Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Абразионные материалы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ( 11 ) 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143

летчик Бонне на самолете Бернар с мотором Испано-Суиза 500 УР-448 км/ч; 2) в ы-сота - франц. летчик Каллизо на самолете Блерио-Спад с мотором Лоррен-Дит-рих 450 IP и турбокомпрессором Рато- 12442 м; 3) грузоподъемность - франц. летчик Боссутро на самолете Фарман Супер-1Ълиаф с четырьмя моторами


Фарман по 500 FP - с 6 ООО кг полезного груза; 4) дальность полета без спуска - америк. летчик Чемберлин в 1927 г. на самолете Белланка с мотором Райт 200 РР перелетел из Ныо-Иорка в Берлин- 6 500 км в 41 час. 55 мин. На фиг. показана диаграмма хода этих основных рекордов с 1909 по 1927 г. Для выявления качества машин в эксплоатационной практике при полетах на больших расстояниях и д.ля про-.ножения новых воздушных путей организуются т. н. перелеты. Один из первых перелетов- перелет Блерио в 1909 г. через Ламанш. В 1919 г., в мае, американец Рид перелетел Атлантический океан с остановкой на Азорах, а в июне того же года англичане Алькок и Броун на самолете Виккерс-Вими перелетели Атлантический океан (из Америки в Европу), покрыв в 16 ч. 3 040 км. Перепет совершался безостановочно.

Применение А. Несмотря на короткое существование А., она начинает находить себе применение в различных областях, начиная с военного де.та и кончая народным хозяйством. В связи с тремя задачами на театре военных действий-война в воздухе, разведка и бомбометание-военная А. соответственно различает три основных типа аэропланов: истребители, разведчики и бомбовозы, как сухопутные, так и морские (см. Гидроаэроплан). Технические требования, предъявляемые к этим трем типам, различны. От истребителей требуется большая скорость (ок. 250 км/ч), большая скороподъемность (ок. 20 м.-5 000 м), а также и большая поворотливость в воздухе,- поэтому они и являются машинами сравнительно малого размера (обычно одноместные), но снабженными мощными моторами (450 - 600 IP). Разведчики могут иметь меньшую скорость (ок. 200--220 ш/ч), но должны обладать большей грузоподъемностью: число лиц, поднимаемых разведчиками, должно быть не менее двух - летчик и наблюдатель;кроме того,они доллны нести приборы связи (радио), фотографические приборы для засъемки неприятельского рас-патожения, а иногда и небольшое количе-

ство бомб. Вследствие большего веса, большего момента инерции, следовательно меньшей поворот-ливости, разведчики могут обладать меньшей прочностью, чем истребители . Бомбовозы (см.) - тяжелые машины, назначение к-рых сбрасывать в расположение противника бомбы, обладают еще меньшей поворотливостью, а потому и меньшей прочностью (за счет возникающих, меньших, инерционных сил), чем все остальные типы. Кроме бомб, они снабжаются соответствующим вооружением для отражения атакующего противника. Помимо перечисленных основных типов, имеются еще другие типы аэропланов специального назначения, как, напр., торпедоносцы, назначение которых- сбрасывать с воздуха морскую мину. Вследствие необходимости несения мины большого размера и веса конструкция их, в особенности их шасси, бывает своеобразна. Боевики-аэропланы, снабженные бронированной обшивкой, служат для атаки земных целей. Для аэропланов, служащих для взлета с кораблей, на последних делаются особого рода приспособ.ления - катапульты (см.), к-рые дают аэроплану первоначальный импульс и этим сокращают необходимый взлет до 6 - 10 м (длина катапульты). Аэропланы мирного применения отличаются от аэропланов военных гл. обр. тем, что первые почти никогда не производят в воздухе сложных эволюции, отчего и технические требования к аэропланам военным и аэропланам мирного применения, коммерческим, различны. Последние могут быть иногда в значительной мере менее прочными, чем первые, а следовательно, и более выгодными в смысле увеличения полезной нагрузки (см. Прочности нормы). Коммерческим аэропланам предъявляется гл. обр. требование безопасности по.лета, т. е. оборудования, устраняющего возможность возникновения полсара, наличия достаточного количества дверей и т. п. Кроме применения А., как средства воздушного транспорта (см.) в различных отраслях народного хозяйства, она применяется в се.л. хозяйстве для опы.ливания ядом пораженных какой-либо болезнью или вредителем полей и лесов, а таклсе для различных разведывательных операций, как, напр., разведка лесных пожаров, таксация лесных массивов и т. п. Применение А. д.ля борьбы с вредителями сел. хозяйства заключается в том, что аэроплан, снабленный специальнрлм аппаратом- аэроопылите.лем, пролетает на ма.лой высоте (5-10 м) над зараженным известным вредителем местом и выбрасывает из аэроопылителя струю пыли-яда. Количество яда, к-рое забирает с собой аэроплан, в зависимости от назначения, колеблется от 125 до 250 кг, при чем по.лоса одного ряда опыливания обычно равняется око.ло 25 лг. Скорость выбрасывания яда зависит от дозировки яда для данного вредителя или заражения. Борьба с вредителями сел. хозяйства постав.лена уже на реальную почву в Америке, Германии, Франции и СССР. У нас начиная с 1925 г. обществами Добро-лет и Авиахим ежегодно для борьбы с саранчой посылаются экспедиции, состоящие из неско.льких самолетов, которые впо.лне



