Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 ( 129 ) 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

От свойств битуминозного сырья сильно зависят строительные свойства готового материала. Поэтому д. б. обращено особое внимание на выбор и испытание битуминозных материалов для А. б. Необходимыми условиями правильного производства А. б., кроме целесообразных соотнощений и свойств составных частей, являются: а) надлежащий термический режим, т. е. t° нагрева не должна превосходить опасную, при которой происходят химические изменения битуминозного вещества; б) достаточное перемешивание для равномерного распределения битуминозного вещества по всей поверхности каменных обломочных материалов и для создания однообразной смеси; в) применение для кладки А. б. с достаточно высокой t°, т. е. устранение охлаждения, вызывающего загустение битума и уменьшение подвижности; г) предупреждшше попадания воды в А. б. во время работы с ним до окончательного уплотнения; д) достаточно сильное трамбование и укатка. Как правило, слой А. б. для трамбования д. б. не толще 10 см, а при укатке не толще 5 см.

Т. к. строение А. б., обусловливающее его свойства, зависит от точного соотношения составных частей и свойств битума, то во время производства А. б. и работ с ним должно определять в лаборатории: а) содер-лание битума (экстрагированием в центри-фугальном аппарате или другим способом), б) физич. свойства экстрагированного битума, в) гранулиметрический состав каменных обломочных материалов, г) механич. свойства - сопротивление сжатию и растяжению при статической и динамической нагрузке и стиранию, д) водопроницаемость, е) температурную стойкость. Установление состава А. б. должно производиться также на основании лабораторных опытов. Для получения удовлетворительных результатов во время производства А. б. и работ с ним тщательное соблюдение приведенных выше условий должно бьпъ признано существенно необходимым.

Применение А. б. началось в С.-А. С. Штатах для постройки дорог около 40 лет тому назад. У нас А. б. впервые применен на опытном участке дороги в 1910 г. на одном из асфальтовых заводов близ Сызрани; для крепостных сооружений А. б. начал применяться с 1911 г. Первое боевое испытание А. б. получил во время империалистической войны (в 1914 и 1915 гг. при осаде крепости Осовец), где укрепления из А. б. выдеряшли бомбардировку тяжелых орудий в течение 9 мес. В 1915 г. из А. б. были построены русской армией при осаде крепости Перемышль 4 осадные батареи для 11-дм. мортир, сыгравших решающую роль в овладении крепостью. В настоящее время А. б. является наиболее совершенным материалом для дорог, быстро распространяясь как в Ajviерике, так и в европейских государствах (например дороги, выходящие из Парижа).

Лит.: Сахаров П. В., О битуминозном (асф.) бетоне, <11зв. Русск. об-ва испытания материалов , J, СПБ., 1914; его же, 1) Асфальтовый бетон, его состав, свойства и лаборат. исследовапие, 2) Применение асф. бетона для крепости, сооружений, Ипж. журн. , М., 1921 и 1922; его же, Асфальтовый

(битуминозный) бетон, его состав и способ производства, С. П. , 10, М., 1924; его же. Свойства асф. материалов в зависимости от рода битуминозного сырья, Поверхность и недра , 7-9, Л., 1926; Richardson С1., The Modern Asphalt-Pavements, N. Y., 1908; Boulnois H. P., Modern Roads, L., 1919; Le Gavrian P., Les chaussees moder-nes. P., 1 922; Schneider Ed., Moderner Stras-senbau. В., 1926; Kerkhoff В., Asphalt- und Teerstrassen (Asphalten Teerwegen), В., 1925; The Asphalt Association,- brochures, pocket references, circulars, reprints, pointers, N. Y., 1925-27. П.Сахаров.

