Главная страница
Форум
Промиздат
Опережения рынка
Архитектура отрасли
Формирование
Тенденции
Промстроительство
Нефть и песок
О стали
Компрессор - подбор и ошибки
Из истории стандартизации резьб
Соперник ксерокса - гектограф
Новые технологии производства стали
Экспорт проволоки из России
Прогрессивная технологическая оснастка
Цитадель сварки с полувековой историей
Упрочнение пружин
Способы обогрева
Назначение, структура, характеристики анализаторов
Промышленные пылесосы
Штампованные гайки из пружинной стали
Консервация САУ
Стандарты и качество
Технология производства
Водород
Выбор материала для крепежных деталей
Токарный резец в миниатюре
Производство проволоки
Адгезия резины к металлокорду
Электролитическое фосфатирование проволоки
Восстановление корпусных деталей двигателей
Новая бескислотная технология производства проката
Синие кристаллы
Автоклав
Нормирование шумов связи
Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
|
Главная --> Промиздат --> Абразионные материалы по Кремер-Сарнову выше 100°, вырабатываются исключительно продувкой; 6) содержание масел в остаточных асфальтах меньше, чем в вырабатываемых продувкой асфальтах. Регенерированные А. н. получаются из кислотных отбросов от очистки смазочных масел. Для отделения органической части кислых отбросов от свободной серной кислоты применяются два способа: 1) отмывка водой или белыми водами , т. е. щелочными отбросами масляного производства, 2) растворение органической части в сольвент-нафте. При первом способе после отделения кислоты и последующей тщательной промывки остается смесь смолистых веществ и масел, захваченных Проницаемость при 25° КИСДЫМ гудронОМ Фиг. 2. Свойства регене- при ОЧИСТке. Даль-риров. асфальта из кисл. нейшая переработ-отбросов от очистки цилия- я я тирптгый ЯП-дров, и машинного масел. 2 твердый асфальт может вестись так же, как она ведется при получении твердого асфальта из т° размягч. нефтяного гудрона, т. е, по Кр.-Сарн. отгонкой с паром масел до получения желаемой консистенции или продувкой воздухом. При эд, работе по сольвентн. способу производится еще да промежуточная опера- ция-отгонка растворителя. Вариантом первого J способа был способ, применявшийся в довоенное время на заводе Шифри-на в Баку: после отмывки кислоты водой асфальт за нейтрализовался пушенкой при нагревании в особых печах; продукт имел вследствие этого, в отличие от остальных к А. п., заметную зольность. Регенерированные А. н. крайне разнохарактерны, отчасти в виду разнообразия исход- го ного материала - кислотных отбросов, отчасти из-за различных методов обработки. Приводим данные о свойствах продувочного регенерированного асфальта, полученного из отбросов от 0ЧИСТ1Ш бакинских машинного и цилиндрового масел. Свойства А. н. выработки завода Шифрина в Баку.
Испытание А. п. При оценке асфальтов на их пригодность для дорожных, строительных и других целей руководящую роль играет исследование их на проницаемость, растяжимость, уд. в. и растворимость. Проницаемость характеризует консистенцию, твердость А. н. и выражается глубиной проникания, в десятых долях мм, стандартной иглы под давлением груза в 100 г за 5 ск., при t° испытуемого асфальта в 25°. Растяжимость есть мера эластических и цементирующих свойств и выражается числом см, на которое растягивается при t° 25° отлитый в определенную форму кусок асфальта- вплоть до разрыва. t° размягчения (иногда называется также 1°пл.), по Кремер-Сарнову, есть та t°, при которой 5 г ртути продавливаются под собственной тяжестью через слой асфальта толщиной 5 мм. Удельный вес дает возможность отличать А. н. различного Уд. в. гоо т во 170 да tso м Проницае.мость при 25° !