Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 ( 128 ) 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

А. л. тощие, воздушной сушки, идут на наводку посредством покрытия всевозможных железных частей, преимущественно большого размера (ворота, решетки, корыта, вместилища для питьевой воды, фонари, печи, машины, станы экипажей, толевые крыши), а тощие печной сушки - на наводку посредством погружения мелких железных изделий (крючья, ушки, клещи, скобы), при более высоком качестве - на покрытие подставок для микроскопов и оптических приборов, частей швейных и пишущих машин и т. д. А. л. полулсирные и жирные, воздушной и печной сушки, идут на пропитки, грунтовки. При содернсании янтаря или тропических смол лшрные А. л. применяются в виде эмали. А. л. специальные предназначаются для покрытия кожи, экипажных станов, изделий из папье-маше, кожухов счетчиков, алюминия и т. д. К А. п. специального назначения относятся также весьма важные в электрич. машиностроении лаки изоляционные. Рецепт одного из таких лаков: 20 %г асфальта расплавляют при помешивании с 4 кг серы и 50 кг льняного масла; сплав проваривают в течение 6 ч, при t° ок. 170° и по охлаждении разжижают терпентинно-бензиновой смесью. Изоляционные А. л. весьма разнообразны и применяются как для наводок, так и для пропиток; некоторое общее представление о них можно получить на частном случае определенного производства. Ниже указаны свойства черных изоляционных лаков под германской маркой Гарантоль , асфальтовых и для сравнения-спиртовых. Свойства черных изоляционн. лаков.

Марка

Время сушки в часах

сушки

лака

fРи 1 при 80

Печная

Специ-альн. черный

70 5

Воздушн.

Черный экстра 7 230

12 1

Спиртовая

Черный S 1

1 i 1/6

и ая в W - О

Пробойная крепость в k\70,l.MJM

а> я) (Я

о о я

О Р н

О о (U

СВР,

2 000 9,05

20 6,10 1/2 2,40

10,25

7,00 2,65

В заключение даем таблицу рецептов наиболее характерных А. л.

Таблица рецептов наиб

Цены на А. л. весьма различны: в довоенное время от 36 пфенигов за 1 кг; хорошие А. л. стоили 4-5 мар. за 1 кг.

Лит.: Б о т т л е р М., Производство лаков и олифы, М., 1926; Soeligmann Fr. u. Zieke е., Handbuch d. Lack- u. Firnisindustrie, 3 АиП., p. 426-447, в., 1923; Andes L., Die Fabrikation d. Siegel- u. Flaschenlacke, 3 AuH., Wien, 1923; К i 8 s 1 i n g R., Chemische Technologie des Erdols usw. (Neues Handbuch d. Chem. Technologie, B. 9), Braunschweig, 1915; Creuzburg H., Die Lackier-kuHSt, 12 AuH., Lpz., 1921; Flight W. S., E1. Rev. , t. 89, p. 771, 1921; Wanderberg E., ETZ , Jg. 43, H. 25, Berlin, 1922; S с h e i b e r J., Lacke und ihre Rohstoffe, Leipzig, 1926; S с h e ib er J., Elektro-Journal*, Jg. 3, 2, Charlottenburg, 1923. П. Флоренский.

АСФАЛЬТОВЫЕ МОСТОВЫЕ, покрываются слоем асфальта (асфальтирован и е) но бетонной подготовке. А. м. считаются одним из лучших видов мостовых. См. Дороги и Мостовые.

АСФАЛЬТОВЫЕ ПИРОБИТУМЫ, название природных битуминозных веществ, состоящих из неплавких и нерастворимых в сероуглероде углеводородов и сравнительно свободных от окисленных соединений. Среди них различают элатерит (см.), вурцилит (см.), альбертит (см.) и имп-сонит (см.). Они содержат обычно меньше 10% минеральных примесей; при преобладании последних над неминеральными веществами такие породы получают название асфальтовых пиробитуминозных или битуминозных сланцев. Все четыре происходят от метаморфоза нефти и представляют, повидимому, разные стадии дальнейших изменений ее подобно асфальтитам (см.). Между собою они различаются, при содержании в них меньше 10% минеральных веществ, следующими свойствами:

Асфальтовые пиробитумы

Черта

Уд. вес при 25°

Тв. углерода

Элатерит . .

