Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Беспроводные решения в России

Так сложилось, что в нашей стране беспроводные решения занимают совершенно особую нишу. Под таковыми сегодня обычно подразумевают сети, построенные на различных версиях стандартов 802.11 и 802.16, более известных под названиями Wi-Fi и WiMAX. Строго говоря, это не совсем корректно, поскольку на российских просторах с использованием оборудования 802.11 были реализованы проекты, которые скорее можно отнести к радиорелейным системам (территориально распределенным БСПД). Разумеется, существуют и другие решения, которые также, в той или иной степени, можно отнести к беспроводным. Однако стандарты 802.11 и 802.16 интересны тем, что помимо многочисленных, подчас довольно изощренных концепций охвата самых разнообразных сегментов рынка, которые можно реализовать с их использованием, в данном случае остаются нерешенными очень многие принципиальные для перспектив развития технологии вопросы.

«Велено не пущать!»

Следует отметить, что целый ряд проблем в этой отрасли характерен исключительно для нашей страны.

Что касается стандарта 802.16, можно констатировать, что, помимо уже упомянутых очевидных трудностей, обусловленных затянувшимся ожиданием принятия окончательной спецификации стандарта, есть целый ряд «национальных особенностей» этого сегмента российского рынка. Большинство его игроков отмечают практически полное бездействие ведомств, ответственных за формирование правового поля для беспроводного бизнеса. Это касается и вечной темы получения разрешений на частоты и отсутствия четкой государственной доктрины развития беспроводных сетей – лицензий, сертификации и законодательной базы. Неудивительно, что даже интеграторы оборудования Pre WiMAX не скрывают, что их основные потребители – это компании и ведомства, деятельность которых связана со «сверхприбылями». В самом деле, если посмотреть на структуру заказов этих решений, видно, что в большинстве случаев их внедряют там, где готовы вложить средства в оборудование, удовлетворяющее сиюминутные потребности, и при этом не опасаются перспективы полной или частичной его замены в ближайшие годы, если «правила игры» изменятся.

Показательно, что по числу инсталляций сетей 802.16 регионы уже давно обогнали Москву и Питер. Отсутствие адекватной коммуникационной инфраструктуры на большей части территории страны побуждает потребителей вкладывать средства в весьма «сырые» продукты. И хотя эксперты утверждают, что несогласованной осталась только та часть стандарта, которая затрагивает мобильные решения на его основе, никто не может сегодня поручиться, что даже стационарные сети не придется самым серьезным образом перестраивать в ближайшее время из-за возможных «редакций» в железе и софте, которые внесут производители, либо из-за очередного пересмотра правил раздела частот и получения необходимых документов.

Ну а что же «проверенный боец» 802.11? Этот стандарт уже давно стал неотъемлемой частью телекоммуникационной картины в развитых странах мира. Достаточно сказлитиков, Европа каждый год удваивает количество хот-спотов. К 2008 г. ожидается довести их число до 110 тыс. В России, по оценке J&P, к концу этого года будет зарегистрировано не более 600 точек. Очень интересным кажется в этой связи тот факт, что, по мнению многих авторитетных специалистов, число незарегистрированных официально хот-спотов может быть на порядок больше.

Кто ты, российский потребитель услуг Wi-Fi?

Если с потребителями Pre WiMAX все более или менее понятно – в первую очередь это сегмент b-2-b с решениями, ориентированными на достаточно «солидных» заказчиков, то ситуация с Wi-Fi гораздо сложнее. Затруднительно не только описать «типичного» клиента этой технологии в нашей стране, но даже сделать сколько-нибудь адекватный срез рынка. Причины этого очевидны. Статистическая выборка на таком незначительном количестве точек невозможна. Ясно, что 80% населения страны в ближайшие годы эта технология интересна не будет. Владельцев КПК или ноутбуков с Wi-Fi картой, несмотря на большой процентный рост их продаж в последнее время, в абсолютных цифрах совсем не много.

