Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 ( 125 ) 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143


примитивный прибор, иногда заменявшийся астрономическим кругом и квадрантом, быстро вышел из употребления у мореплавателей. Второй из вышеупомянутых приборов служил для графического решения различных задач сферической астрономии. Главная часть его давала изображение небесной сферы на плоскости, или планисферу , и в соединении с описанным выше угломерным прибором этот прибор получил впоследствии название планисфериче-ской А. (Astro-labium plani-sphaerium). К нам перешло множество таких комбинированных арабских А. Этот прибор имел большое значехше для графического Астролябия для землемерных решения Задач

сферической астрономии, а аналогичными ему приспособлениями мы пользуемся и поныне. Устройство таких А. состояло в следующем. В диске с углублением и делениями но краю помещалась планисфера. На нее накладывалась вращающаяся пластинка, поверх к-рой вращался указатель. На задней стороне диска тоже имелись разделенный круг и алидада, представлявшие собой описанное выше простое приспособление для измерения углов высоты. Передняя же часть прибора служила для графических измерений. Иногда обе части прибора помещались на одной и той же стороне диска, как, например, в А. Региомонтана.

Лит.: Основательное и точное описание инструмента для землемерных работ дает TobiasMayer в своем старинном труде Griindlicher und ausfiilirli-cher Unterricht der praktischen Geometric, 3 Aufl., GOttingen, 1802; Бик A. H., Курс низшей геодезии, изд. 8, М., 1926; Соловьев СМ., Курс низшей геодезии, М., 1914; Wolf R., Handbuch d. Astrono-mle, в. 1, Zurich, 1893; B r e u s i n g A., Die nauti-schen Instrumente bis zur Erfindung des Spiegelsex-tanten, Bremen, 1890; Wolf R., Geschichte d. Astro-nomie, Miinchen, 1877; здесь же приведен перечень в высшей степени богатой древней литературы об А.

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ являются одним из важнейших измерительных приборов в астрономии. Механизм всяких часов сводится к трем основным частям: а) двигатель, б) регулятор, в) передача (см. Часовое производство). а) Двигате.чем постоянных А. ч. (переносные А. ч. см. Хронометры) б. ч. служит гиря в lYi-2 кг с особым приспособлением в передаточном механизме, не позволяющим А. ч. замед-.мять ход при заводе. В лучших современных А. ч. Рифлера тяжелая гиря заменена маленьким грузом в 10 г, который сообщает необходимую энергию механизму в течение приблизительно 30 ск.; дойдя до своего

нижнего положения, грузик замыкает электрич. ток и якорем электромагнита автоматически возвращается в начальное положение. Такое приспособление обеспечивает более равномерную передачу энергии от двигателя регулятору и способствует сохранению постоянства размахов регулятора, б) Регулятором, т.е. собственно измерителем времени, служит маятник. Время одного полного колебания (полного размаха, полной амплитуды) сложного маятника при обычно малой амплитуде с достаточной точностью дается формулой:

где gf-ускорение силы тяжести, а-полуамплитуда, I-длина простого синхронного маятника; если J-момент инерции данного маятника относительно оси привеса, М-его масса, а-расстояние центра тяжести от оси привеса, то l=J: Ma. Время колебания маятника А. ч. обычно 1 ск., реже-иное (для специальных целей). Отношение J:a и Т суть функции t°, поэтому в обыкновенных часах иногда, в А. ч.-всегда маятник снабжается Г-ной компенсацией. Все виды компенсации основаны на различии коэфф. расширения различных металлов (сталь, латунь, ртуть и пр.): расширение основного стержня маятника меняет отношение J:a, расширение добавочных металлич. частей возвращает его к начальному значению. В лучших А. ч. основной стержень приготовляется из никелевой стали (сплав 35,7% никеля и 64,3% стали, по Риф л еру), с ничтожно малым коэфф. расширения, что весьма упрощает и уточняет компенсацию. Время колебания маятника зависит от сопротивления воздуха, к-рое меняется с изменением барометрич. давления: к маятнику присоединяется барометрич. компенсация в виде ртутного или металлич. манометра так, чтобы при изменении давления смещение нек-рой добавочной массы сохраняло постоянство Т. Примирить термо- и ба-ро-компенсации трудно: иногда устраивают только первую и помещают А. ч. в герметический футляр с пониженным давлением воздуха, примерно до 650 мм ртутного столба (Рифлер). в) Существеннейшей частью передачи является спуск, передающий маятнику энергию, необходимую для поддержания его размахов, и подчиняющий неравномерное движение двигателя периодич. колебанию маятника. В А. ч. обычно устраивается т. н. свободный спуск, весьма деликатный, но обеспечивающий свободу качания маятника (см. Часовое ггроизводство). Совокупность зубчатых колес передачи приводит в движение стрелки как счетчики времени, отмеренного маятником, ив А. ч. строится с возмолшой простотой. А. ч. высокого качества устанавливаются в особых изолированных помещениях с возмолсно постоянной t°, б. ч. в подвалах, и слулат для сравнения и выверки рабочих часов обсерватории, для электрической подачи секундных сигналов на хронографы (см.), для автоматического регулирования А. ч. меньшей точности в рабочих павильонах (см. Синхронизация), для циферблатов