АСФАЛЬТОВЫЙ СПОСОБ ПЕЧАТАНИЯ, один из способов фотомеханической репродукции. Он основан на открытой Нисе-фором Ньепсом в 1827 г. светочувствительности асфа.71ьта. Если последний растворить в бензоле и нанести раствор тонким слоем на металлич. пластинку, то по высыхании бензола на ней останется прозрачная золотисто-желтая пленка асфальта. При экспонировании ее под негативом или гравюрой, освещенные места асфальта делаются нерастворимыми в эфирных маслах, скипидаре и пр. Проявляют обыкновенно французским (не содержащим кислот) скипидаром, который растворяет асфальт на неосвещенных местах и оставляет его не-растворенным - в освещенных. Для ускорения проявления прибавляют русский скипидар, для замедления - бензин, лигроин или деревянное масло. Т. о. получают асфальтовый позитив (под негативом) или негатив (под позитивом). Если он нанесен на металлич. пластинку, рисунок можно перевести на эту пластинку путем травления к-той. Если асфальтовый оттиск получен иа литографском камне, им можно воспользоваться д-чя изготовления шюского литографского клише: оставшийся в тенях изображения асфальт принимает жирную литографскую краску, а обнажившийся в светах камень ее не принимает.

Обыкновенный асфальт недостаточно светочувствителен для указанных способов репродукции, так как печатание на нем продолжается иногда по несколько дней. Его светочувствительность повышают следующим образом. Сирийский асфальт , размолотый в грубый порошок, растворяют в хлороформе; получается тестообразная масса; из этого раствора светочувствительный чистый асфальт осаждают эфиром, многократно приливая его, встряхивая и сливая получившуюся эфирную вытяжку. Оставшийся чистый асфальт выгружают на бумагу и сушат в темноте (под тягой). 4 г такого асфальта, растворенные в 100 см бензола, служат для получения светочувствительной пленки. Для уменьшения хрупкости слоя прибавляют 3-4 см лавандового масла (иногда также миндальное масло, каучук, воск, смолы и друг, вещества), д.тя придания ему большей прочности - копалового лака, а затем фильтруют через бумагу. Печатание на асфальтовом слое такого состава продоллается на солнце от до У-у ч.. на рассеянном дневном свету - от 1 до 2 ч. Затем следует проявление скипидаром (см. выше), промывка сильной струей воды и дальнейшая обработка, в зависимости от того вещества, на котором нанесен асфальтовый слой.

При асфальтовой фотографии на м е-т а л л е следует многократное травление



медной или цинковой пластинки растворами азотной кислоты постепенно увеличивающейся концентрации (см. Травление). При асфальтовой фотолитографии по способу Давана производится закатывание камня жирной литографской краской. Вместо камня молено воспользоваться цинковой пластинкой, ведущей себя по отнощению к жирной краске как литографский камень.

А. с. п. применяется также для изготовления клише при трехцветном печатании.

Лит.: Адрианов И. А., Ренродукц. фотография при фотомеханич. процессах и печати тремя красками, СПБ., 1902. А. Рабинович.

АТВУДА МАШИНА, см. Ускорение.

АТВУДА ФОРМУЛА, ф-ла, дающая возможность определить статический момент остойчивости судна. См. Остойчивость судов.

АТЕЛЬЕ, снециальные застекленные мастерские, оборудованные и приспособленные для работ художников, скульпторов и фотографов. Тяжеловесность материалов, применяемых в искусстве ваяния, вынуждает сооружать А. для скульптурных работ в виде одноэтажных наземных зданий; все А. прочих назначений, ради лучшего освещения и во избежание световых рефлексов от окружающих предметов, стремятся устраивать как можно выше над землей. Рассеянный дневной свет сев. части небосклона дает самое целесообразное для ваяния, живописи и фотографии освещение. Солнечного света по возможности избегают. Главн. световое отверстие располагают по середине сев. стены здания, при чем верхней половине оконной рамы придают уклон в 45° к горизонту. В А. для скульптурных работ часто устанавливают приспособление в виде поставленной на рельсы платформы, благодаря которой скульптурное произведение можно легко выкатить из помещения под открытое небо через устроенные в стене здания ворота. Такое приспособление дает возможность видеть, как на открытом воздухе распределены на этом произведении свет и тени, что существенно важно Д./1Я скульптора. Вообще освещение предметов под открытым небом мало отличается от освещения внутри зданий, если эти здания снаблсены фонарями с т. п. верхним светом. Художники-пейзажисты, к-рые вынуждены всегда считаться со световыми эффектами освещения под открытым небом, часто устраивают в своих А. приспособление для верхнего света. Ниже приводится описание устройства А. по их назначению.