Однако и оставшиеся 20% представляют собой очень неоднородную группу. Собственно, не совсем понятно, насколько в действительности востребован Wi-Fi в нашей стране. Даже в США владельцы кафе, где есть точки беспроводного доступа, жалуются, что этот сервис подрывает их бизнес. Как пишет газета «Ведомости», хот-споты устанавливались в расчете на то, что новая возможность привлечет в заведения больше клиентов. Так оно и получилось, но прибыль кафе от этого не увеличилась. Объясняется все просто – почти 90% посетителей часами сидят, уткнувшись в ноутбуки, и цедят единственную чашку кофе. Некоторые «клиенты-зомби» вовсе ничего не заказывают, занимая целый столик и путешествуя по Интернету по 6–8 часов.

А что же у нас? Астрономические цены за доступ в сеть через Wi-Fi, которые установлены, например в дорогих московских отелях, свидетельствуют о том, что этот сервис явно выступает там лишь в качестве элемента дорогого декора, а не как нормальная современная технология.

В менее «обособленных» общественных местах нашей страны судьба 802.11 также незавидна.

Беспроводной доступ сегодня – это довольно модно. Если зайти в кафе, на двери которого красуется табличка «зона Wi-Fi», как правило, можно найти одного-двух посетителей, с серьезным видом уткнувшихся в ноутбук. Однако очень часто беглый взгляд на экран позволяет выяснить, что эти представители «прогрессивного человечества» просто переписываются с приятелями через ICQ или проверяют, действительно ли компьютер позволяет им «сервировать» Интернет прямо на столике справа от греческого салата и слева от фуагра. Так нужен ли Wi-Fi массовому потребителю?

В самом деле, бизнесмен сегодня имеет возможность получить все «критические» сервисы, например, срочную корреспонденцию или информацию об отправлении поездов, благодаря мобильному телефону. Поэтому в большинстве случаев пользователями Wi-Fi оказыводежи», которые с интересом осваивают новую «игрушку» и быстро охладеют к ней с появлением другого «хита». В силу всего сказанного, судить о перспективах Wi-Fi в нашей стране пока рано. Можно предположить, что это осознают и те, кто внедряет у нас беспроводные решения. Вероятно, именно потому операторам, предлагающим владельцам ресторанов, супермаркетов и отелей инсталлировать новый хот-спот зачастую отказывают или даже требуют достаточно серьезную плату за «кота в мешке». Отработанных бизнес-моделей внедрения и развертывания беспроводных сетей для массового пользования в России пока нет. Многое делается вслепую, методом проб и ошибок, хотя в развитых странах тот же

Wi-Fi уже давно превратился в серьезный и прибыльный бизнес.

Кроме того, состояние телекоммуникационной инфраструктуры в нашей стране таково, что ни WiMAX, ни тем более Wi-Fi не смогут проявить всех своих преимуществ. Рассуждать об IP-телефонии через Wi-Fi, роуминге и дополнительных сетевых приложениях для беспроводных продуктов, полностью зависимых от других систем передачи данных, на которые они неизбежно «приземляются», просто бессмысленно. И не последнюю роль здесь играет грабительская ценовая политика монополистов, владеющих транснациональной телекоммуникационной инфраструктурой.

Все это чрезвычайно прискорбно, поскольку и WiMAX, и Wi-Fi в принципе в состоянии удовлетворить очень многие телекоммуникационные потребности самых разных заказчиков в нашей стране. Стандарт 802.16 во многих случаях мог бы стать прекрасным решением «последней мили», предоставляя высокоскоростной доступ с QoS (достаточно посмотреть на положительный опыт Новой Зеландии, где в силу особенностей географии также были серьезные коммуникационные проблемы), а стандарт 802.11 при грамотном внедрении просто незаменим как в офисах и на предприятиях, так и в различных общественных учреждениях. Отнюдь не случайно то, что за пределами России Wi-Fi используется не только в отелях и кафе, но и на складах, терминалах, в боксах гоночных команд, частных домах, школах, больницах и т. д.

Впрочем, если технология действительно эффективна, рано или поздно она завоюет рынок. Жаль только, что, как и в случае со многими другими благами прогресса, у нас это может произойти спустя долгие годы, после того как в более развитых странах уже успеют забыть слова Wi-Fi и WiMAX.

Главная страница / Архитектура отрасли