(см. Часы электрические). Несмотря на всю тщательность выполнения, никакие А. ч. не имеют совершенного хода; по наблюдениям звезд регулярно определяются их поправки и изучается ход (см. Время).

Лит. предмета обширна; см, Encyklopadie d. ma-thematischen Wissenschaften, В. VI; Caspar! C, Theorie d. Uhren. C. A. Казаков.

АСФАЛЬТ, горная смола, название битуминозной горной породы, состоящей из органического вещества - битума (см.), тесно объединенного с мелким минеральным веществом. Представителем является А. с о-ва Тринидад (в Ю. Америке, близ устья р. Ориноко). В сыром виде в А. присутствует примесь воды и растительного вещества. Состав А.: битума, растворимого в сероуглероде, 56%, минерального вещества 36,8%. Уд. вес 1,40; точка размягчения ок. 89°; для А. характерно содержание серы. Остаток при коксовании экстрагированного битума 11%, углерода свободного 6%. Глубина проникания, при 25° нормальной иглы 2 при нагрузке 100 г в течение 5 ск., 0,5. Хим. состав битума в тринидадском А.: (82,5% Н-10,5%, N-0,5%о, S-6,5%, (по другим данным-до 10%).

А. принадлелшт к числу старейших строительных материалов; применяется как вя-лсущее вещество в к-тадке, для водоупорных изоляций, в асфальтовых растворах и бетонах (см. Асфальтовый бетон). На свойстве А. размягчаться от нагревания, переходить в текучее состояние, снова отвердевать при охлаждении и проявлять при этом большую силу сцепления основаны наиболее распространенные горячие способы применения А. Кроме того, существуют способы и хслодного асфальтирования, с применением летучих растворителей битума (напр. асфальтовый лак) и в виде водных эмульсий. Асфальт применяется также при производстве изоляционных материалов (см. Асфальтовые лаки, Изоляционные мастики, Компаунды). В виду сравнительно немногочисленных месторождений А., подобия по внешним признакам нек-рых дешевых отбросных продуктов от перегонки минерального топлива и сложности распознавания природных продуктов от подделок, последних появилось очень много. Попытки замены А. этими внешне подобными материалами почти всегда приводят к отрицательным результатам.

А. иногда называют твердые битумы (см. Асфальтиты) как самородные, так и полученные от перегонки нефтей. Продукт заводского производства, сваренный из порошка асфальтового камня (см. Асфальтовые породы) с битумом, в торговле называют А. Так же называют готовый строительный материал, служащий для одежды проезжей части улиц и тротуаров, а именно: литой А., т. е. матер1шл, приготовленный из асфальтовой мастики с добавкой гравия или песка, настланный в горячем состоянин слоем толщиной от 1 до 2,5 см, и прессованный А., т. е. материал, полученный трамбованием или укаткой горячего порошка асфа.льтового камня, в виде сплошного слоя толщиной от 2 до 5 еж. 13 настоящее время эти оба вида асфальтовых ма-

териалов уступили место более рациональному в техническом и экономическом отношении асфальтовол1у бетону и асфальтовому раствору.

Основой правильного применения асфальтовых материалов является лабораторное испытание свойств их, а именно: 1) определение количества битума, растворяемого в сероуглероде (CS,), четыреххло-ристом углероде (CCI4), нефтяном эфире (иногда в бензоле и других растворителях); производится способами декантации, сон-с-леения, фильтрования в специа.тьных аппаратах (напр. Сокслета, Грэфе, центрифу-гальном Дьюлина и т. д.); 2) определение летучих и легких продуктов, т. е. кипящих до 100° (нагревание в течение 2 ч.) и до 165° (нагревание 5 ч.); 3) испытание физических свойств экстрагированного битума до и после определения потерь от нагревания (п. 2).