А. для скульпторов и художников. На фиг. 1 показан разрез А. для живописи, с площадью пола в 10x11 м. Состоящую из двух частей оконную раму FF делают шир. в 2У2 м при такой же высоте каждой из частей. В обращенной на Ю. стене А. устроено окно F, выс. 4 м, шир. 2 м, которое обычно занавешено, но в случае надобности дает возмолсность получить непосредственное освещение солнечными лучами. Для живописных работ на воздухе слулшт платформа Р1, шир. ок. 6 jn; часто возле А. устраивают застекленные со всех сторон платформы. Помещения А. прежде окрашивали преимущественно в серый или коричневый цвет, в настоящее время нередко применяют окраску в белый

цвет. Описанное А. рассчитано для работ над монументальными картинами больших размеров; для более мелкой, напр., портретной живописи достаточно вдвое меньшее помещение, с сохранением при этом для


Фиг. 1.

обращенного на С. oiena возможно ббльших размеров. Под А. для скульпторов строят помещения такого же расположения и устройства, как и для художников, но более высокие (7 jh и больше).

А. для фотографич. съемок. Существенно важно создать такие условия освещения снимаемого объекта, чтобы его тени и полутени, во избежание потери деталей в них, отражали достаточное количество химически активных лучей; для съемок при дневном свете это м. б. достигнуто лишь при изобилии равномерно рассеянного света и вынуждает устраивать в А. приспособления для бокового или верхнего света. Общеизвестно, что по мере удаления от окна сила света значительно падает (см. Освещение); поэтому нерационально под А. для фотосъемок строить столь же высокие помещения, как, напр., под мастерские для художников. Излюбленная художниками темная окраска А. нецелесообразна для фотосъемок, т. к. значительно уменьшает количество отраженного света. В настоящее время, после многочисленных опытов, признано рациональным устраивать А. для фотосъемок но изображенному на фиг. 1 типу- со сплошь стеклянной, обращенной на С, фронтальной стеной и со стеклянной наклонной крышей. Непосредственное освещение солнечными лучами дает нежелательные резкие контрасты света и теней; поэтому для регулирования света необходимо вдоль стеклянной стены и под крышей иметь раздвижные занавески; иногда для этой цели стеклянную крышу делают из матового стекла, поглощающего около 50% падающего света, - обстоятельство, к-рое создает нежелательные затруднения, особенно в пасмурную погоду в зимнее время года. Помещение под А., предназначенное исключительно для репродукции, м. б. более высокое. Важна хорошая вентиляция помещения. На фиг. 2 и 3 ийобралеено внутреннее устройство фотоателье. Раздвижное приспособление для 3-4 висящих занавесок г, S, t состоит из надетых па латунную проволоку dd и передвигающихся вдоль нее колец, к к-рым пришита материя занавесок. Такие нее проволоки натянуты под застекленной частью крыши, при чем каждая из занавесок о, р, q прикреплена к кольцам на двух таких проволоках. При помощи длинного шеста можно, передвигая занавески



АТЛАС

о,р,д,лябо закрыть совершенно свет (СО, либо открыть в любом месте крыши произвольно большие отверстия для него (АА и В В). Подобные л:е комбинации освещения мол-сно


Фиг. 2.

создать при помощи висящих занавесок r,s,t. Чтобы, напр., затемнить пол помещения в точке Р, необходимо закрыть нилснюю часть стеклянной стены, что легко сделать, если затянуть нижние концы занавесок s,t и прикрепить их одну к другой на высоте f нри помощи деревянной схватки. Для портретных съемок необходимо ставить отра-лсающие свет экраны Й из натянутой на деревянную раму белой или окрашенно!! ткани. Экраны устраивают так, чтобы их люжно было при помощи угол:ьников с роликами подвесить к горизонтальным направляющим шинам S, вдоль к-рых они, благодаря роликам, могут легко передвигаться (фиг. 3). Высота и ширина рамы 3 м.