Светлобурая

0,90-1,05

2- 5

Вурцилит. .

Светлобурая

1,05-1,07

5-25

Альбертит .

Бурая, до черн.

1 ,07-1,10

2 5-50

Импсонит . .

Черная

1,10-1,25

50-85

АСФАЛЬТОВЫЕ ПОРОДЫ. Известняки и песчаники, пропитанные в своих месторождениях природными асфальтовьпии битумами, носят название А. п. или асфальтового камня. Содержание асфальт, битумов в А. п. зависит от их пористости и трещи-новатости и всегда довольно неравномерно, олее характерных А. л.


Железный........U2

Экипажный (репаратур- 1

ный).........20

Швейно-машинный . . . i 5 Парижский (черный i

японский)......118

Каретный........] 22

Алюминиевый...... 2

Черный для крючьев и j

петель ........ 5

Коншый.........80

12 I -

- I 12 Копал Ч-янт. 18 -

- ! 60

2 -

- ! 2

Парижск. синяя

О й>

§

Терпентин-бензин (1 : 1)

Масло

Сгущ. 10

50 24

Олифы 12

90 140 10

Льнян. сырого

Хорошо про-суш. 22

Умбры 4 0

Бензина 23 До желаемой густоты

Олифы 2 Олифы 200



При пропитывании пористых пород асфальтовые битумы образуют в них отдельные участки линзообразного, пластообразного и штокообразного характера, отличающиеся по степени пропитанности от слабо или вовсе непропитанных участков более темным цветом и б. ч. запахом, особенно при ударе. Чем больше содержание битума, тем А. п. темнее. На выходах А. п. под влиянием солнечных лучей происходит стягивание битума к поверхности, и здесь он обнаруживается в виде более темных пятен и даже частью в виде жидких и вязких натеков, которые служат внешними признаками А. п. Содержание битума в А. п. колеблется в широких пределах. Промышленным считается содержание уже 3-5% битума. Лучшие А. п. содержат от 7 до 15%, в виде исключения в месторождениях попадаются участки и более богатые. По самому процессу проникновения битума в пористые породы последние не м. б. пропитаны равномерно ни по площади, ни по мощности пород, образуя в них участки разного содержания битума, а потому и разной промышленной ценности. Это определяет размеры и промышленную ценность как отдельных участков, так и всего месторождения и выгодность их эксплоатации применительно к условиям места и времени. По характеру залегания пластов известняков и песчаников с многочисленными выходами на поверхность, они разрабатываются или открытыми карьерами, или шахтами и другими подземными выработками. Способ открытых и подземных работ зависит от площади, мощности, контуров и относительной равномерности пропитки, а также от богатства месторождения,т. е. от содержания асфальтового битума. Прочность как самих А. п., так и заключающих их напластований позволяет вести подземные работы в виде высоких и широких камерных пещеро-образных выработок при помощи взрьшных работ, б. ч. совсем без крепления и только частично с закладкой пустой породой. Открытые работы ведутся теми же методами, что и в обыкновенных каменных карьерах, с выдачей из карьеров А. п., имеющей промышленную ценность, и оставлением на месте пустой или слишком бедной и невыгодной для использования породы. Асфальтовые известняки и песчаники отличаются друг от друга по качеству заключающихся в них битумов и по способу их использования. Разница в качестве битумов происходит, вероятно, вследствие разной адсорбирующей (поглощающей) способности пород по отношению к пропитывающим их битумам и благодаря влиянию пород на изменение свойств битумов с момента их проникновения в породы. Битумы асф. известняков отличаются большим содержанием асфальтенов, а асфальтовых песчаников - большим содержанием масел. Отсюда вытекают и разные способы использования асфальтовых известняков и песчаников. Добытый асфальтовый известняк дробится и идет в тонкий помол для непосредственного затем применения в подогретом виде на прессованый асфальт или, с добавкой природного или нефтяного битума. Перерабатывается горячим путем на асфальтовую тстику или