Температура размягчения. Так как по мере повышения t° битуминозное вещество меняет консистенцию непрерывно, то определение точки размягчения для получения сравнимых результатов доллсно производиться вполне определенными методами. Наиболее употребительные методы следующие: а) Кольцо с шаром : испытуемый материал плавят и наливают в амальгамированное латунное кольцо; по охлаждении на поверхность битума помещают стальной шар и вместе с термометром подвешивают в стакан, нагреваемый со скоростью 5° в мин.; t°, при к-рой битум упадет на дно стакана, принимается за точку размягчения, б) Метод кубом на крюк е : битуминозное вещество отливают в форму куба, надевают на горизонтальное плечо проволоки, согнутой под прямым углом, и нагревают в стакане; t°, при которой куб упадет на дно стакана, принимают за точку размягчения, в) Метод Кремера и Сар нова и др.: глубина проникания нормальной иглы № 2 под действием груза (200, 100, 50 г) при определенных Г ( 0°, 25°, 45°) и в определенный промежуток времени (60 и 5 ск.); испытание производят аппаратом пенетрометром (см.).

Т я г у ч е с т ь, т. е. длина в см, на к-рую растягивается нормальный образец битуминозного вещества при определенной t° (0°, 25°, 50°) и при определенной скорости растяжения. Аппарат, к-рым испытывают, называется дуктилометр (см.).

Точки вспышки и горения, т. е. минимальные t°, при нагревании до к-рых: 1) выделяющиеся из А. пары воспламеняются при приблшкении к ним пламени, и 2) весь материал загорается.

Вязкость удельная и абсолютная (см. Вязкость) определяется приборами, носящими название вискозиметров (Энглера, Ридвуда, Рютгерса, Сэйболта, Убелоде, Мак Майкела и др.) или измерителей вязкости (Лунге, Хэтчинсона).

Сюда же относится испытание плаванием (Float test), состоящее в определении времени, необходимого для погружения в воду при определенной t° (50°, 75°, 100°) алюминиевого чашеобразного поплавка, в дно которого ввинчена латунная трубка, наполняемая асфальтом.



Наиболее известные месторонсде-н и я А. находятся в Америке-на о-ве Тринидад, где имеется озеро поверхностью ок. 47 га, расположенное ок. 40 м выше уровня моря; толщина слоя А. ок. 23 м, при глубине в центре свыше 40 м. А. добывают киркой и лопатой. Для очистки от примесей сырой А. нагревают 3-4 дня в котлах; нри этом испаряется вода, растительные примеси вычерпывают вместе с пеной, а землистые части оседают на дно. Нагревание не доводится до критической t°, при которой происходят хим. изменения в материале. Очищенный А. в виде темно-бурого твердого с матовым раковистым изломом материала применяется на работах вместе с плавнем. А. из озер в штате Бер-мудец,в Венецуэле (Ю.Америка), содерлшт большую или меньшую примесь песка, глины и растительных веществ. Очищается так же, как тринидадский, но быстрее, в виду меньшего содерлания воды и растительных веществ. Из других месторождений С.-А. С. Ш. известны калифорнские и так называемые Маракаибо (см. Асфальтовые породы. Битумы и Нефти).

В СССР находятся запасрл асфальтового сырья во многих районах. К числу разрабатываемых месторождений относятся:

а) Сызранские-нар. Волге, близ Батраков и в Жигулевских горах (Бахиловское),

б) Щугуровское - по р. Лесная Шешма в Бугульминском кантоне Татреснублики,

в) Грузинские-близ ст. Натапеби Закавказской ж. д., в Кутаисском районе, в Ши-рахской степи и пр., - отличаются богатством запасов и разнообразием свойств,

г) Эмбинские, д) Ферганские.

