Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ( 15 ) 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

нежели сварка светильным газом, блаугазом и водородом. Хотя экономический эффект несколько отстает от экономического эффекта сварки ацетиленом, все же этот вид сварки можно рекомендовать при монтажных


Фиг. 14. Передвижной свг.рочный аппарат: А-баллон с блаугазом, В-газосборник (расширитель), С - бутылочный вентиль, F - обратный клапан, Н - предохранительный клапан, Р - кислородная бутыль, Q - редуктор для кислорода.

работах, в виду легкости передвижения и большой портативности аппарата.

Атомно-водородная сварка основана на том, что водород, пропущенный сквозь пламя вольтовой дуги - между двумя вольфрамовыми электродами, - переходит из состояния молекулярного в атомное. Атомы водородной молекулы под влиянием высокой t° вольтовой дуги отделяются друг от друга, поглощая при этом энергию дуги. Удаляясь от дуги, атомы вновь соединяются в молекулы. Освобождаемая при этом энергия дает водородное пламя чрезвычайно высокой t°, при которой плавится даже высокоплавкий молибден. Вместо чистого газообразного водорода применяют метан, этиловый спирт и водяной газ. В Германии вместо вольфрамовых применены с успехом стальные электроды, а вместо газообразного водорода-древесный спирт. Подробнее см. Сварка электрическая.

В заключение должно сказать, что первенствующее положение среди всех видов автогенной сварки остается за ацетилено-кисло-родным способом. Что ле касается остальных видов, то применение их оправдывается исключительно или невозможностью осуществления сварки ацетиленом или чрезвычайной дешевизной других горючих.

Лит.: КрасовскийП. и. й Миткевич Э. К., Автогенная сварка, М., 1926; Изв. Нар-комтр. СССР , М., 2-3, 1925 и 4-5, 1925; Лаврове. И., Автогенная обработка металлов, Берлин, 1925; Achenbach F. и. Lavroff S.,

Elektrisches und autogenes Schweissen und Schnei-den von Metallen, Berlin, 1925; В о the A., Das Kupferschvireissverfahren, insbesondere bei Lokomo-tiv-Feuerbuchsen, Berlin, 1923; Eckermann W., Die Anwendung d. autogenen u. d. elektrischen Schweis-sung bei Bau u. bei d. Ausbesserung v. Dampfkessein u. Dampffassern, Hamburg, 1924; H о I s 1 a g C. J., Arc Welding Handbook, N. Y., 1924; H о r n о r H. A., Spot a. Arc Welding, Philadelphia, 1920; К a g er e r F., Das autogene Schweissen u. Schneiden mit Sauer-stoff, Wien, 1923; К a u t n у Т., Handbuch d. autogenen Metallbearbeitung, Halle a/S., 1912; К a u t-n у Т., Leitfaden f. Azetylenschweisser, Halle a/S., 1925; L u d w i g, Der Azetylensauerstoff-Schweissbrenner, В., 1912; NieseH., Das autogene Scliweiss- u. Schneid-verfahren. В., 1920; Owens J. W., Pundamentals of Welding Gas, Arc and Thermit, Ohio, Cleveland, 1923; S с h i m p к e P., Die neueren Schweissver-fahren, Berlin., 1922; Schimpke P. u. HornH., Praktisches Handbuch d. gesamten Schweisstechnik, B. I, Autogene Schweiss-u. Schneidetechnik, В., 1924; Z e m к e P., Autogenes Schweissen u. Schneiden, 1923; Welding Journal*, L., Acetylene Journal*, N. Y.; Autogene Metallbearbeitung , Halle; Drager-Hefte , Lubeck; Iron Age , N. Y.; Journal of the American Welding Society*; Revue de la soudiu-e autogene*, P.; Die Schmelzschweissung*, Hamburg; Welding Engineer*, Chicago; Zlschr. Г. komprimierte u. flussige Case, sowie f. d. Pressluft-Industrie*, Weimar; *Po-wer , march, 4, 1926. E. Кузман.

АВТОГОНИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ, конформные, ортоморфные проекции, проекции с сохранением подобия в бесконечно-малых частях. См. Картографические проекции.

АВТОГРАВЮРА (четырехцветная автотипия), способ воспроизведения цветного оригинала, написанного маслом. С цветного оригинала, разлагаемого фотографированием с помощью светофильтров на основные тона, снимают четыре негатива: три негатива, воспроизводящие основные краски- желтую, красную, синюю, и четвертый, используемый обычно для серой, копируют на цинк или камень (см. Автотипия). Процесс печатания дорог, требует меловой бумаги и высокого качества красок,

АВТОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ см. Телеграф.

