Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 ( 68 ) 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

перевалов (фиг. 1). Кроме того, ставятся створные знаки на берегу, сперва малые,

Опотом большие, так, чтобы судну, идуш;ему по оси фарватера, малый знак казался наложенным на другой (фиг. 2). Ночью створы освещаются огнями: для правого берега-красный огонь, Д.71Я левого-белый.


Фиг, 1. Перевальная веха.

Фиг. 2. Створные знаки.

Для указания максимальных глубин на перекатах ставят сигнальные мачты (фиг. 3). На этих мачтах особыми знаками отмечается минимальная в данный момент глубина. На порожистых местах также устанавливается определенная серия сигналов для идущих судов, с указанием, свободен или несвободен ход на порогах. Весной во время разлива, когда ба-каныустанавливать весьма трудно, т. к. разливом их срьшает, часто


Фиг. 3. Сигнальная мачта.

Фиг. 4. Весенние знаки.

ставят весенние знаки, которые остаются постоянно, при чем знаки правого берега в виде круглых щитов окрашены в красный цвет, а знаки левого берега в виде трапеции- в белый цвет (фиг. 4). Морские береговые знаки отличаются гораздо более сложной конструкцией; в большинстве же случаев прибегают к маякам - высоким, особо приспособленным зданиям, освещающим тот или иной район или сектор. См. Маяк. н. ч.

БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ применяются в целях защиты от подмыва и обрушения берегов рек, на которых имеются ценные постройки и угодья, или для закрепления благоприятного очертания

вогнутого берега реки в плане по линии выправительной трасы (см. Выправление рек). Выбор типа укрепления берегов производится при соблюдении условий технической целесообразности и экономическ. выгодности; рекомендуется использовать строительный материал, имеющийся на месте работ или в ближ;айшем районе. Технич. целесообразность заключается в том, чтобы прочность конструкции В. р. соответствовала тем силам, которым она должна противостоять. Известный своими работами во Франции инженер Фарг установил прямую зависимость между кривизной берега и глубиной реки у него, т. е. степенью его подмыва течением. Следует также учитывать, что нижняя часть откоса берега по высоте от подошвы до горизонта средне-низких меженних вод (см. Меженние воды) но-стоягпю находится под водою и подвергается непрерывному б. или м. значительному подмывающему действию речного потока. Часть откоса от горизонта средне-низких меженних вод до горизонта самых высоких вод подвергается периодическому размывающему действию HOTOica, разрушительному действию движущегося около берегов льда, влиянию атмосферных и грунтовых вод, ЗИМОЮ-действию мороза и, наконец, частично разрушается протаптыванием его животными и людьми. Выше горизонта самых высоких вод берег подвергается действию лишь атмосферных вод и мороза и протаптыванию животными и людьми. Особое внимание д. б. уделяемо защите нижней части откоса от подошвы его до горизонта средне-низких меженних вод, так как разрушение этой части откоса вызьшает обвал всей вышерасположенной его части.

Лучшим и наиболее падежным способом защиты подводной части откоса служит покрытие его фашинным тюфяком, при-груженным слоем камня в 10 -17 см. Тюфяк д. б. распололсен по возможности горизонтально и быть такой ширины, чтобы нижняя часть его была обеспечена от подмыва. Если подводная часть берега имеет настолько крутой откос, что тюфяк силой своей тяжести держаться на нем не может и есть опасность его сползания, то до прикрытия тюфяком подводный откос берега выравнивают до полуторного путем укладки вдоль подошвы фашин с образованием достаточно пологого откоса (1:14) до горизонта средне-низких меженних вод и уже тогда покрывает его тюфяком. Часть берегового откоса от последнего горизонта до горизонта самых высоких вод прежде всего срезают и планируют под определенный уклон - от полуторного до тройного в зависимости от характера грунта, из которого состоит берег. Для грунтов более слабых принимают более пологий откос. По спланированному откосу устраивают тот или другой тип покрьггия в зависимости главным образом от величины весенних скоростей течения и мощности весеннего ледохода.

Обьгзно покрытие это доводят до горизонта самого высокого весеннего ледохода с небольшим запасом по высоте, а выше лежащую часть откоса до бровки берега

19953931



укрепляют более легким покрытием, о к-ром будет сказано ниже.

При незначительном весеннем ледоходе покрытие делают в виде хворостяной выстилки (фиг. 1) или фашинных тюфяков с пригрузкой его камнем и с устройством


Фиг. 1.

по нему клеток из ивового хвороста в целях его прорастания (фиг. 2). Иногда вместо тюфяка подкладывают солому или хворост, но рекомендовать такой тип нельзя, потому что в случае плохого прорастания ивовых плетней и их гниения он скоро разрушается. При наличии на месте


[ Фиг. 2.

работ дешевого камня покрытие устраивают в виде одиночной каменной мостовой. Основанием для нее служит слой мелкого щебня толщиной в 16-20 см, утрамбованный тяжелыми трамбовками.

Если ледоход значителен, то от горизонта средне-низких менсенних вод и до горизонта, несколько превышающего самый высокий уровень ледохода, откос берега обычно укрепляют двойной каменной мостовой толщиной до 45 см на слое щебня толщиной до 25 см. Этот тип особенно распространен на р. Волге. На Днепре распространен тот же тип, но с у1сладкой мостовой в плетневых клетках. Плетни делают из свежего ивового хвороста, при чем стороны квадрата имеют от 1 до 2 л длины. На Ниж. Днепре распространен такой тип каменного покрытия; по спланированному откосу насыпают сначала мелкий камень слоем в 30 см, разравнивают его граблями, а потом поверх него тщательно укладывают крупный (размером ок. 25 см) камень слоем 25 см. Верхняя часть откоса, если она не защищена растительностью и подвергается разрушению от атмосферных вод, обычно защищают одерновкой. Дернины прибиваются к откосу каждая четырьмя спицами длиной 30 см. Дерновые работы должны производиться весной или осенью.