асфальтовое вяжущее вещество для литого асфальта. Добытый асфальтовый песчаник после дробления подвергается вьшариванию для выделения асфальтового битума или экстрагируется при нагревании сероуглеродом или другими растворителями, с получением чистого асфальтового битума или гудрона (торговый термин) для дальнейшего использования. Месторождения асфальтовых известняков и песчаников весьма многочисленны, но только некоторые из них получили по своему качеству мировую известность. Главная масса асфальтовых материалов, полученных из природных асфальтов, производится не из чистых их разновидностей, а из асфальтовых известняков и песчаников.

Месторождения асфальтовых известняков. В Европе: в Германии- в Ганновере (8,3-13,4%), в Браун-швейге (8,5%); во Франции - в деп. Эн (8,1%), в Эльзасе (12,3%); в Швейцарии - в Валь де Травер (10,1%); в Италии-в Сицилии (8-9,2%), С.-Валентино в Абруццах; в Юго-Славии-Далмация (9,2%); в Греции- Маратополис (15-25%). В А з и и: в Японии, Сирии, Месопотамии, Аравии. В Африке: в Алжире, Нигерии, Родезии. В Америке: в С.-А. С.Ш.- Техас (12,2%), Индейская территория Равья (3,4-10,8%).

Месторождения асфальтовых песчаников: Татарос и Дерна в Венгрии (15-22%); Пехельбронн (15-18%) в Эльзасе; С.-А. С. Ш.-Кентукки (4-12%), Оклахома (12,5%), Техас (7-10%); Канада- пров. Альберта (19%).

Месторождения асфальтовых пород в СССР. В Сызранском уезде Самарской губ., по берегу Волги добываются пермские оолитовые доломиты и доломитовые брекчии и плотные доломиты пермо-карбона и верхнего карбона. Содержание битума - от 5 до 19%, т. е. по содержанию битума наши А. п. не ниже лучших европейских. В Крыму, близ Керчи, на мысу Голубинка разрабатываются битуминозные песчаники с содержанием 14,67% битума. Асфальтовые или гудронные песчаники разрабатываются в Самарской Луке, в 10 кн от д. Бахиловой; содержание в них битума 7,9 - 18,7%. Известны асфальтовые известняки в Гаграх, на берегу Черного моря, с содержанием на выходах до 4,5% битума; в Закавказьи - месторолсдение гудронного песчаника в 2 ки от Нотанеби (Зак. ж. д.), с содержанием битума ок. 22,5%; в Гудермесском и Брагу иском хребтах Сев.-Кав. края - битуминозные известняки. На Кавказе известен еще ряд неразведанных месторождений асфальтовых пород.

Лит.: Маркуссон И., Асфальт, М., 1926; Моисеев А. С. и Караваев Н. М., Асфальт, сборн. Нерудные ископаемые , т. 1, Л., 1926; Наследов Б. Н., Месторождения асфальтового камня в Самарской Луке и сызранская асфальтовая промышленность, Вестн. Геология, комитета , 2, Л., 1925; Наследов Б. и Около-Кулак Е., Месторождения гудр. песчаника и гудр. промыш. Самарской Луки, Вестник Геолог, комитета , з. Л., 1925; А b г а 11 а m Н., Asphalts and AHied Substances, N. Y., 1920. П. Пальчиисимй.

АСФАЛЬТОВЫЙ БЕТОН, строительный материал из смеси щебня, гравия и песка с асфальтовым вяжущим веществом,



