Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 ( 90 ) 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

расположенными у места залегания или недалеко от него. При использовании смолы вопрос об ее транспортировании не имеет такого решающего значения. Длительный опыт использования Б. с. в Шотландии и Франции говорит в пользу перегонки их на смолу. Ниже приводятся примеры применения смол трех различных видов сланца: шотландского, кукерсита (эстонского и ленинградского) и сернистого карвендель-ского или волжского. Шотландские Б. с. при перегонке дают сырое сланцевое масло, аммиачную воду и газ, применяемый как топливо. Сырое масло после очистки дает:

1) сланцевый бензин, уд. вес 0,660-0,750;

2) горючее масло для двигателей внутреннего сгорания, уд. вес 0,770-0,830 (типа керосина); 3) газовые масла, удельный вес 0,840-0,815 для двигателей внутр. сгорания типа нефтяных двигателей; 4) смазочные масла, уд. в. 0,815-0,895; 5) твердый парафин с t°nA- 40-54°; 6) кубный пек; 7) сернокислый аммоний. Все эти продукты являются результатом облагораживания смолы и м. б. продаваемы по цене более выгодной, чем сланец. В 1910 году в Шотландии из 3 130 ООО т было получено 273 ООО т сырого масла, к-рое дало вышеперечисленные продукты на общую сумму в 20 млн. р. при затратах на добычу сланца 8,6 млн. р. Сырое масло, получаемое из кукерсита, дает бензин, масло для двигателей внутреннего сгорания, смазочное масло, масло для консервирования дерева, смолу для изготовления толя, пек и асфальты. Сырая смола, полученная из Б. с, оценивается по 60 р. за т. При разгонке смолы получается до 15% бензина, и цена его составит более 50% цены смолы. Совершенно своеобразна смола карвендельских и волжских Б. с. В своем составе она содержит 7% органически связанной серы в виде гомологов тио-фена. Масло сернистое идет на изготовление ихтиола и других препаратов, обладающих высокими дезинфекционными свойствами. При перегонке 30 ООО т сланца и переработке полученной смолы на ихтиол и другие препараты в количестве 500 т стоимость этих препаратов составит сумму в 420 ООО р. при стоимости Б. с. в 153 ООО р. Каково бы ни было использование Б. с, в виде ли перегонки его или в виде прямого сжигания, громадным балластом является неорганич. зольная часть. Вес остающейся золы составляет от 40 до 60% Б. с, а объем ок. 70%, и если вопрос об использовании золы не решен, то остающаяся зола потребует расходов на ее уборку. В настоящее время имеется несколько способов использования золы. Т. к. зола Б. с. состоит из глины, извести и кремнекислоты, то она может итти в качестве сырья для изготовления цемента. Другое применение зола получает при изготовлении силикатных кирпичей. Зола после обжига Б. с. не изменяет своего объема; твердые куски золы пронизаны тонкими порами, и получаемый материал обладает малой тепло- и звукопроводностью. Это свойство придает золе качество хорошего изоляционного материала, и она с успехом заменяет материалы типа инфузорной земли. В смеси с 10--20%

портландского цемента зола дает легкие, пористые кирпичи с высокой t° пл.

По характеру своего залегания сланцевые месторождения не создают особых затруднений при разработке. Слои залегают неглубоко и идут почти горизонтально. Добыча производится открытыми разработками после снятия покрова; если В. с. находятся неглубоко. В случае более глубокого залегания работа идет шахтами и штольнями. Рудники обычно сухи, газов в них почти нет, и лишь изредка наблюдается скопление углекислого газа. Добыча Б. с. в Шотландии обходится ок. 2 р. 70 к. за т. У нас эта цена в соответствии с ценой угля м. б. несколько повышена. В Ленинградской губ. высший предел стоимости сланца м. б. доведен до 8 р. 80 к. за т. В СССР, несмотря на богатство другими видами минерального топлива, В. с. имеют большое значение, ибо их залежи расположены как раз в тех местах, где нет другого вида минерального топлива: Ленинградская губ., Среднее Поволжье и Общий Сырт. Выгодность Б. с. по сравнению с завозным топливом, не считая покровительственных тарифных ставок на завозное топливо, будет такова: 1 кг Б. с. дает под котлами 3 кг норма-тьного пара, стоимостью по 0,22 к. за кг; при донском угле, ценою 2,5 к. за кг франке-Ленинград, 1 кг пара обходится в 0,34 к.; иначе говоря, стоимость пара при угле на 50% больше. Особенно валшо значение залежей Б. с. для эксплоатации центральных силовых станций Северо-западной области, Заволжья и района средней Волги.