АВТОГРАФИЯ, процесс, посредством которого переносят на литографский камень или на цинковую либо алюминиевую пластинку рукопись или рисунок, изготовленные лшр-ными чернилами на специальной автографской бумаге (т, е. бумаге, покрытой клеевым слоем с квасцами на той стороне, на к-рой пишут). Дальнейшее печатание производится обычным литографским путем или (после вытравления) с цинковой пластинки,

АВТОДИННЫЙ ПРИЕМ, процесс приема радиосигналов помощью биений (см,), при к-ром электронная лампа слунгит одновременно и местным генератором высокой частоты и детектором, что достигается введением в схему обычного аудиона т, н. обратной связи ; такое устройство называется автодином ; термин противопоставляется гетеродинному приему , при к-ром местным генератором высокой частоты является в соответствующей схеме отдельная электронная лампа. Кроме понятия автодин иногда встречаются эквивалентные: автогетеродин , колеблющийся аудион , аудион с обратной связью . В современной радиотехнике Ьместо терминов А, п, и автодин часто употребляются равнозначущие термины регенеративный прием и регенератор . Подробное изложение сущности А.п.и автодина см. Регенеративный прием и Регенератор.



АВТОДРЕЗИНА, см. Автомотриса и Вро-нировампый поезд.

АВТОЖИР, изобретенный конструктором де ля Сиерва летательный аппарат тяжелее воздуха, со свободно вращающимися крыльями, осуществляющий новый принцип летания, совмещающий в себе принципы полета аэроплана (см.) и геликоптера


Фиг. 1. Схема бокового вида автожира.

(см.). По внешнему виду отличием А. от обычного аэроплана являются крылья (не менее трех), которые могут вращаться на втулке е - е (фиг. 1) вокруг оси / , слегка отклоненной от вертикали назад, заменяя систему неподвижных крыльев. Конструкция А., так же как и аэроплана, состоит из фюзеляжа, шасси, мотора с тянущим винтом, рулей высоты, направления и элеронов. Для 6-го типа, выпуска 1925 года (фиг. 2), конструктор целиком использовал фюзеляж учебного аэроплана Avro 504 К со 120-сильным ротативным мотором Рои. Крылья А. приходят во вращение наподобие лопастей ветряного двигателя по мере приобретения аппаратом поступательной скорости за счет работы тянущего винта и, по достижении 70 об/м., дают необходимую для взлета подъемную силу. В полете число оборотов несколько возрастает, оставаясь в пределах от 100 до 130 об/м. По сравнению с неподвижными несущими поверхностями, вращающиеся крылья, как работающие в потоке большей скорости, дают значительное увеличение подъемной силы, что расширяет диапазоп горизонтальных скоростей А. (за счет уменьшения посадочной скорости) сравнительно с аэропланом приблизительно в 3 раза. Это свойство А. чрезвычайно облегчает посадку. Как показали испытания А. в полете, на нем может быть выполнен, без риска поломки, почти строго вертикальный парашютирующий спуск с высоты до 00 jvt. К числу положительных особенностей А. следует также отнести его поперечную и продольную устойчивость, автоматич. создающуюся за счет жиро-скопического эффекта вращения крыльев. Некоторым недостатком А. яв.ляется его меньшая (приблизительно на 20 - 30 %), сравнительно с аэропланом равной мощности и веса, максимальная поступательная скорость и довольно большой (около 150 ж) разбег перед взлетом, который, однако, может быть уменьшен, если перед разбегом раскручивать крылья на месте до нужного числа оборотов посредством привода от мотора или другого механического устройства. С целью достижения независимости величины подъемных сил, развиваемых крыльями, от периодических изменений

скорости потока за время одного оборота - в А. применена конструкция гибкого крепления крыльев к вращающейся втулке. Периодические изменения скорости создаются за счет сложения скоростей вращершя крыльев и общего ностунательного движения всей системы, т. к. по одну сторону оси аппарата паправления скоростей этих движений совпадают, а по другую -противоположны. Соединяясь со втулкой посредством горизонтальных шарниров (фиг. 1), крылья, имея возможность движения вверх и вниз, ограничиваемую в известных пределах растяже пнем амортизатора, удерживаются при вращении в некотором отличном от горизонтального, но близком к нему положении, определяемом равенством моментов относительно оси шарнира подъемной и центробежной сил jR и С. При этом, когда крыло, вращаясь, попадает в поток возрастающей скорости (т. е. движется с той стороны аппарата, где направление вращения и поступательного движения совпадают), оно, за счет увеличения подъемной силы, начинает подниматься, уменьшая этим движением угол встречи с потоком, а следовательно, величину подъемной силы. По другую сторону аппарата, где направления движений противоположны, происходит обратное: лопасть опускается, увеличивается угол атаки- подъемная сила возрастает. Т. о., за


Фиг. 2. Автожир тип 6 в полете.

счет вращательного и машущего движений, величины подъемных сил на крыльях от периодических колебаний скорости потока почти не изменяются, что чрезвычайно важно для сохранения поперечного равновесия аппарата.

