Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 ( 80 ) 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

Схема ее изготовления: 1 -в обсадной трубе пробурена или пробита скважина, внизу ее заложен заряд взрывчатого вещества с проводкой от него вверх запала, а сама скважина вся заполнена пластичным бетоном;


Фиг. 14.

2 - обсадная труба приподнята примерно на 1 ж, что дает возможность при взрыве получить лелаемое уширение основания сваи; 5 - взрыв произведен, и в образовавшуюся пустоту сполз сверху пластичный бетон; 4 - обсадная труба извлечена и свая забетонирована до конца. В-6, свая Вольф-холь т с а (фиг. 15): состоит из оболочки - трубы А, тем или иным путем погружаемой в грунт на требуемую глубину и снабженной сверху герметически закрывающейся


Фиг. 15.

крышкой, сквозь к-рую пропускаются 3 трубы: 1) труба 1, опускающаяся своим открытым концом до самого низа оболочки и снабженная краном на 3 хода (один сообщает эту трубу с бетоньеркой, другой дает выпуск в атмосферу, третий запирает трубу совершенно); 2) средняя труба ш, снаблсен-ная краном В для проведения сжатого воздуха высокого давления (10 atm)\ 3) труба п, снабженная краном S, манометром к и ре-

дуцирующим вентилем Р, т. е. вентилем, регулирующим давление пропускаемого им сжатого воздуха. Труба t соединена с бетоньеркой, имеющей*воронку Т для засыпки составных частей бетона. Эта бетоньерка, в свою очередь, соединена трубой В с воздушным резервуаром К. Средняя труба m и труба и - обе включены в трубу В. Схема работ видна из следующего: 1 -кран д поставлен на 2-й ход и дает выпуск в атмосферу; по трубе п в оболочку, замкнутую со всех сторон, впускается сжатый воздух малого (в 1 atm) давления, к-рый по трубе t выгоняет скопившуюся внутри оболочки грунтовую воду; 2 - краны: & на трубе пи В на трубе т закрыты, а кран и на трубе В открыт; кран д поставлен на 1-й ход (соединение с бетоньеркой); при таком положении бетон благодаря давлению сжатого воздуха (10 atmi) из бетоньерки проходит по трубе и заполняет часть обсадной трубы; В-представляет результат одной пропущенной на схеме манипуляции, а именно: после акта 2 кран д ставят на 3-й ход и, закрыв кран aS, открывают кран В\ тогда сжатый воздух высокого давления, войдя в оболочку А, своим давлением вдав.1ивает бетон в ниясележащий грунт в виде уширенного основания; одновременно тем же сильным давлением обсадная труба приподнимается несколько вверх; получив уширение внизу, кран В закрьнают, а кран вновь открывают, что вызывает собою умеренное слса-тие бетона внутри оболочки; 4 - представляет момент, когда выпуском сжатого воздуха по трубе ш через открытый кран В., при закрытых кранах 8и д, опять поднимают вверх самую оболочку. Т. о. получение на свае ушире-иий, а равно и степень вдавливания бетона в грунт и прессование самого бетона м. б. регулируемы по желанию строите- / ля. В случае надобности в обсадную трубу можно закладывать также и арматуру. В-7, свая Рид-лея (фиг. 16)- ее выполнение

ясно из схемы: 1 - оболочка из толстостенной трубы забивкой погрулсена в грунт до требуемой глубины; 2-в оболочку погрулен литой бетон, в к-рый вдавливается бетонный нилон, предварительно сделанный заранее на стороне; 5-оболочка несколько приподнята, вследствие чего бетонный пилон, вдавливая окрулсающий его литой бетон в кольцевое пространство, освободившееся после подъемки оболочки, опускается вниз до самого башмака. Наличие на пилоне кольцевого утолщения препятствует литому бетону выдавливаться вверх. Г-1, свая Ком-прессоль (фиг. 17)-выполняется по схеме: 2-в грунте пробивается отверстие при помощи чугун, бабы с утонченным .заострением; 2-в отверстие в грунте опущен бетон (иногда вместо него засыпается крупный


Фиг. 16.



песок или щебень) и происходит его трамбо-ваш1е чугун, бабой с притуплённым заострением в целях наилучшего раздвигания бетона в стороны; 3 - бетонирование сваи сверху зах-санчивается при помощи плоской бабы. Эта свая применима лишь в тех грунтах, в к-рых стенки скважины преждевременно не осыпаются; если в толще земли




Фиг. 17. ,

имеются водоносные прослойки, то пользование сваями Компрессоль становится совершенно невозможным.