Лит.: Архангельский А. Д., Очерк месторождений горючих сланцев в Е. России; Нефт. и сл. хоз. , 9-J2, стр. 60, Л1.-Л., 1920; Погребов Н. Ф., Прибалтийские горючие сланцы, сборник Естеств. произв.силы России , П.,1920, т. 4, вып. 20, стр. 288; Богданович К. И., Очерк месторождений нефти и других битумов. П., 1921; Калицкий К. П., Геология нефти. П., 1921; Стюарт Д. Р., Химия горючих сланцев, пер. с англ.. П., 1920; П о т о н ь е Г., Сапропелиты, пер. с нем.. П., 1920; Известия ОСОТОПА , М., 1918; Нефт. и сл. хоз. , М., 1920-25; Нефт. хоз. , М.-Л., с 1926; Горный журнал , М., с 1825; Поверхность и недра , 1915; Розанов А. П., Горючие сланцы европ. части СССР, Л., 1927 (имеет сводку русск. литературы, кроме Стаднико в Г. Л., Известия Карповского института , т. 4, М., 1927); Раков-ский Е. В., Химико-фарм. журнал , 6 и 7, М., 1926; Р а к о в с к и й Е. В., Строитель , 6, М., 1927; К lever Н. и. Mauch К., Uber den Olschiefer, Halle a/S., 1927 (сводка главн. заграничных работ). Е. Рановский.

БИТУМЫ, общее название природных или искусственно полученных веществ, состоящих из углеводородов и их производных в газообразном, жидком, полутвердом или твердом состояниях. Первоначально, еще с древних времен, термин Б. относился к природному асфальту, но постепенно распространился на чрезвычайно обширную группу весьма разнообразных по физ. и хим. свойствам природных и полученных перегонкой веществ. Особенно широко термин Б. стал применяться за последние десятилетия с распространением в промышленности и быту продуктов переработки нефтей, ископаемых углей, торфа, сланцев, сапро-пелей и т. д. Битумы, или битуминозные вещества, подразделяются на три класса: 1) природные В., как они встречаются в природе, 2) пир о биту мы, т. е.



вещества, которые при нагревании дают продукты и отгоны, б. или м. подобные чистым природным Б., иЗ) остаточные Б., получаемые как продукты отгона чистых Б. и пиробитумов и их побочные продукты от других химических процессов.

К классу природных Б. относятся: 1) газообразные Б., т. е. естественные горючие газы, 2) жидкие Б.-нефти, горный деготь, или мальта, и гудрон и 3) твердые и вязкие Б.- горный воск (см. Озокерит), асфальты и асфальтиты (грагамит, альбертит, гильсонит и др.). К природным Б. относятся и Б., пропитьшающие различные горные породы, частью с сохранением за последними названия самих Б. Природные Б.-жидкие, вязкие и твердые-все растворимы в летучих органических растворителях, каковыми в первую очередь являются бензол, сероуглерод, четыреххлористый углерод и др.

К классу пиробитумов относятся битуминозные сланцы, частью или совершенно нерастворимые в указанных растворителях. К нерастворимым пиробиту-мам относятся битуминозные сланцы С.-З. области и Эстонии (кукерситы), австралийские и шотландские и нерастворимые части сланцев нашего Поволжья, Вюртем-берга и Бадена в Германии и Отеиа во Франции, которые частью все же растворимы. Растворимые Б. сланцев, сапропелей (ила гниения), торфа, бурого и каменного углей представляют переходные формы к природным Б., напр. нефтям.

Остаточные Б., получаемые при переработке природных Б. и пиробитумов, по растворимости аналогичны природным Б.

Нерастворимые Б. считаются продуктами медленной дезоксидации и полимеризации соединений переходного характера, возникающих из жиров, смол и восков (основных исходных органических материалов) при сильном давлении. После нагревания такие нерастворимые Б. становятся растворимыми, т. е. деполимеризуются, что и подтверждено опытным получением таких нерастворимых Б. По Энглеру, процесс битуминизации, т. е. превращения растительных и животных восков и жиров в Б., для к-рых они являются исходным материалом, дается в следующем подразделении фаз.

1. Анабитумы - Б. в стадии образования. Сюда относятся сапропелевые носки, воски водорослей, адипоцир (трупный воск) и, предположительно, озокерит. Все эти вещества состоят из восковых эфиров, отчасти из свободных жирных кислот и углеводородов. Эти вещества растворимы в бензоле, сероуглероде и других органических растворителях.

