Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ( 24 ) 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

револьверами следующими выгодами: большая скорость перезарял-сания (вставка магазина, наполненного патронами,в рукоять пистолета - взамен вкладывания патронов по одному в каморы барабана), несколько ббльшая скорострельность, более выгодная для носки компактная форма оружия, без выступающего барабана. Нек-рые образцы пистолетов с более сильными патронами и снабженные притом приставными прикладами могут вести огонь не только для самообороны на близкие расстояния, но и на более дальние (автоматический нистолет Маузера с приставной кобурой-прикладом имеет прицел до 1 ООО м).

2) П и с т о .т е т ы - п у л е м е т ы- автоматические пистолеты, приспособленные для непрерывной стрельбы. Отличие от писто.яетов: изменение спускового мехагшз-ма с добавлением автоматического спуска и снабжение магазином с большим количеством патронов, ок. 50; оружие иредназна-чено для стрельбы на б.г1изкие расстояния по массовым целям - при отражении атак, в самые решительные моменты боя, а также при занятии неприятельских позиций во время борьбы в окопах. Непрерывная стрельба из пистолетов, вследствие большого дрожания оружия, не может обладать хорошей меткостью, а потому она применяется на близких расстояниях, не свыше 300-400 м.

3 и 4) Самозарядные и с а м ос т р е .т ь н ы е винтовки. Самозарядной винтовкой называется такая, в которой для производства канедого одиночного выстре.т1а требуется каждый раз нажатие па спуск,-в отличие от самострельной, где нажатие на спусковой крючок, благодаря наличию особого переводчика, вызывает ряд непрерывных выстрелов, до полного израсходования всех патронов магазина. Переводчик в самострельной винтовке дает возможность иревращать ее в самозарядную для одиночной стрельбы. Как самозарядная, так и самострельная винтовки имеют постоянный магазин на 5 или на 10 патронов. Сведения, полученные из заграничных источников, показывают, что в настоящее время там отдают предпочтение самозарядной винтовке; самострельную же не считают возможным принимать на вооружение каждого бойца в виду следующих соображений: .а) непрерывная стрельба без надлелсащей подставки, без сошек, обладает значительно худшей меткостью по сравнению с одиночным огнем; б) каждый стрелок не м. б. снаб-Яген большим числом патронов, достаточным Д.ТЯ производства непрерывного огня.

5) Автомат. Автоматом называется такая самострельная винтовка, к-рая имеет, вместо постоянного, вставной магазин на большее (ок. 25) количество патронов; т. о. по.лучается возможность вести непрерывный огонь, заряжая автомат вставными магазинами, нанолненными патронами, т. е. приближаясь к стрельбе из пулемета. Автомат при вставке ма.лого магазина, на 5 или на 10 патронов, превращается в самострельную винтовку, а благодаря наличию переводчика - ив самозарядную, ведущую одиночный огонь, при чем, в случае применения автомата в виде само-

зарядной или самострельной винтовки, заряжание производится обыкновенным способом-помощью обоймы. Так. обр. автомат является универсальным индивидуальным оружием. Имея вес одинаковый с весом винтовки, он может вести самую разнообразную стрельбу: одиночную - при заряжании из обоймы, до 25 выстрелов в мин., как самозарядная винтовка; непрерывную-при заряжании из обоймы, до 40 выстрелов в мин., как самострельная винтовка; одиночную- при заряжании вставными магазинами на 25 патронов, до 75 выстрелов в мин.,и, наконец, непрерывную - при заряжании вставными магазинами на 25 патронов, до 150 выстрелов в мин. Непрерывная стрельба без упора гш-коим образом не м. б. разрешаема, т.к. слишком ясно, что такая стрельба не даст ничего, кроме напрасной траты патронов. Нормальным видом непрерывной стрельбы м. б. лишь стрельба с упора, очередями по 3-4 патрона. По сравнению с неавтоматическог! винтовкой, автоматическая обладает следующими выгодами: а) сохранение сил стрелка, взамен которого работу но нере-заряжанию производят пороховые газы;

б) ослаалшше отдачи, поглощаемой возвратными иружинами; в) увеличение скорострельности. По сравнению с неавтоматической винтовкой автомат, кроме того, имеет следующие выгоды: г) возможность превращать автомат в самозарядную винтовку для одиночной стрельбы и зарялсания из обоймы с магазином на 10 патронов, а ташке в самострельную и обратно в автомат,-т. е. универсальность оружия; д) возмолаюсть, для отралсения атак и при появлении крупных целей, обстреливать их непрерьшньв[ огнем и тем е) производить сильный моральный эффект при неожиданном открытии пулеметного огня. Недостатки автоматических винтовок: а) значительный расход патронов, к-рого требует это орулсие по сравнению с неавтоматическим; б) большая сложность конструкции, неско-лько усложняющая обучение каждого стрелка;

в) необходимость более тщательного ухода за своим оружием.