Преимущества забивных свай: 1) процесс формования сваи производится на виду, что допускает возмолшость хорошего наблюдения, а потому и тщательного выполнения; 2) возмоншость применения свай в условиях нахождения сваи в воде, состав которой препятствует нормальному твердению бетона; 3) допускаемая на сваю нагрузка легко может быть определена вследствие наличия у сваи определенной геометрической формы.

Недостатки забивных свай: 1) для возможности быть забитой свая долж-, па иметь вес, меньший веса копровой бабы, что сильно ограничивает случаи применения таких свай; 2) происшедшая во время забивки сваи деформация ее в грунте может остаться незамеченной и т. о. вызвать впоследствии разрушение постройки, на ней основанной; 3) всякого рода срезы и в особенности наращивания забивных железобетонных свай осуществляются с большими затруднениями; 4) последовательные удары бабы копра создают сотрясения грунта, что иногда вызывает в соседних сооружениях нентелательпые трещины.

Преимущества набивных свай: 1) набивная свая изготовляется такой именно длины, какая требуется по условиям работы ее в грунте; 2) набивная свая не требует железной арматуры, и это в значительной степени удешевляет ее; 3) набивная свая в остающейся в грунте оболочке получает вполне правильную форму, обеспечивающую легкий и точный расчет ее сопротивления; 4) при погружении оболочки при помощи бурения устраняются всякие сотрясения грунта, что дает возможность ставить такие сваи как возле самих существующих уже громоздких соорулений, так и под сооружениями в случае надобности подводки под них фундаментов более усиленной конструкции.

Недостатки набивных свай: 1) стоимость оболочки сваи, остающейся в грунте, повышает общую стоимость самой сваи; 2) в сваях с извлекаемой оболочкой твердение бетона происходит в присутствии подземных вод, состав которых не всегда благоприятен для самого бетона; 3) в виду неопределенной формы боковой поверхности сваи, изготовленной в извлекаемой из грунта оболочке, расчет сопротивляемости сваи становится до некоторой степени неопределенным.

Лит.: Дмоховский В. К., Курс оснований и фундаментов, М., 1927; его же, Основания и фундаменты. Пособие для проектирования, М., 1925; его же, Влияние геометрической формы сваи на ее сопротивляемость; Научные труды М. И. И. Т. , вып. 6, М., 1927; NoeE. etTrocli L.. Pieux et sonnettes, P., 1920; J a с о b у Н. .S. a. D a v i s R. P., Foundations of Bridges and Buildings, 2 ed., N. Y., 1925; Handbuch liir Eisenbetonbau. B. 3, Orund- und Mauerwerlcsbau, В., 1922. В. Дмоховский.

БЕТОННЫЕ ПОСТРОЙКИ ЛИТЫЕ, см.

Постройки бетонные (л и т ы е).

БЕТОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. В строительном деле ценны следующие свойства бетона: возможность придать ему любую форму, быстрота возведения бетонной кладки, огнестойкость, многократно проверенная на опыте, и главным образом экономичность сравнительно с сооружениями из естественного камня. Благодаря этим достоинствам бетон нашел применение в самых р-азиообразных областях строительного дела. Для фундаментов, подводных и обыкновенных, бетон весьма употребителен. Бетонный ростверк, уложенный так, что головки свай погружены в массу бетона, делает, излишним устройство продольных и поперечных схваток для свай. Применяются армированные бетонные сваи, которые, как и деревянные, забиваются посредством соответствующих копров, при чем на сваю надевается специальный наго.ловник. Перед деревянными бетонные сваи имеют то преимущество, что могут найти применение при переменном уровне грунтовых вод или в том случае, когда головки свай д. б. выше этого уровня. Бетонные перемычки получаются путем укладки вместо водонепроницаемого слоя земли между стенками перемычки бетона (см. Перемычки). Такая перемычка остается как постоянная часть возводимого сооружения. Бетонные полы могут служить для защиты от проникновения грунтовой воды в помещение. Если собственный вес пола меньпю давления на него грунтовой воды снизу, то пол следует делать в виде обрати, сводов между стенами или промежуточными устоями сооружения. Водонепроницаемым слоем при этом слулшт не сам бетон, а цементная штукатурка его, которую следует защитить от возможного износа и повреждений. Своды могут быть сделаны по системе Монье, с водонепроницаемой изоляцией; б.лагодаря своей упругости такие своды более надежны. В статическом отношении бетон, стены почти всегда могут заменить стены из естественного камня или кирпича. Из бетона поэтому возводят подпорные стены, набережные, целые плотины (Шварценбах, Веггиталь-обе из литого бетона), опускные колодцы, резервуары Д.ЛЯ водоснабления, отстойники и