2. Полибитумы - конечные продукты метаморфоза В., ставшие нерастворимыми вследствие процессов полимеризации и конденсации. Сюда относятся Б. большинства битуминозных пород, наприм. высокомолекулярные, полимеризовапные, нерастворимые в бензоле Б. богхедов и некоторых перечисленных выше сланцев. Однако, если эти битумы подвергнуть нагреву, то они приобретают способность растворяться, отчасти или полностью, в бензоле.

3. Катабитум ы-продукты разложения полибитумов, получившие способность растворяться после воздействия повышенной t°. Могут происходить и непосредственно из анабитумов. В большинстве случаев-вязки или текучи; при нагревании, вследствие деполимеризации или расщепления, превращаются в вещества с более низким молекулярным весом, т. е. в углеводороды нефти. Они образуют растворимую в бензоле часть богхедов, сланцев, а равно твердые черные смолы и некоторые другие сорта Мальты.

4. Экгонобитумы, или нефти, состоят главн. обр. из углеводородов, содержащих еще остатки высокомолекулярных легко разлагающихся катабитумов, иногда анабитумов (жирные кислоты и их сложные эфиры). При крекинге (см. Крекинг-процесс) катабитумы дают в результате расщепления углеводороды нефти.

5. О к с и б и т у м ы, или а с ф а л ь-т ы, происходят из экгонобитумов вследствие окисления и полимеризации. Возможно и непосредственное образование их из одной из предыдущих фаз. Сюда относятся асфальты, блестящая смола, грагамит, альбертит, гильсонит.

Отдельные фазы этого цикла перекрещиваются и перекрывают друг друга, а потому один какой-нибудь Б. может содержать примесь не только генетически соседних В., но и более отдаленных фаз. Процессы превращения могут совершаться и минуя промежуточные фазы, наприм. из анабитумов в катабитумы, минуя фазу полибитумов. Каждая промежуточная форма, не исключая и первой и полибитумов, может превращаться в конечном счете в нефть и асфальт. Факторами в этом случае являются геологические деформации - сбросы, сдвиги, выбросы магмы и другие явления, сопровождающиеся значительным выделением тепла. Не исключено также влияние контактовых процессов в связи с окружающими горными породами.

В промышленности, технике и быту термину В., или б и т у м е н, придают нередко узкий и специфический характер, имея в виду Б. асфальтов, асфальтитов и т. п. При большом разнообразии ходовых номенклатур для т. н. битуминозных и асфальтовых материалов в разных странах и в пределах .дал№ каждой из них, ныне и в этой более узкой области битуминозных веществ получает права гражданства установленная на конгрессе в Милане в 1926 году номенклатура Международного общества дорог. Во всех остальных областях, однако, вся номенклатура, и техническая и даже научная, еще далеко не может считаться окончательно установленной в связи с недостаточной изученностью Б. в целом, во всем их разнообразии. П. Э. Шпильман в своей работе посвящает главу номенклатуре битуминозных веществ, принятой разными авторами с 1908 г., приводя определения асфальтов, асфальтовых пород, асфальте нов, асфальтитов, битумов, природных битумов, битуминозных веществ, карбенов, карбоидов, диасфальтенов, мальты, маль-тенов, смол, пиробитумов, пеков, или вара,



БИФВУД

восков и давая ряд схем для указанных Б. в их связи между собой, и в том числе вышеприведенную схему Энглера. Абрагам также посвяш,ает в обширной работе отдельную главу терминологии и классификации битуминозных веществ, предлагая свою систему классификации, опирающуюся на 4 основных признака: происхождение, физические свойства, растворимость и хим. состав, характеризуя с помощью их главнейшие типы битуминозных веществ. По происхождению он делит Б. на: 1) природные - минеральные, растительные и животные и 2) пирогенетические, полученные фракционированной дистилляцией, дистилляцией с разложением, нагреванием в закрытых котлах и с продувкой воздухом. В отношении ф и з. с в о й с т в Б. он отмечает: 1) цвет в массе - светлый (белый, желтый или коричневый) и темный (черный); 2) консистенцию, или твердость, - жидкую, вязкую, полутвердую, твердую; 3) и з л о м - неровный или раковистый; 4) блеск - восковой, смолистый, тусклый; 5) на ощупь - липкий, нелипкий, жирный; 6) з а-п а X - нефтяной, смолистый; 7) л е т уч е с т ь - летучие и нелетучие; 8) и л а в-к о с т ь - легкую, трудную, неплавкость (или только плавкость с разложением); 9) растворимост ь-неминеральных компонентов в сероуглероде и дистиллатов от 300 до 350° в серной кислоте. По хим. составу Б. представляют собою: 1) углеводороды, 2) окисленные соединения (углерод, водород и кислород), 3) кристаллизующийся при низких t° парафин, 4) минеральные примеси (неорганические вещества). На основе этой классификации Абрагам и характеризует по четырем указанным признакам битуминозные вещества, имеющие наибольшее значение: нефти, минеральные вески, асфальты, асфальтиты, асфальтовые пиробитумы, смолы, или дегти, и пеки, или вары.