успешно борются с этим вредителем, уничтожая весной основные его гнездилиша. Как показал опыт, авиациоиный метод борьбы с вредителями сел. хозяйства представляет большие выгоды гл. обр. при большом размере поражаемых площадей; в этом случае он оказывается раза в три дешевле обычных земных способов борьбы; кроме того, он является почти единственным способом в местностях, трудно проходимых, как болота, плавни (гнездилища саранчи), леса и т. п. Благодаря возможности охватить взором с аэроплана на большой высоте большое пространство, А. нашла себе применение в работах по съемке местности (см. Аэрофотосъемка). Эту работу можно делать гораздо более точно и дешево с помощью А., чем с помощью обычных земных способов съемки. А. может применяться также и для различных разведочных операций, как, напр., разведка движения стаи рыб, разведка лежки тюленей и моржей. Как показали опыты, произведенные за границей и в СССР, такие разведки могут оказать чрезвычайно большую помощь рыболовным и зверобойным промыслам. Наконец, нельзя не указать на то применение А., с которого она, собственно говоря, и стала развиваться, именно-на спорт и туризм. В этой области аэроплан развивается по другому направлению, чем в военной и коммерческой А.: необходимость удешевить стоимость пользования аэроп.таном приводит к уменьшению мощности мотора, и поэтому аэропланы, применяемые для спорта и туризма, обычно имеют мотор малой мощности (15-40 IP для спорта и 40-100 IP для туризма); такие маломошные аэропланы называются авиэтками (см.). Развитие спортивной А., удешевление эксплоатационных расходов полета разрешают вопрос о применении и популяризации аэропланов как одного из видов спорта среди гражданского населения.

Лит.: Б а р ш Г. 3., Воздухоплавание в его прошлом и настоящем, СПБ, 1906; Франк М. Л., История авиации, СПБ, 1911; Воздушный справочник, т. I, М., 1925; Воздухоплавание. Его прошлое и настоящее, Промышленность и техника , т. XI, СПБ, 1911. В. Александров.

АВИВИРОВАНИЕ, оживление красок на отпечатанных материях. А. производится обработкой материи различными веществами (мыльным раствором, щелочами и др.), вследствие чего краски приобретают чистый оттенок. А. шелковых тканей производится органическими кислотами (муравьиной, уксусной, молочной и др.) и придает шелку его характерные свойства (блеск, шуршание и пр.). См. Крашение тканей.

АВИЗО, легкое посыльное судно (тин мало-установленный), водоизмещением от 500 до 2 500 т, со скоростью хода от 13 до 28 узлов и дальностью плавания от 600 до 2 ООО морских миль. Артилл. вооруление чаще всего состоит из четырех Ъ7-м,м пушек, но встречается более сильное вооружение: две 14в-мм пушки и одна 75-мм (Франция). Механизмы-паровые турбины или двигатели внутреннего сгорания. См. Военные суда.

АВИНЬОН, шелковая ткань. См. Ткани.

АВИНЬОНСКИЕ КРАСИЛЬНЫЕ ЯГОДЫ, французская грушка, плод крушины (Rhamnus infectorius L.); применяется в

крашении тканей, пряжи, кожи и бумаги. См. Красители растительные.

АВИЭТКА, небольшой однолистный или двуместный аэроплан (см.) с маломощным мотором от 7 до 60 IP. Развитие конструирования А. обязано успехам безмоторных полетов планеров (см. Безмоторное летание). Опыты с безмоторным летанием позволили значительно усовершенствовать конструкцию крыльев и всего аппарата в отношении наиболее выгодного использования поддерживающей силы воздуха и уменьшения вредных сопротивлений воздуха. Первые А. представляли собою планер (см.), на котором был установлен мотоциклетный двигатель. В настоящее время цель конструирования А. - дать машину, экономичную в эксплоатации и расходовании горючего, не требующую аэродромов, особого ухода, удобную в транспортировании и безопасную в воздухе. А. должна легко и быстро собираться, без применения специальных инструментов; сборка доллсиа сводиться к пригонке плоскостей и хвостового оперения к фюзеляжу. Скорость А. 90- 120 км/ч. Посадочная скорость 45-60 км/ч. Потолок 1 500-2 ООО м. Применение А. в настоящее время имеет пока спортивный характер, но в некоторых иностранных армиях А. включены в воздушный флот как самолеты первоначального обучения в авиационных школах. Производство А. в СССР носит кустарный характер, строятся только опытные единичные экземпляры. За границей- в Германии, Англии, Италии, ЧехоСловакии--быстрое развитие А. дало возможность развернуть серийное производство па аэропланостроительных заводах. Дело строительства А. наиболее широко поставлено в Англии. Для применения А. в условиях повседневной жизни, на конкурсных состязаниях все А. подвергаются испытаниям на быструю разборку и сборку и буксировку вручную по сельским дорогам.

