Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

НА СТРАЖЕ ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ

От Великого княжества до провинции

Пронизанная многими реками территория «искони служила путем торгового движения». В древние времена она входила в состав земель, населяемых славянским племенем кривичей.

История Смоленщины тесно переплетена с историей этого древнейшего города, ведущего свое официальное летосчисление с 863 года, с первого датированного упоминания в Устюжском летописном своде, уже тогда о Смоленске сказано: «град велик и мног людьми». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Смоленска, через который пролегал великий путь «из варяг в греки», связывавший Балтийское и Черное моря.

В IX–X вв. эта территория оказалась в подчинении киевских князей, присылавших в Смоленск своих наместников. Расположенный у границ Киевской Руси, в скором времени он стал крупным оборонительным, административным и богатым торговым центром, куда съезжались купцы из Европы и Азии.

В 1054 г. после раздела Ярославом Мудрым Киевского государства образовалось Смоленское княжество. В результате длительной междоусобной борьбы оно перешло под власть князя Владимира Мономаха и его наследников.

В 1229 г. с союзом северо-немецких городов (Ганзой) был заключен договор, получивший название «Смоленской торговой правды». Благодаря этому документу смоленскому купечеству предоставлялось право беспошлинной торговли на Западной Двине, по Балтийскому и Немецкому (Северному) морям, а иностранные купцы могли по Днепру доходить до Смоленска.

Однако уже через год судьба отвернулась от края. Мор, унесший почти 30 тысяч жизней, последовавшие затем набеги на смоленские земли литовцев были только первыми в череде грядущих поражений и утрат. В 1237–1240 годах орды Батыя разорили восточные и южные районы княжества, а с середины XIII в. смоленские земли неоднократно подвергались нападениям литовских феодалов.

Немало испытаний принес и XIV в. Летописи фиксировали тяжелые для Смоленщины годы: 1308, 1313–1314 – голод и мор; 1332 – голод; в 1340-м пожар уничтожил в Смоленске все городские постройки; в 1360-м и в 1377-м – черная смерть (чума). Затем пришел голод 1387 года, вслед за голодом разразилась эпидемия холеры, погубившая почти все население города.

Литовские войска приходили на Смоленщину в 1401,1402,1403 годах, но лишь в 1404-м их попытки захватить Смоленск увенчались успехом. В результате измены бояр, «крамолу (заговор) злу сотвориша», город был взят неприятелем. На 110 лет смоленские земли оказались под властью Великого княжества Литовского, превратившись в его провинцию. Пройдя всего за пару столетий путь от Великого княжества до провинции, Смоленщина и на этот раз все же не утратила своих ключевых позиций, правда теперь Смоленск оказался литовским форпостом на границе с Русью.

«Любезному отечеству

пример добродетели»

Только летом 1514 г. после нескольких походов войск Московского князя Василия III Смоленские земли были возвращены России. Смоленск вновь стал стратегическим пунктом на полиравшим» дорогу с запада к центру страны. Чтобы пополнить население обескровленного города, ему были даны большие торговые льготы, что привлекло сюда служилый, торговый и ремесленный люд. В том же году была создана Ямская слобода, где жили ямщики, перевозившие царские грузы и почту.

Походы литовцев и поляков на Смоленск предпринимались и в 1522, 1535, 1564, 1579 годах, но он отражал нападения.

В 1595 г. в Москве было принято решение о строительстве в городе каменной крепости, а спустя год Борис Годунов, рассмотрев чертежи крепостной стены, составленные Федором Конем, и вместе с ним наметив «ее направление, места для башен», писал царю из Смоленска: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: одних башен 38 и по верху ее свободно поезжай на тройке».

К началу XVII в. в Смоленске насчитывалось около 70 тысяч жителей. Город возвращал утраченные позиции крупного центра торговли с Западом. Быстро вырос ремесленный посад, появились и «казенные» мастерские, которые стали называться заводами. Кроме многочисленных «жалований» боярам и дворянам, им также были даны льготы. Государственный налог отдавался на нужды города.

Впрочем, таким же путем пытались привлечь жителей в опустевший после двадцатимесячной обороны Смоленск власти Речи Посполитой, войска которой в 1609 году вторглись на русские земли.