6 и 7) П у л е м е т ь1 ручные и пулеметы станковые. Задача пл,--.лемета-экономить пехоту, непосредственно заменяя собою значительное число стрелков и косвенно принимая на себя огонь противника. Станковый-назначается для выполнения задач, требующих дальности, мощности и точности огня, при чем эти качества в станковом пулемете занимают первое место в ущерб его подвижности. Ручной пулемет выполняет те же задачи, но при непременном условии сохранения за оружием хорошей подвижности, хотя бы в ущерб да.ль-пости, мощности и точности. От станкового- требуется стрельба с предельных дистанций до 3 00S м, для ручного же предельная дальность не превосходит 1 200 ж. Для станковых пулеметов необходима наделлхая твердая установка--д-ля возможности безопасной стрельбы через головы своих и для .лучшей меткости; необходимы, следовательно, станок или тренога достаточной массивности во избежание дрожания. Вес всей системы нозициоппого пулемета, доходящи!!



в крайнем случае до 80 кг, допускает конструкцию такого станка и треноги - с хорошими механизмами для вертикальной и горизонтальной наводки. Ручной пулемет, ограниченный пределами веса от 8 до \2кг, допускает возможность иметь гл. обр. сошки или самые легкие станки. Следующими характерными данными являются система охлаждения и способ питания патронами. Для ручного пулемета водяное охлаледение не может считаться удобным, в виду трудности получения воды в бою при быстрых перебежках, - предпочтительнее охлаждение воздушное с радиатором, по принципу Льюиса (по принципу быстрой смены разгоряченного ствола). При тяжелом радиаторе пулемет должен выдерживать не менее 800- 1 ООО выстрелов, при быстрой смене стволов-кал-едый ствол не менее 300-400, иначе пулемет д. б. признан негодным. Станковые пулеметы могут иметь более совершенное водяное охлаждение. Наконец, в отношении способа питания, ручной пулемет не может иметь ленты (без коробки), т. к. при быстрых перебежках она будет болтаться и затруднять движение. Наиболее целесообразный способ питания для такого пулемета - обыкновенные или барабанные магазины, не менее как на 50 патронов и не более как на 100, во избежание трудности переноски очень тялгелых магазинов. Для станковых пулеметов предпочтительнее ленты металлические (из отдельных звеньев) и из холста, примерно от 100 до 250 патронов. Станковый пулемет допускает ведение более продолжительной непрерывной стрельбы, чем ручной, а потому способы питания и охлаждения должны быть более совершенны.

8) Автоматические орудия. Выгода их-увеличение скорострельности и уменьшение отдачи, поглощаемой сжимающимися пружинами и компрессорами. Главное применение их-зенитная стрельба при борьбе с воздушным флотом; сюда относятся орудия, обладающие полным автоматизмом: 31-мм пушка Максима-Норденфельда, 40-лгл1 Виккерса. К орудиям с полным автоматизмом необходимо отнести и пехотные пушки системы Мак-Клена (орудия сопровождения). Из полуавтоматических орудий, в которых автоматически производится лишь открывание затвора, извлечение и выбрасывание гильзы, а также взвод ударника, остальное же-закрывание затвора и зарял<ание - производится прислугой орудия, необходимо отметить французские Ы-мм нушки для бронемашин и танков.

Лит.: Хартулари, Ручное оружие самообороны и новейшие его образцы. СПБ., 1900; е г о ж е. Краткие сведения о наилучших образцах автоматического пистолета. Оружейный сборник, 1, СПБ., 1905; Ф е д о р о в В., Автоматическое оружие, СПБ., 1907; Девуж М.. Современное автоматическое оружие, пер. с фр., Devouges М., LAvenement darmes automatiques. P., 1 925; W 111 e R., Selbstlader - Fra-gen. В., 1902; W i 11 e, Selbstspanner, В., 1896; Kaisertreu, Die principiellen Eigenschaften d. automatischen Feuerwaffe, Wien, 1902; С о r d i e r F., Les armes automatiques, P., 1913. B. Федоров.