С т 100 90 Фиг. 3. Свойства продувочных асфальтов. т. Э. т. I. происхождения. Растворимость в сероуглероде, хлороформе, четыреххлористом углероде и легком бензине характеризует чистоту А. п., а также дает указания на состав его и на неправильности режима производства, влияющие на цементирующие свойства асфальта. Применение А. н. Главная масса А. н. потребляется ныне для асфальтировки дорог. В зависимости от способа работы и климатических условий, заграничная, гл. обр. американская, практика выработала богатый сортамент различных асфальтовых цементов для дорожного строительства. Эти цементы или мастики, удовлетворяющие различным технич. требованиям, представляют собой изготовленные в заводском масштабе смеси твердых и жидких А. н. В строительнод! деле А. н. широко применяются для изоляции от сырости и покрытия крыш (в виде кровельного толя или асфальтового слоя). Меньшие количества его идут в электротехнике для кабельных масс и для изготовления лаков. Для этих целей берутся А. н. высокой чистоты, удовлетворяющие ряду специальных требований. Среди областей применения А. н. отметим еще брикетирование каменноугольной мелочи и покрытие трубопроводов из железа и дерева. По данным И. Н. Стрижова, потребление А. н. в С.-А. С. Ш. в 1923 г. было следующее: На постройку дорог..... 1 280 740 т 54,0% На производство кровельных материалов......... 914 956 38,5 Прочие применения..... 178 680 7,5 Итого. . . 2 374 376 т 100,0% Упаковка и транспорт. Первоначально А. п. транспортировался в деревянных бочках и барабанах из кровельного железа. Стоимость тары и фрахта препятствовали распространению А. н. для дорожного дела и принудили к поискам других, более дешевых методов транспорта. В наст, время перевозки на средние и дальние расстояния производятся в С.-А. С. Штатах и в Европе (фирмой Shell-Mexphalt) наливом в цистернах на автомобильном или ж.-д. ходу. Цистерны снаблсаются паровыми змеевиками для растапливания асфальта в месте назначения глухим паром, для чего достаточен паровой котел в 10 Н*. Отогрев вполне остывшей цистерны емкостью в 14 m длится в среднем 10 часов. Тарная упаковка сохраняется для высокоплавких, кабельных и других специальных А. н., а также и для обычных дорожных асфальтов в случае отправки местным потребителям или в случаях нерегулярных отправок в отдаленные районы. Лит.: Маркуссон И., Асфальт, М., 1926; Г у р в и ч Л. Г., Научные основы переработки нефти, изд. 5, М.,1925; Добр я некий А. Ф., Анализ нефтяных продуктов, М., 1925; Белл А. В., Америк, методы переработки нефти, пер. с англ., М., 1925; В л а с е н к о Б. Е., Руководство по переработке нефти, Баку, 1926; Саханов А. Н., Нефтяные асфальты и смолы, Нефт. хоз. , 11-12, М.-Л., 1924; Саханов А. Н. и Васильев Н. А., Содержание асфальтенов и смол в нефтях и нефтепродуктах СССР, Нефт. хоз. , том 9, 8, М.- Л., 1925; Саханов А. Н. и Васильев Н. А., о методе анализа асфальтов и смолистых веществ, нефтей и нефт. продуктов, Аз. нефт. хоз. , 5, Баку, 1925; Саханов А. Н. и Жердева Л. Г., Асфальт, гудроны, Нефт. хоз. , 3, М.-Л., 1926; Саханов А. Н. и Жердева Л. Г., Асфальтовые гудроны калужской нефти, Аз. нефт. хоз. , б-7, Баку, 1926; Благодаров М., Искусственный асфальт из бинагадинской нефти, Аз. нефт. хоз. , 1 - Асфальт нефтяной, Баку, 1925; Г у т т И. Ф., Асфальт из кислого отброса, Аз. нефт. хоз. , 3, Баку, 1926; Шапиро. Заявочное свидетельство СССР № 38 767, 1 925; В л а с е и к о Б. Е., Использование отбросов, получаемых при хим. очистке нефтепродуктов, Аз. нефт. хоз. , 3, Баку, 1926; Стрижов И., Изготовление асфальта из нефти, Горный журнал , 9, М., 1925; Poole I., Refiner March, 1927; Abraham П., Asphalts a. Allied Substances, N. Y., 1920; Day D. Т., Handbook of the Petroleum Industry, N. Y., 1923; Cross R., Handbook of Petroleum, Asphalt a. Natural Gas, Kansas, 1924; K6hler H.