Б. получили широчайшее применение в жизни, в промышленности, технике, обороне, быту, но привлекали к себе совершенно неодинаковое внимание и во всем мире и у нас. Из природных Б. наибольшее внимание и наиболее обширную литературу вызвала нефть и ее производные; значительно меньшее-природные горючие газы, асфальты и асфальтовые породы; еще меньшее - пиробитумы в виде сланцев и сапро-пелей; совершенно ничтожное внимание уделено минеральным воскам (озокериту), вся литература о которых ограничивается несколькими книгами и небольшим числом статей. Все растущее применение и значение искусственно получаемых Б. усиливает и значение природных В., приобретающих еще ббльшую ценность при совместном использовании с первыми. В условиях экономического развития СССР как природные, так и искусственно получаемые Б. играют очень большую роль в самых разнообразных отраслях промышленности, техники, обороны и в быту; поэтому изучение В., их месторождений, методов добычи, переработки и использования, вместе с дальнейшим развитием выработки искусствен-

ных В., является одной из важных задач народного хозяйства.

Лит.: Маркуссон и., Асфальт, изд. Сов. нефт. пром., М.-Л., 1 926; Богданович К. и., Очерк месторождений нефти и других битумов, Курс лекций, РИО ВСНХ, П., 1921; Spielmann Р. Е., Bituminous Substances, L., 1925; Abraham Н., Asphalts and Allied Substances, London, 1920; Richardson C, The.Modern Asphalt Pavements, N. Y., 1908; E n g 1 e г C. u. H б f e г H., Das Erdol, B. 2, Lpz., 19 09; Engler C, Chemilcer- Ztg. , S, 10, 1912. П. Пальчинский.

БИФВУД, железное дерево, Panacoco, beefwood - древесина Swartzia tomentosa D. С. (Robinia panacoco Aubl.), дерева из сем. Caesalpiniaceae, значительных размеров по толщине, произрастающего в тропической Америке, в Гвиане. Древесина очень твердая и тяжелая, мясо - красного или же темно-буро-красного цвета, за свою прочность носит в торговле название железного кайенского дерева и употребляется для изготовления весел и на другие требующие долговечности поделки.

БИФЕНИЛ, дифенил CeHg СвН, образуется при пропускании паров бензола через раскаленные железные трубки при 500 - 750° (пирогенетическая реакция) по формуле 2СвНв->Св Hg СвНвЧ-На. По Фит-тигу, Б. получается действием металлическ. Na на бромбензол. В. бесцветное кристаллическое тело, растворяющееся в спирте и эфире; t°rLa. 70° и t°Kun. 254°. Технического значения бифенил не имеет.

БИФИЛЯРНЫЙ ПОДВЕС, маятник, состоящий из двух нитей (расположенных чаще всего вертикально), на которых симметрично подвешивается тяжелое тело. Такой маятник, повернутый около вертикальной оси, проходящей посредине между нитями, и предоставленный самому себе, приходит в колебательное движение около этой оси. На фиг. 1 АС и BD - нити, N-подвешен-


Фиг. 1.

Фиг. 2.

НЫЙ горизонтально стержень веса G. Пусть АС - ВВ = Z, а расстояние между нитями = 2а. Очевидно, при повороте бифиляра па угол dtx. нити пойдут по наклонному направлению, вследствие чего тело N приподнимется на некоторую величину dz, и будет совершена дифференциальная работа Gdz. Отсюда следует, что для поворота бифиляра нужно приложить в вертикальном направлении момент М, при чем - Mdoc = Gdz. Из фиг. 2 видно, что

И, кроме того,

.5 = 2 sin -. (2)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 ( 90 ) 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148