Захватив мертвый город, Сигизмунд III старался превратить его в свой военный форпост, он расположил здесь сильный гарнизон и приказал срочно восстанавливать разрушенную крепость.

На этот раз иноземное владычество продлилось вплоть до 1654 года. После многомесячной осады и обстрела, предпринятых войсками под командованием бывшего смоленского воеводы М. Б. Шеина, крепость капитулировала.

В глубине России

В XVIII в. статус Смоленского края менялся неоднократно: при Петре I он сначала стал крупной губернией, объединявшей 17 уездов, но в 1719 г. она была упразднена, а ее часть превратилась в провинцию Рижской губернии, в 1732-м край вновь стал губернией, но теперь в ее состав входили только четыре уезда. Не прошло и полсотни лет, как были образованы наместничества и Смоленск стал центром одного из них, имевшего в составе 12 уездов, еще через 20 лет на картах снова появилась губерния с 9 уездами.

Смоленск уже в середине века стал крупным административным и торгово-ремесленным центром.

В результате раздела Польши в 1772 году, Смоленск из стратегически важного пограничного пункта и крупного центра международной торговли превратился в обычный губернский город.

«Ветер свищет между

обгорелых стен»

Усугубила сложившееся к концу XVIII в. положение Отечественная война 1812 года.

Война быстро докатилась до Смоленска. 6 августа 1812 г. здесь произошло кровопролитное сражение, в результате которого войска Наполеона потеряли по разным оценкам от 12 до 20 тыс. человек. Французы, войдя в город, увидели лишь огромный костер и улилей в нем осталась едва ли тысяча, остальные покинули город с отступающими русскими армиями.

В девяти из наиболее пострадавших уездах сумма ущерба от потери движимого имущества и строений доходила до 74 млн. руб. Ущерб, причиненный городу, оценивался в 6,59 млн. руб.

Все хозяйство губернии, торговля, промышленность пришли в упадок.

Итоги XIX в.

Смоленская губерния долгое время преодолевала последствия 1812 года, но к концу XIX в. в некоторых отраслях экономики уже можно было отметить некоторые позитивные изменения.

Наметился хотя и медленный, но все же рост фабрично-заводской промышленности. Если в 1880 году сумма производства действовавших в губернии 954 заводов и фабрик, на которых работало 6629 рабочих, составляла немногим более 4 млн. руб., то за 18 лет она достигла 13,9 млн. руб., а число заводов и фабрик выросло до 1762.

В Смоленске в 1897 году проживало более 46 тыс. человек. Здесь было возведено 4550 новых домов. В 1889 г. через Днепр был построен железный мост, через год в центральной части города проложен водопровод, а в 1901-м появилось электрическое освещение и пущен первый трамвай. Электростанцию и трамвайную линию построила бельгийская фирма «Унион». Самыми большими промышленными предприятиями Смоленска были кафельно-изразцовый завод купца Будникова, кафельный завод Певзнера, катушечная фабрика англичан Гергарди и Род, кожевенный завод купца Филимонова, два водочных завода купца Мачульского, табачная фабрика купца Рыжикова.

К началу XX в. по территории Смоленской губернии было проложено более 300 верст крупных шоссейных дорог. Губернское земство ежегодно тратило около 27 тыс. руб. на содержание в порядке шоссейных, почтовых, транспортных дорог, перевозов и мостов.

Вывоз сырья из Смоленской губернии облегчился. В различные районы России, особенно в западные губернии, стали вывозить в большом количестве кафель, кирпич, лен, пеньку, рожь, кожу, скот, мясо, кустарные изделия. Во все страны Европы везли из Смоленска лен и пеньку.

Устройство новых портов и шоссе, соединение рек каналами позволяли открывать более удобные пути для перевозки грузов. Железные дороги, прорезавшие губернию в трех направлениях, значительно сократили доставку грузов сплавом и почти совершенно «убили извозный промысел», которым занималось местное население.

В канун XX в. Смоленский край, долгие столетия выполнявший, главным образом, функцию посредника в передаче грузов, «ибо от себя он мог доставлять только немного сырья», вынужден был искать новые пути для своего развития.

Главная страница / Архитектура отрасли