Для строительных работ производят заводским путем материал, подобный А., т. е. представляющий собою тесную смесь битума с тонким минеральным порошком в концентрациях, обусловленных способом применения его. Этот заводский продукт получил название асфальтового вяжущего вещества. Свойства этой дисперсной системы зависят от свойств компонентов, образующих ее, и от их соотношения. Чем мельче минеральное вещество, тем его удельная поверхность больше и тем, при остальных одинаковых условиях,больше количество поверхностной энергии и сильнее вяжущие свойства материала. Рыночный продукт,.называемый асфальтовой мастикой, б. или м. приближается по своим свойствам к асфальтовому вяжущему веществу или к асфальтовому раствору-в зависимости от свойств, количества и крупности помола минерального вещества. Как в А., так и в асфальтовом вяжЛШ1,ем веществе битум д. б. с большим содержанием асфальтенов. Минеральная составная часть (filler, или напсинитель) по англ. и америк. нормам должна быть не крупнее нормального портланд-цемента. Лучптими породами являются асфальтовые известняки или асфальтовые доломиты, т. е. пропитанные битумом, а за ними - известняки и доломиты, не содержащие битума.

Лит.: Сахаров П., Номенклатура битуминозных материалов, Строит, промышл. , л, 12, М., 1924; его же, Методы испытаний битумшозных материалов, применяемые за границей, Труды Битумной комиссии Исслед. дорожи, бюро ЦУМ Г НКПС, 1927;

J а с с а г d А., Le pctrole, Iasphalte et le bitume, P., 1895; в о 0 г m a n T. H., Asphalts, their Sources a. Utilisations, N. Y., 1908; P e с к h a m S. F., Sollde Bitumens, New York, 1909; Dan by A., Natural Rock Asphalt a. Bitumens, L., 1913; H о fa-bard P., Laboratory Manual of Bituminous Materials, N. Y., 1916; Marcusson J., Burchartz H., D a 1 ё n dr.. Die naturlichen u. kunstl. Asphalte, lipz., 1921; Cross R., Handbook of Petroleum, Asphalt a. Natural Gas, Kansas, 1924; S p i e 1 m a n n P. E., Bituminous Subst.ances. L., 1925. П. Сахаров.

АСФАЛЬТ НЕФТЯНОЙ, асфальтовый гудрон нефтяной, искусствен1Ш1й асфальт, в отличие от природных асфальтов (см. Асфальт и Асфальтовые породы), добываемых из пород вытапливанием или экстракцией, является продуктом заводской переработки нефти. В технич, смысле представляет собою твердый или полутвердый битум, характеризующийся плавкостью при нагревании, водонепроницаемостью, цементирующей способностью и, в большинстве случаев, упругостью. Непрозрачен, цвет изменяется от коричнево-черного до черного. Уд. вес от 0,960 до 1,1. Полностью растворяется в сероуглероде, несколько хуже в четырех-хлористом углероде, х.тороформе и бензоле и частично в легком бензине. Химически А. н. - сложная смесь высокомолекулярных нефтяных углеводородов и продуктов их полимеризации и окисления. Поскольку А, н, получается из остатков от перегонки нефти, состоящей, как известно, из углеводородов парафиновых, нафтеновых, ненасыщенных лсириого и ароматического рядов и небольших количеств кислородных, сернистых и азотистых соединений, - естественно, что в А, н, входят все эти вещества, а также продукты их окисления, полимеризации и разложения, получившиеся в результате заводской обработки под действием высокой t° и кислорода. Из многочисленных предложенных классификаций составных частей асфальтов наиболее привившимися являются предложенные Ричардсоном и Маркуссоном, Ричардсон разделяет составные части асфальтов по признаку последовательного растворения в различных органических растворителях на:

1) петролены - масла, удаляющиеся при умеренном нагревании (до 180°);

2) м а л ь т е н ы-компоненты, растворимые в бензине; 3)асфальтен ы-компоненты, растворимые в четыреххлористом углероде; 4) карбены - компоненты, нерастворимые в четыреххлористом углероде, но растворимые в сероуглероде; 5) к а р-б о и д ы-коксообразные вещества, нерастворимые в сероуглероде и прочих растворителях. Считая более рациональной классификацию по признаку хим. свойств, Мар-куссон разбивает составные части асфальтов на: 1) масла, 2) нейтральные смолы, 3) а с ф а л ь т е н ы, 4) а с-фальтогеновые кислоты них ангидриды. Смолы и асфальте ны надлежит представлять себе как последовательные стадии превращения нефтяных углеводородов в процессе образования природного и искусственного асфальтов. Превращаясь в смолы, углеводороды претерпевают увеличение молекулярного и уд. весов, повышение t°Tm., приобретают твердую консистенцию и темнеют до черно-бурого



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 ( 125 ) 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143