ФПГ. 3.

Чтобы в поисках за удовлетворительным освещением облегчить быструю замену одного экрана другим, устраивают несколько таких приспособлений с соответствующим числом направляющих шин. Помещение А. окрашивают в белый или светлоголубой цвет, дающие наибольшее количество отра-лсенного света, что существенно валшо для осветления теней.

Процессы светописи (см. Фотография), кроме специального помещения для съемок, нуждаются еще в целом ряде других помещений, совокупность к-рых составляет неотъемлемую принадлелсность фотографич. А. Необходимы: 1) для негативного процесса: а) лаборатория для приготовления

химических реактивов; б) темная комната для проявления; в) комната для ретуширования пластинок и отпечатков; 2) для позитивного процесса: а) А. для копирования; б) слабо освещенное помещение для копирования с последуюпщм проявлением; это помещерше слулшт одновременно для промывки всяких отпечатков; в) комната для наклеивания отпечатков (тут же и переплетная мастерская), контора и помещение для посетителей.

В последнее время часто для фотосъемок, и главным образом для репродукции, устраивают А. с искусственным светом, без непосредственного участия дневного света в процессе светописи; иногда в этих А. наравне с искусственным применяют боковой дневной свет, без т.н. верхнего света. Под такое А. может быть легко оборудовано любое жилое помещение подходящих размеров. Источниками света служат гл. обр. электрич. дуговые лампы, но могут найти применение и другие источники сильного света, напр. вспышки магния, ацетиленовые горелки и т. п.; д.тя целей репродукции обычно пользуются светом от 2-4 дуговых ламп, в 1 000-2 000 свечей каждая; для портретных съемок необходимо дуговые лампы окружить рассеивающими свет стеклами, тканями или бумагой, либо пользоваться отралсающими свет экранами.

А. для кинематографии см. Киноателье.

Лит.: Е d е г J., Handbucli d. Photogr., 2 Aufl., в. 1, Halle a/S., 1893; Vogel H. W., Handbucli d. Photogr., 4 Aufl., T. 4, в., 1897; Fritz G., Pboto-lithogr., Halle a/S., 1894; S t о 1 z e F., Handwerks-buchf.Pliotogr., Halle a/S., 1898 u. 1899; M i e t b e A. u. M e n t e O., Lehrbuch. d. prakt. Photogr., 4 Aufl., Halle a/S., 1922.

АТЛАС, в ткацком деле, ткань атласного переплетения, поверхность которого застлана основой; если поверхность покрыта ут1шм, ткань носит название сатина. А. бывают правильные и неправильные. Наименьший раппорт (см. Ткацкое производство) правильного А. - 5. Атласное переплетение, принадлежащее к классу основных фундаментальных переплетений, отличается небольшим числом переплетений основы и утка, благодаря чему поверхность ткани получается состоящей преимущественно из пряжи одного вида (основы или утка) и приобретает однородный блестящий вид. В виду сложности А., переплетение для своего построения требует соблюдения ряда условий: 1) сдвиг одной пересечки нити от другой д. б. не меньше двух; 2) числа, выражающие сдвиги пересечек (горизонтальный и вертикальный), не д. б. де-.лимы одно на другое; 3) те же числа не должны иметь общего делителя; 4) сдвиги не должны быть равны по величине. При этих условиях возможны следующие атласные переплетения:

5-ремизный А. со сдвигами 2x3

Наиб.

7 8 9 10 И

2x5 или 3 X 4 I употр.

2x7 или 4x5

2x9 или 3x8 или 4x7 или 5x6

Из неправильных А. применяются 4- и б-ремизные, однако построенные неправильно и частично имеющие сдвиги саржевого



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 ( 129 ) 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143