-Graefe E., Die Chemie und Technologie der naturl. u. kunstl. Asphalte, Braunschweig, 1913. B. Шиперович. АСФАЛЬТЕНЫ, твердые органические составные части асфальтов, нефтей и других битумов, растворимые в сероуглероде и хлороформе, но нерастворимые в легком летучем масле (бензине) метановых нефтей (с плотностью 86-88° Вё, уд. в. ок. 0,645), с содержанием 85% дистиллатов между 35 и 65°. А. придают битуминозному веществу твердость, температурную и атмосферную стойкость и связывающие свойства (сцепление). Уд. в. А. выше 1; по внешнему виду А. представляют черный или темнобурый порошок. При нагревании А. не плавятся, а разлагаются на уголь и газообразные продукты. Химич. состав А., содержащегося в асфальте с о-ва Тринидад, по Ричардсону: С 82% Н 7,8-10,9%о- А. образуются при действии кислорода или серы на большинство нефтяных машинных масел (сначала образуются нефтяные смолы). Аналитические реакции для А.: при введении в дымящую азотную кислоту образуются продукты нитрации с 5-6% N, растворимые в ацетоне; после обработки спиртовым раствором едкой щелочи А. легко растворяются в воде. Лит.: Маркуссон И., Асфальт, 1926; М а гс и s S о п I., Die naturlichen u. kunstlichen Asphalte, Lpz., 1921; Le Gavrian P., Les chaussees шо-dernes. P., 1922; Richardson CI., Modern Asphalt Pavements, N. Y., 1908. АСФАЛЬТИРОВАННЫЙ КАБЕЛЬ, кабель, изоляция или свинцовая оболочка к-рого пропитана или покрыта асфальтом. См. Кабель. АСФАЛЬТИТЫ, род битумов, природные асфальтоподобные вещества, отличающиеся высокой 1°пл., свыше 98°. Состоят из углеводородов, свободны от окисленных соединений и кристаллизующихся парафинов, содерлгат иногда значительные количества минеральных примесей. Неминеральные конституенты тугоплавки, но легко растворимы в сероуглероде, а дистиллаты от 300 до 350° в серной к-те. Они разделяются на три класса: гиль со пит, или уинтаит, блестящая смола, или маньяк, и грагамит. Все получаются в качестве дериватов от метаморфоза нефти, как стадии одного и того же процесса, т. е. происходя один из другого. По Абрагаму, между этими А. существует соотношение:
По составу близки к асфальту (см.), но менее тверды. Применяются в доролшой технике и при производстве изоляционных смолок. АСФАЛЬТОВАЯ КОРИЧНЕВАЯ, краска, изготовляемая из твердых сортов асфальта (см.); для этой цели асфальт сплавляется с венецианским терпентином и льняным маслом. В зависимости от сорта асфальта получаются различные оттенки, от коричневого до черного. При добавлении различных белил (см.), кроме свинцовых, напр. цинковых, литопона, тяжелого шпата, мела, получаются коричневые краски различных оттенков; они известны иод названиями: бронзовая коричневая, терракотовая коричневая, оливковая коричневая и т. д. Эти краски применяются при печатании обоев и в малярном деле. АСФАЛЬТОВОЕ МАСЛО, промежуточный продукт при образовании асфальта из нефти в природных условиях. А. м. похоже на каменноугольную смолу, но менее вязко; применяется как пылесвязываюшее средство в дорожной технике. См. Асфальт. АСФАЛЬТОВЫЕ ЛАКИ, коллоидные растворы естественных или искусственных асфальтов или иных асфальтообразных веществ в испаряющихся жидкостях, служащие для наводки или пропитки асфальтом. В топком слое асфальтовая пленка имеет бурый цвет, в толстом - глубоко-черный. Вид ее либо блестящий ( глянцевые А. л. ), либо шелковистый ( полуматовые А. л. ), либо тусклый ( матовые А. л. ). Она отличается твердостью и полной нерастворимостью в спирте. Кроме того, онаводоупорна, пе имеет запаха, кислотоупорна и выдерживает разбавленные щелочи. А. л. приготовляются как для воздушной, так и для печной сушки. Первые просыхают при комнатной теми-ре, примерно в течение суток, вторые - при 60-150°, в течение 5-8 час, а в нек-рых случаях, когда требуется особенно быстрая сушка, при 300°. Из асфальтовых минералов для А. л. применяются гильсонит, доставляемый главным образом месторождениями