разные другие бассейны; для водоненро-ницаемости необходима особая изоляция изнутри. Городские водостоки часто изготовляются из трамбованного бетона. Для турбоустановок бетон - незаменимый материал, так как при других материалах труднее придать соорулсению требуемую форму. Бетон служит лучшим материалом для возведения фундаментов под разного рода машины; однако бетонные фундаменты под моторами взрывного типа, газовыми двигателями, дизелями и т. п. должны быть усилены железной арматурой, которая препятствовала бы расшатыванию отдельно утрамбованных слоев бетона. Новой областью применения бетона являются бетонные дороги для автоэкипажей. В гражданских зданиях внутренние и наружные стены из бетона встречаются редко по причине их большой теплопроводности (по сравпению с кирпичными). Для устранения этого недостатка применяют разного рода пустотелые бетонные камни. В перекрытиях делают иногда бетонные сводики по двутавровым балкам. Часто, особенно в фабрично-заводском строительстве, применяют как для стен, так и для перекрытий кроме бетона железобетон (см. Железобетонные сооружения). Значительное применение, даже для монументальных сооружений, нашли искусственные бетонные камни, укладываемые как естественный тесаный камень. Установлено, что произведения скульптуры и памятники искусства из бетона сопротивляются воздействию тех вредных атмосферных влияний, к-рые обычны для больших городов, лучше, чем соорулгенные из естественного песчаника. Большое развитие получили мосты из трамбованного бетона, представляющие собою в статич. отношении трехшарнирные арки. Эти мосты делались пролетом до 50-70 м (Дунайский мост у Мундеркингена, Изар-ский мост в Грюнвальде); в последнее время осуществлены еще ббльшие пролеты. Имеется несколько случаев применения д-тя мостов, в том числе и сводчатых, заранее приготовленных бетонных камней. Армирование бетона железом, которое воспринимает растягивающие напряжения, дает возможность применять для мостов всевозможные конструкции, работающие на изгиб. Следует еще упомянуть о разных более мелких изделиях. Сюда относятся прежде всего трубы разных диаметров для городских водостоков - круглые и овоидальные, тротуарные плиты, кровельные плитки, скульптурные ИТ. п. изделия. Особые фасонные трубы применяются в больших городах для укладки подземных телефонных кабелей.

Лит.: Федорович О. М., Каменные работы, Москва, 1923. Г. Прокофьев.

БЕТОНЬЕРКИ, бетономешалки, машины для приготовления бетона (см.). Различают Б. непрерывного и периодического действия. Б. непрерывного действия употребляются редко и только для работ второстепенного значения, так как они не дают бетона постоянного состава и качества. Эти бетоньерки состоят из цилиндрич., слегка наклонного, вращающегося барабана, снабженного лопатками или полкамина

внутренней поверхности. Для хорошего смещения нужно засыпать цемент и добавки через верхнее отверстие малыми дозамп через одинаковые промелоутки времени. При обслулшвании таких Б. тремя рабочими и непрерывной работе их часовая производительность составляет 3-5 м. В. периодического действия перемешивают отмеренную порцию материала в определенный промелток времени, а затем их разгружают; конструируют такие Б. с мешалками или в виде вращающихся барабанов.

В. с мешалками быстро изнашиваются и расходуют много энергии: при часовой производительности в 10-12 они расходуют 10-12 Н*; поэтому они все больше вытесняются машинами с вращающимися барабанами, с полками или лопастями на внутренней поверхности барабана. Перемешивание во вращающихся барабанах достигается незначительным, но многократным подъемом и сбрасыванием смешиваемых материалов. На фиг. 1 1 указано расположение полок для перемешивания 1 и приспособления для разгрузки барабана 2. Барабанные Б. изготовляются различной производительности-до 400 в день с расходом в этом случае энергии до 10-12 Н*. У калием следующие германские фирмы, изготовляющие Б. разных конструкций: фирма Gauhe, Gockel &С°,машиностроительн.завод в Neustadt an der Hardt, Рейн-Пфальцский завод St. Ingbert. На фиг. 2 изображена Б.



Фиг. 2.

Red Mixer 7S фирмы Chain Belt C°. Ее составные части: укрепленный на роликах 1 барабан, приводимый в движение бесконечной цепью 2 от восьмисильного двигателя 3 и снабженньн! с торцевых сторон отверстиями для загрузки 4 и выгрузки материалов; бак для воды 5 с трубкой б, подающей воду в барабан; совкообразиый приемник 7 для загружаемого материала, поднимаемый для загрузки канатами, навивающимися на барабаны 8. Вся установка монтирована на нодвйлшой платформе.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 ( 80 ) 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148