АВТОМОБИЛЬ, самодвижущийся экипаж для перевозки людей и грузов по безрельсовым дорогам. Первые А. с механич. тягой относятся к 70-80 гг. 18 в. (Кюнье, Мурдок); эти модели были с деревянной рамой на трех колесах, с паровым двигателем

т. э. т. I.

самой примитивной конструкции; расчетная скорость А. Кюнье была 4 км/ч. Более жизненную, серьезную форму конструкция А. начинает принимать с момента появления двигателя внутреннего сгорания, вернее, с момента изобретения Готлибом Даймлером в 1883 г. компактного быстроходного автомобильного двигателя. В 1885 г. им была построена первая мотоцивдетка и четырехколесный А. Почти одновременно Бенц (в Маннгейме) сконструировал трехколесный А., по типу близкий к А. Даймлера. Начиная с этого времени, развитие конструктивных форм быстро подвигается вперед под влиянием гл. обр. спортивного интереса. В 1895 г. между Парижем и Бордо были устроены гонки, в к-рых участвовали 22 А., при чем машина фирмы Панар - Левассор покрыла расстояние 1 175 в 48% часа, т. е. имела среднюю скорость 24 км/ч. С течением времени, наряду со спортивно-туристическим интересом к А., начинает выявляться его хозяйственное значение - появляются грузовые, пожарные и прочие виды А., служащие исключительно для хозяйственных целей. В настоящее время эксплоатация А. является одним из мощных видов транспорта, успешно конкурирующим в отдельных случаях с ж. д. К началу 1927 г. всего А. на земном шаре насчитывалось 27,5 млн.; производство их за 1926 г. достигло почти 5 млн. Современные А. снабжаются двигателями - электрическими, паровыми и внутреннего сгорания (бензиновыми, керосиновыми и нефтяными). Преимущественное раснространение получили А. с бензиновым мотором - в виду надежности их действия, удобства карбюрирования и сжигания бензина, большого радиуса действия и возможности легко и повсеместно пополнять запасы горючего - бензина.

На фиг. 1 (ст. 163) изобралено шасси нормального легкового А. с бензиновым мотором. Основные механизмы А. располагаются в следующем порядке: мотор с системой охлаждения крепится к передней части шасси; эффект, мощность двигателя передается к коробке передач через особый механизм - сцепление, представляющее собой фрикционную муфту; из коробки передач усилие направляется через карданный вал с двумя шарнирами по концам к дифференциалу и от последнего через п о л у о с и-к задним колесам. Передача от карданного вала к дифференциалу осуществляется парой конических шестерен, червяком или помощью двойной зубчатой передачи. Окрулг-ное усилие на задних ведущих колесах вызывает реакцию дороги, к-рая последовательно передается колесам, шарикоподшипникам полуосей, заднему мосту и раме А. Передние колеса обычно не являются ведущими, а служат только для управления А., к-рое производится путем поворота не всей передней оси, а только кулаков, на к-рых сидят передние колеса. Расположение и функции основн. механизмов норм, грузовых А. те же, что и у легковых (фиг. 2, ст. 163).

Моторы А. крепятся к шасси на трех точках, во избежание поломок опорных .тан во время перекосов рамы при езде по




(l , 1 , . 1 . , i

------)

Фиг. 1. Нормальное шасси легкового автомобиля с бензиновым двигателем.

неровной дороге. Ось коленчатого вала мотора направлена параллельно земле или же, с целью меньшего износа шарниров карданного вала, наклонена но направлению к дифференциалу. Сцепление служит для разъединения мотора от ведущих колес в момент переключения передач; последнее не м. б. выполнено при включенном сцеплении, т. к. под влиянием окружного усилия зубья шестерен сильно прижаты друг к дЬугу, и включение следующей пары зубчаток при разности окружных скоростей и при наличии больших масс (маховик и вся масса А.), связанных с каягдой из них, не-возмолно без поломок. Назначение сцепления- исключить одну из масс (маховик),

уменьшить разность окружных скоростей включаемых шестерен, уменьшить давление на зуб включенных и тем самым свести до минимума удар при смене передач. Механизм сцепления в большинстве случаев выполняется в виде одного стального диска, трущегося по двум связанным с маховиком поверхностям, обшитым фврродо (фиг. 3); момент инерции освобождающейся части (диск) такого сцепления очень мал, и включение передач происходит без удара. Грузовые А. и автобусы с более тихоходными моторами, обладающие большим крутящим моментом, снабжаются сухими многодисковыми сцеплениями (фиг. 4); реже встречаются сцепления конусом и многодисковое-


Фиг. 2. Нормальное шасси грузового автомобиля.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ( 24 ) 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143