Из английских А., давших лучшие результаты, можно отметить: АНЕК - мотор Блекборн 20 IP, подъем на высоту 4400 м; Парналь-Пикси - с тем же мотором, скорость 123 км/ч; DH-53, на к-рой произведены фигуры высшего пилотажа, что показывает достаточную прочность; двуместную А. Мое с мотором Циррус 60 IP, совершившую перелет с посадками из Англии в Индию и принятую в англ. авиаклубах как учебный самолет. В Германии наиболее распространены А. фирмы Даймлер, типа L-20, с мотором 19 ЕР, и типа L-21, с двумя моторами 19 JrP, совершившие с посадками пере-чет, расстоянием свыше 3000 км. На А. Мессершмидт произведен перелет с пассажиром через Альпы из Германии в Ита.лию.

Благодаря помощи Осоавиахима СССР за последнее время достигнуты успехи в развитии конструирования и постройки А. В настоящее время имеется ряд оригинальных А.: Невдачина ( Буревестник С 4 , с мотором Блекборн 20 ЕР), Рафаэлянца (РАФ1, с тем же мотором), Черниховского (СЧ1, с мотором ABC 25 IP), БаЙкова (ЦАРИ, с мотором Блекборн 20 IP), Яковлева (АИР, с мотором Циррус 55 IP), Горелова, Семенова и Сутугина ( Три друга , с мотором



Бристоль-Черуб 30 РР) и др. В 1927 г. получены рекордные полетные данные двух А.: 1) двуместной А.-АИР, с мотором Циррус в 55 РР, конструктора А. С. Яковлева, проделавшей перелет из Севастополя до Москвы (1420 км) без посадки в 15 ч. 30 м.

Материал-деревянные прямоугольные рейки и 3-слойная клееная фанера; металлич. детали отличаются простотой форм и конструкции. Шасси-деревянная клееная рессора, снабженная деревянными колесами, обшитыми по ободу подошвенной кожей. В

постройке этой А. удалось при малом весе (130 кг пустая, 230 кг в полете) осуществить большую прочность и конструктивность деталей и форм


Фиг. 1. Общий вид авиэтки Буревестник С 4 , с мотором Блекборн 20 IP, конструкции пиженерг

В. П. Невдачина.

со средней скоростью в 92 9ш/ч; 2) одноместной А.- Буревестник С 4 , с мотором Блекборн 20 IP (фиг. 1 и 2), конструктора инженера В. П. Невдачина. При испытаниях ее получены следующие результаты: максимальная полетная скорость 140 км/ч, эксплоатационная 110 км/ч, потолок 6 500 ж, JP

1500 2500 3500 5500 5000 об/мин.

Фиг. 2. Характеристика мотора Блекборн 20 ff с авиэтки Буревестник .

подъем на 1 000 м - 6 м., на 2000 м - 14 м.,на 5 000-45 м., разбег при подъеме- 6 ск. (расст. 30 м), пробег при посадке- 6 ск. (расст. 25 м), посадочная скорость 60 км/ч. Являясь одной из наиболее удачных конструкций А., Буревестник С 4 представляет собою деревянный свободно несущий моноплан с нилшим расположением крыльев.

аппарата. Буревестник С 4 построен рабочими кружка Осоавиахима при трамвайном парке имени 1Ценетильникова (б. Миусский). Стоимость без мотора 1 255 рублей.

А. мощностью 20-40 РР могут заменить современные дорогие в эксплоатации школьные и тренировочные самолеты мощностью 80-240 IP. Не требующие обширных посадочных площадок, невзыскательные в отношении ангаров и простые в обращении, А. могут с успехом нести службу связи в глухих бездорожных местах нашего Союза.

АВОГАДРО ЗАКОН, Авогадро гипотеза, см. Атомная теория.

АВОГАДРО ЧИСЛО, см. Атомная теория.

АВРАЛ, морской термин, обозначающий вызов экипала корабля наверх для производства какой-либо общей работы (авральные работы).

АВСТРАЛИЙСКАЯ ШЕРСТЬ, см. Шерстъ.

АВТОБРОНЕВИН, см. Броневой автомобиль .

АВТОБУС, легковой автомобиль общественного пользования, с большим числом мест, для рентабе-иьного массового пассажирского и багажного транспорта. Бо.ль-шая вместительность кузова, комфортабельное размещение пассажирских мест.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ( 11 ) 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143