В других странах типы береговых укреплений видоизменяются в зависимости от


Фиг. 3.


Фиг. 4.

местных условий, но все они сводятся к нескольким рациональным типам, хорошо зарекомендовавшим себя на практике. В Германии на р. Рейне получили наибольшее распространение два типа Б. р.-фа-

шинно - камеи- ---аШ

ный и каменный. По первому типу подводная часть откоса защищалась от подмыва до средне-низкого уровня укладкою вдоль берега параллельно течению тяжелых фашин и заканчивалась бермою, укрепленною камнем. Выше бермы берег планировался откосом не круче двойного и укреплялся мостовой из крупного камня (фиг. 3). В тех случаях, когда приходилось восстанавливать береговую линию до проектной тра-сы (см.), в целях экономии пространство меледу берегом и оделс-дой из камня заполнялось насыпью из хряща (фиг. 4). Второй тип - каменный - получил распространение там, где на месте камень был дешев.

В каналах главнейшей причиной, вызывающей разрушение откосов, является волнение, развиваемое проходящими пароходами и судами, и оно тем больше, чем больше скорость движения. Ограничение этой скорости до 7-11 км в час, вызываемое необходимостью предохранения откосов от обрушения, а не требованиями наиболее экономичной тяги, наносит ущерб торговле и промышленности, замедляя передвижение грузов. В целях увеличения скоростей движения судов по каналу откосы его стали укреплять в пределах колебания горизонтов б. или м, сильно в зависимости от местных условий, при чем выбор того или другого типа зависел, конечно, от имевшихся на месте или

поблизости строительных материалов. При всем разнообразии типов их можно разделить по преобладающему материалу на три класса: 1) деревянные, 2) каменные и 3) смешанные из дерева и камня. Во Франции примерами первого класса являются типы, показанные на фиг. 5. Укрепление состоит из ряда отдельных свай, забитых в откос на уровне судоходного горизонта на расстоянии 0,80 м между осями. Позади них заложены две доски одна над другой, а непосредственно за ними посажены ивовые черенки. Вместо досок иногда кладут фашины, засыпают их землей, а образующуюся т. о. берму покрывают дерном. Этот тип годится лишь при постоянном горизонте воды в


Фиг. 5.




Фиг. 6.

канале. .Примером тина второго класса может служить показанный на фиг. 6. Конструкция его ясна из рисунка. Он поль-;ч. зуется большим распространением. Примерами типов третьего класса могут служить показанные на фиг. 7 и 8. Откос (см. фиг. 7) укреплен камнем на растворе из гидравлической извести; внизу он опирается на бетонное основание, поддерживаемое досками, а эти последние заложены за сваями, забитыми в откос.

В тех случаях, когда в целях водоненро-иицаемости русла канала под откосами его и дном закладывается бетонный слой, обыкновенно применяют тип, показанный на фиг. 8. Его преимуп];ество заключается в том что он составля ет как бы одно целое с бетонным слоем, благодаря чему водонепроницаемость русла оказывается вполне обеспеченной.

В Германии очень распространены укре-п.ления из бетонных или железобетонных

л р °= системы I Vi,t/v , D.m. Монье (на канале

Одер-Шпрее). Укрепление состоит (фиг. 9) из деревян. подпорной стенки, над которой устрое-тш. наклонная облицовка из плит Монье. Последние положены на слое известкового щебня толщиною в 10 см. Проф. Мел л ер предложил иной способ: 1) вместо

того, чтобы составлять

одежду откоса из плит не- ио.бо->; -

больших размеров, при- щи. готовленных заранее, она г


Фиг. 7.


Фиг. 8.

пение для плотного, малоизменяющегося грунта. При грунтах, склонных к пучению или легко подвижных, предпочтительнее пользоваться отдельными плитами.

На судоходных канатах СССР типы укреплений откосов крайне разнообразны. При-


Фиг. 10.

водим следующие характерные типы. Укрепление состоит из плетневых заборов, забитых на уровне горизонта воды в канале (фиг. 10). Иногда за этими заборами, в целях предохранения грунта от вымыва, укладывают фашины и присыпают их землей.

PaSotuuyp.



!ШМ1881

Фиг. 9.

изготовляется на месте и представляет непрерывную выстилку, 2) закрепление сооружения обеспечивается не простым расположением его на фундаменте, а посредством якорей а, расположенных по всей поверхности. В общем эта система постепенно улучшалась и получила распростра-

Для более сильного типа укрепления берега плетневые заборы для большей устойчивости связаны с откосом плетневыми же анкерами. Загрузку за заборами делают из камня. Вместо плетней и кольев применяют сваи и пластины с притягиванием такой пластинной заборки к анкерным сваям посредством особых брусьев (фиг. 11). При колебании горизонта воды в канале вместо пластииной заборки забивают шпунтовый ряд из досок с анкерами, а выше этой стенки от кос защищают мостовой. Вместо мостовой укладывают также горизонтальными рядами хворост нормально к урезу воды.

Следует отметить, что укрепление откосов каналов важно не только в том отношении, что придает ему устойчивость, но оно способствует также поддержанию в канале проектных глубин, всякое же разрушение




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 ( 68 ) 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148