Мертвого моря ( сирийский асфальт ), и бурый асфальт с о-ва Куба (Бейюкаль), дающий поверхность матовую. Чем более растворим в спирте асфальт, тем менее пригоден он для А. л. t°rui. гильсонита - ок. 100°. Из искусственных асфальтов в лаковом деле применяют пеки - каменноугольный, буроугольный, древесный, нефтяной и кислотный нефтяной гудрон, а из асфальтообразных веществ - пеки: глицериновый, стеариновый, костяной, канифольный, жиропотовый. Сюда же надо отнести еще церезиновые остатки, как сланцевый (весьма ценный продукт), лак торфяной и вообще торфяные смолы (материалы, не оцененные пока в промышленности). Из ходовых материалов наиболее подходящим по свойствам к естественному асфальту считается практиками пек нефтяной, а наименее ценным для лаковой промышленности (но зато дешевым)-пек каменноугольный, как обусловливающий медленную сушку А. л., смешивающийся с другими подобными веществами и, наконец, требующий специальных раствори- телей. Особенно упругую пленку дает пек стеариновый. Наряду с асфальтами в А. л. идут таюке разные другие составные части, определяемые специальньпми свойствами А. л. В естественных асфальтах содержатся к-ты; когда требуется полная нейтральность лака, то они связываются основаниями-свинцовым глетом, гашеной известью, окисью цинка и т. д. Будучи довольно прозрачными, А. л. дают пленку бурую, лишь при большой толщине получающую глубоко-черный тон. Там, где требуется таковой и при тонких пленках, применяют следующие меры: лакируемую поверхность (напр. кожи) подгрунтовывают спиртовым раствором метилвиолета, или в лак добавляют анилиновые краски (при избытке замедляющие, однако, сушку), или добавляют голубое масло (льняное масло, сваренное с парижской голубой), или в лаке размешивают тончайшую сажу и лслсеную слоновую кость. В последнем случае лак дает матовую поверхность. Матовость достигается также прибавлением воска, церезина, озокерита или глины и применением асфальта с о-ва Куба. Обычно матовые лаки идут на грунтовку, а по ним наводят лаки глянцевые. Если требуются особая твердость и блеск поверхности, то добавляют канифоль (иногда в виде смоляно-кислого кальция), тропические смолы (копалы- конго, каури и др.) или янтарь. Пленка из одних только асфальтов или асфальтообразных веществ хрупка; кроме того пленка из естественного асфальта светочувствительна и под действием прямых солнечных лучей полностью разрушается в течение короткого времени. Тот и другой недостаток устраняют добавкой в А. л. льняной олифы, древесного (тунгового) масла и т. д. Высокое содержание древесного масла придает А. л. особую водоупорность и некоторую стойкость против соды. В зависимости от количественного содержания маслянистых составных частей А. л. бывают тощими или жирными; первые предназначены гл. обр. к воздушной сушке, а вторые к печной. Сушка А. л. ускоряется прибавкой сиккативов линолевокислых и смолянокислых свинца, марганца, пинка и т. д. Кроме того, быстрой сушке способствует предварительная переплавка асфальта. В качестве растворителя для А. л. применяются бензин, бензиново-скипидарная смесь (1:1), бензол и сольвент-нафта, для каменноугольного пека-исключительно последние; разжижителем же А. л. служит скипидар, иногда бензол и т. д.; при этом необходимо иметь в виду возмолшость выпадения из лака от несоответственного раз-жижителя мельчайших крупинок. Технич. эффект пленок А. л. определяется как свойствами их, общими с прочими лаковыми пленками, так и своеобразными свойствами асфальта, а именно: 1) предохранять лселезо от ржавчины, 2) водоупорностью, 3) прилипанием к металлам, 4) близостью коэфф. теплового расширения (для чистого асфальта 0,00005-0,00007) к таковому же ж;елеза (0,00003), 5) отсутствием запаха, 6) кислотостойкостью, 7) теплостойкостью, 8) эластичностью пленок.
|