допускающим переработку. Иногда А. б. называют битуминоз. бетон. А. б. по способу производства м. б. горячим и холодным. Первый производится перемешиванием при нагревании щебня, гравия и песка с битумом и мелким асфальтовым порошком. Асфальтовый порошок может быть заменен асфальтовым вяжущим веществом или асфальтовой мастикой при соответственном уменьшении битума. Холодным способом А. б. производится перемешиванием тех же каменных обломочных материалов с битуминозной эмульсией или с растворами битумов в летучих растворителях. Свойства А. б. зависят от свойств входящих в состав частей, их соотношения, условий обработки и от силы трамбования. Отличительными свойствами А. б. являются: а) водонепроницаемость, б) пластичность, в) вязкость, г) большая скорость затвердения, д) возможность вести работу в морозы, е) ничтожный износ от трения, ж) допустимость переработки материала, бывшего в употреблении, и простота ремонта, з) значительное сопротивление механич. воздействиям, в особенности ударным, - затухание сотрясений в А. б. происходит значительно полнее, чем в других строительных материалах. А. б. пригоден для постройки дорог, облицовок каналов и плотин, покрытий и фундаментов под паровые молоты, т. е. тех сооружений и частей их, в которых требуется водонепроницаемость, атмосферная стойкость, сопротивление ударному действию и сотрясениям, а также малый износ от трения. В зависимости от назначения А. б. различается по составу как в отношении абсолютной и относительной крупности каменных обломочных материалов (гранулиметрический состав), так и по содержанию битума. Для сооружений массивных м. б. допущен крупный щебень (до 7 см); чем тоньше укладываемый слой А. б., тем мельче д. б. щебень (или гравий). Как предел наибольшей крупности для щебня и гравия д. б. принято % тол-

TieooH гравий щебень

устройства кровель, изоляционных прослоек и т. д. Асфальтовый раствор, применяемый за границей для мостовых, содержит битума 9,5-12%, известняковой пыли 10-20% и песка 70-80%,.

А. б. производится в специально устроенных машинах для непрерывного и периодического способов. На схеме изображен тип оборудования, дающего от 10 до 12 m (7-8 м) А. б. в час (патентован). Главные части маншны: котел и паровая машина 25 Н*-1, элеватор - Е, воронка для загрузки- 2, вращающийся цилиндр для нагрева и перемешивания-3 и 4, форсунка для мазута, насос для накачивания битума, котлы для плавления битума, бадья с автоматич. весами для загрузки битума - 5.

Состав А. б., рекомендуемый Гаврианом (класс В): щебня 45-60%, песка 30-45% каменной пыли 3 - 5% и чистого битума 5-8% по весу. При пользовании отечественными материалами в виде битума, экстрагированного из битуминозных песчаников или песков и асфальтового порошка, выработан более простой способ производства- в одном барабане, служащем одновременно для нагревания и перемепшвания. Относительные количества щебня, гравия, песка, асфальтового порошка и битума определяются в зависимости от сооружения. А. б. для массивных сооружений, нри крупном щебне (6 - 3 см)\ щебня 40%, гравия (2,5 - 0,5 см) 35 -30%о, песка 12,5 - 15,5% асфальтового порошка 10%, битума 3,5 - 4,5%. Для тонких слоев: щебня (3 -1,5 см) 30%, гравия (2,5 - 0,5 см) 40%, песка 14%, асфальт, порошка 11 - 12%, битума4 - 5%.

Входящие в состав А. б. каменные обломочные породы д. б. крепкие, с большим сопротивлением выветриванию. Лучшим материалом для щебня являются плотные кварциты (например шокшинский), диабазы, некоторые виды гранитов и т. п. сплошные крепкие горные породы. Песок м. б. естественный и искусственный. Он должен проходить через сито 5 мм и весь оставаться


котел свшпумом

Схема производства асфальтового бетона.

щины укладываемого слоя в готовом виде, (т. е. после трамбования или укатки). В состав А. б., как всякого другого бетона, входит смесь вяжущего вещества с песком (т. е. каменным обломочным материалом, с зернами не крупнее 5 мм), называемая асфальтовым строительным раствором. Асфальтовый раствор м. б. применен как строительный материал для одежды дорог.

на сите 0,25 мм, относительные размеры зерен должны отвечать наибольшей плотности. Асфальтовый порошок должен бьггь получен измельчением асфальтовых известняков или доломитов (наприм. сызранских); чем мельче помол, тем более он выполняет свое назначение. Содержание битума в асфальтовом порошке должно быть по возможности больше.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 ( 128 ) 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143