рациональными являются размеры: длина и ширина по нормальной ватерлинии - 275 X 27 м, осадка при полной нагрузке- 7-6 м, полетная палуба - 275x34 м, скорость- 34-35 узлов, броневая защита пояса- 3 , крыша - 2 , площадь пола ангаров - 2 600 м. Аэродромом служит верхняя палуба, совершенно гладкая, без всяких надстроек (см. фиг.). Взлет и посадка про-

лапе т пая пдт/БЛ

-------------------------изводится вдоль палубы, для чего корабль идет всегда против ветра или же разворачивается на этом же курсе на якорях. Посадочной площадкой является кормовая часть палубы, а взлетной - носовая. Самолеты в собранном виде поднимаются на верхнюю палубу при помощи лифта. На палубе, на некоторой высоте над ней, протягивается от носа до кормы ряд натянутых параллельных тросов; колеса катящегося самолета попадают между ними и сохраняют направление разбега даже при значительной бортовой качке. Под палубой находится сборочный ангар, а ниже расположены ангары для хранения собранных самолетов. Высота этих ангаров д. б. больше двойной высоты самолета, чтобы можно было вывести любой из них, не трогая с места остальных. Вывод самолетов производится при помощи телендак, скользящих по рельсам, подвешенным под потолком ангара. Рельсовый путь продолжен до лифта. В кормовой части под верхней палубой помещен подъемный кран и устроены ворота для уборки поднятых самолетов. Взлет гидросамолетов производится путем выбрасывания самолета с палубы непосредственно в воздух при помощи специального метательного прибора-к а т а-пульты, которая на А. устанавливается под верхней палубой на корме, где стоит и подъемный кран. Из современных хорошо оборудованных А. необходимо отметить: америк. Лексингтон (Lexington) и Сара-тога (Saratoga), водоизмещением по 26 800 т, размерами 270 X 32 м, японские Акаги (Akagi) в 33 ООО т, размерами 270 х 31 ле и Кага (Kaga) в 27 ООО ш, размерами 210 X 30 м, вмещающие по 50 самолетов. Имеются сведения о постройке А. в 45 ООО т, при скорости 65 1ш/ч, длине 268 ж и ширине 58 ж, вмещающих 72 самолета. а. з.

АВИАПОКРЫШКА, аэропокрыш-к а, оболочка пневматической шины, применяемой для сухопутных аэрощганов.



АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Служит для частичной амортизации толчков при приземлении и рулении и при разгоне для взлета. Вследствие особенностей своего назначения изготовляется тонкостенной и из небольшого количества прокладок. Должна прочно держаться на ободе, иметь малое лобовое сопротивление и легкий вес. На ободе удерживается подобно автомобильным покрышкам. См. Автошина.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, обнимает аэропланостроит. заводы, авиамоторные заводы и заводы подсобн. производства (лыле, винтов, аэронавигационных приборов и т. п.). Рост А. возможен только в такой стране, где имеется хорошо развитая металлическая промышленность и, в частности, алюминиевые заводы, так как моторы и аэропланы требуют сталь исключительно высокого качества (хромоникелевая, инструментальная и т. п.), а алюминий и дуралюминий с развитием металлических самолетов начинают занимать в А. первенствующее место. Производство приборов для зажигания, шариковых и роликовых подшипников требует наличия соответствующих заводов; точность обработки изделий требует первоклассного оборудования, высокого качества инструментов и т. п. Необходимость большой точности при обработке требует наличия в стране достаточного количества рабочих высокой квалификации. Максимальное развитие А. получила в годы империалистической войны (см. табл.).

Годы

Великобр.

Франция

Америка

Италия

Германия

1913 г.....

самолетов во всех странах

Годы войны:

самолетов . . .

54 800

51 100

14 200

12 200

48 500.

заводов ....

моторов ....

40 800

92 500

42 200

24 300

40 400

1923-1925 гг.

самолетов . . .

2 850

5 900

4 200

2 070

В число заводов не входят заводы и мастерские, которые изготовляли для А. материалы, полуфабрикаты, приборы, инструменты и т. п. После войны заводы, к-рые продолжали работать для А., изменили характер производства, перенеся центр тяжести на опытное строительство и на усовершенствование отдельных типов самолетов. Среди крупных заводов, к-рые во время войны и в настоящее время являются главными поставщиками аэропланов и авиамоторов, известны: во Франции - Фарман, Ньюпор, Бреге, Л орен-Дитрих, Испано-Суиза, Гном-Рон; в Германии - Юнкере, Мерседес, Альбатрос, В. М. W.; в Италии- Капрони, Ансальдо, Савойа, Фиат; в Англии-Непир, Виккерс, Рольс-Ройс, Бристоль; в С.-А. Соед. Штатах -Кертис, Райт, Форд, Паккард.

Аэропланостроительные заводы по размеру своих изделий м. б. отнесены к среднему машиностроению. Характер производства и пропускная способность завода зависят от объема работ, от размеров завода и от качества и количества оборудования на заводе. На наших самолетострои-

тельных заводах применяется метод обработки просто-серийный, за границей же во время империалистической войны на крупных аэропланостроительных заводах применялся метод обработки крупно-серийный. В настоящее время такой метод применяется на заводе Бреге по выпуску аэропланов Бреге 19. Технич. условия качества продукции (допуски) для большинства работ по металлу относятся ко 2-му и 3-му классу (по DIN); что же касается допусков по дереву, гл. обр. в типовых сборках, то здесь применяются более грубые допуски и предел их доходит до 0,5 мм.

Характеристика изделия (конструкция). Большинство деталей как по дереву, так и по металлу имеют специальную конструкцию, и только небольшое число деталей, преимущественно по металлу, имеют нормальную конструкцию (болты, гайки, шурупы, заклепки и т. п.).

Виды мастерских и схема их расположения. За границей аэропланостроительные заводы имеют только мастерские по дереву и сборочные; что же касается работ по металлу (болты, шурупы, тендера и т. п.), медницких работ (баки для бензина и масла, радиаторы) и т. п., то все эти работы исполняются не на самолетостроительных заводах, а в специальных мастерских, па заказ. При проектировании аэропланостроительных заводов принимается следующая схема распределения цехов: 1) заготовительные цехи, 2) столярный цех, 3) обойная, 4) малярная, 5) инструментальная и ремонтная, 6) механич. цех, 7) медницкая, 8) кузница, 9) сварочная, 10) моторная, 11) главная сборка, 12) сушилка по дереву, 13) лесопилка, 14) склады, 15) ангары.

Оборудование. Количество станков для обработки металлов зависит от типа аэроплана, объема заказа и метода обработки. Аэропланы, строящиеся на наших самолетостроительных заводах, в современных условиях требуют до 6 станков на один самолет в месяц. Оборудование д. б. только специальное, преимущественно автоматы и револьверные станки. Располагать станки надлежит по типам и видам: токарные станки должны стоять отдельно от сверлильных, револьверные отдельно от фрезерных и т. д. В отношении же деревообделочной мастерской, в виду большой громоздкости деталей, надо признать более рациональным расположение станков по комп.яектам (групповое), считая, что в каждый комплект должны войти все виды деревообделочных станков. Примерный состав комплекта следующий: циркулярных пил-2, фрезерных станков-2, фуговочных-1, рейсмусовок-1, шлифовальных станков по дереву - 1, ленточных пил-1; в комплект не входят лобзики и сверлильные станки.

Силовые установки. При подсчете мощности силовой станции для определения двигательной силы обычно принимают в среднем 0,75 лошадиной силы на каждого производственного рабочего.



1 2 ( 3 ) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143