Лит.: Вестник во.здушного флота , М., 1925 ZeitscIirift fur Flugtechnik und Motorluftschiffahr (ZFM) , Munchen-Berlin, H. 1, 4, 22, 1926 и H. 1-5 1927; LAeronautique , P., 47 ш 59, 1923, 08 11 71 1925 и 92, 1927; Ье Genie Civil*, P., 20 it SO 1926; Tlie Journal of the Roval Aeronautical Society* I;Ondon, ISI, p. 8, 1926 и 198, 1927; <.Aviation N. Y., 15, 1926; J о n e F. Т., All tlie Worlds Aircraft, New York, 1924. B. Гольцшмидт.

АВТО НАМ EPA, см. Автошина.

АВТОНАРТОГРАФ, прибор, сконструированный проф. Гугерсгофом (Hugersgoff), позволяющий производить механическое построение плана или карты по двум фотографическим снимкам местности. А. допускает обработку как земных стереоснимков.



так и воздушных. Он состоит из двух подвижных вокруг горизонтальной и вертикальной осей рамок-кассет АА и двойной зрительной трубы R с окуляром Ок для


Автокартограф.

стереоскопического наблюдения снимков J5B, вложенных в рамки-кассеты. Ряд рычагов-линеек, соединенных между собой, наносит карандашом горизонтали местности на план и карту или автоматически вычерчивает профиль или план местности в горизонталях. Необходимые для обработки на А. аэроснимки производятся с различной высоты, в зависимости от масштаба требуемой карты. При масштабе 1:10 000 полеты лучше производить на высоте 1 600 м, при 1 : 25 ООО - на выс. 3 000 м. Широкого практического применения А. не получил в виду сложности конструкции и большой стоимости.

Лит.: Федоров И., Аэрофотосъемка, Воздушный справочник , т. II, М., 1926; InternationaIe3 Archlv fur Photogrammetrie*, Wien; Zeitschrift fur Instrumentenkunde*, Berlin.

АВТОКАТАЛИЗ, химический процесс, при котором одно из начальных веществ (отрицательный А.) или конечных продуктов реакции (положительный А.) играет роль катализатора. Если катализатор, способствующий данной хим. реакции, образуется в результате самой реакции, то, вместо ожидаемого замедления вследствие уменьшения концентрации реагирующих веществ, скорость превращения возрастает. Подобные явления происходят, например, при разложении мышьяковистого или сурьмянистого водорода, где накапливающиеся в течение реакции металлический мышьяк или сурьма способствуют разложению своих водородных соединений. К этой же группе явлений относится самовозгорание бездымного пороха (пироксилина): образующиеся окислы азота катализируют процесс разложения пороха, протекающий с большим выделением тепла. Примером отрицательного А., при котором скорость принимает замедленный темп, может слулшть реакция образования лактонов из соответствующих окси-кислот, напр., бути-ролактона из у-окси-масляной кислоты:

СН2(ОН).СН2-СН2-СООН =

= СН,-СН,-СН,-СО.

В этом случае, по мере протекания ре-кации, уменьшается концентрация ионов водорода, катализирующих этот процесс.

См. Катализ. с. Медведев.

АВТОКЛАВ, аппарат, в к-ром тела подвергаются действию высокой t° при повышенном давлении. Простейший А. - папи-нов котел - прибор, состоящий из котла, герметически закрытого крышкой, снабженной предохранительным клапаном; при нагревании котла пары находящейся в нем

воды производят давление на воду и повышают i° ее кипения. Т. о. вода, оставаясь в жидком состоянии, м. б. нагрета до 125° и более. А., применяемые в технике, снаб-лены термометром и манометром; между крышкой и стенкой котла прокладывается кольцо из асбеста, свинца или меди. Материал А. зависит от назначения его; чаще всего это-медь, железо, алюминий. Нагре-


Автоклав.

вают А. непосредственно лсаром от углей, либо перегретым паром или кипящим маслом; в последних двух случаях А. заключают в т. п. паровую рубашку или масляную баню. Внутренние стенки А., употребляемых в хим. промышленности, покрывают эмалью, крупповской кислотоупорной сталью или другими кислотоупорными веществами. А. бывают разных размеров: от 1 л вместимостью (в лабораториях) и до 20 м вышины (в целлулоидной промышленности). А. применяется широко в разных отраслях нромышленности.

АВТОКОПИСТ, множительный аппарат для переизданий в небольших тиражах книг с текстом или с иллюстрациями. Печатает на пергаментной бумаге, покрытой легким слоем желатина. Система воспроизведения фототипная. См. Фототипия.

АВТОЛ, машинное автомобильное масло, продукт переработки нефти. Удельный вес от 0,895 до 0,908; содержание смолистых веществ не более 3-5%; 1°заст. около--8°; вспышка не ниже 200-270°. См. Нефти переработка.

АВТОМАТЕРИИ, специальные технич. ткани, идущие на изготовление покрышек (авто-, moto-, аэро-, вело-) мягких и жестких типов. В виду особо высоких требований,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ( 15 ) 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143